Александр ни одним словом не упрекнул Марусю в том, что события развивались ровно по тому негативному сценарию, о котором он ее предупреждал. Вместо этого - он сделал ей новое предложение.
—Навряд ли вам пойдет на пользу жить одной в старом доме и целыми днями или маяться от безделья или нагружаться работой, которая не пойдет на пользу при вашем-то состоянии здоровья. Я ведь в курсе, что вы на днях узнавали в магазине - не возьмут ли вас уборщицей! — сказал он, — поэтому, Маруся Семеновна, я приглашаю вас к себе! Жить вместе и работать на меня.
Маруся была в таком шоке, что даже плакать перестала. Александр же шустро объяснял - по его мнению, Маруся, с ее образованием библиотекаря, вполне могла бы выполнять для него кое-какую бумажную работу. Он обещал часы работы по ее выбору, официальное оформление как своей персональной помощницы…
— Но, прежде всего, — сказал Александр, — вы будете моей дорогой гостьей!
И вот сейчас Маруся не стала спорить. Она только буквально кинулась ему на шею и за все, за все поблагодарила от чистого сердца!
— Это меньшее, что я мог бы сделать для вас, — сказал Александр, — и кроме того, — добавил он, подмигнув ей, — мне все-таки нужна земля, не забыли? Пора начинать готовить участок к постройке теплиц! Но, поскольку мне удалось купить еще один участок - тех ваших соседей, который заброшен третий год стоял, то, думаю, я могу просто обойти ваш дом и двор. В общем, эта территория не будет затронута. И вы, Маруся Семеновна, при желании, сможете вернуться. Но не раньше, чем в доме сделают соответствующий ремонт, договорились?
Маруся была очень тронута такой вот заботой, ее поразили благородство Александра, его щедрость! И она согласилась на все, что он предлагал.
Правда, ее все-таки немножко терзали сомнения о том, что она справится с порученной ей работой… Но, оказалось на деле, что не все так уж сложно, как ей представлялось. Более того - Марусю вскоре, как говорится, с головой увлекло это дело!
И снова полетели дни за днями… Это была новая жизнь! Вот только мать, естественно, не могла не думать о своей дочери. И каждый день - Маруся ждала звонка от Наташи. И каждый день мучилась от того, как же черства, жестока та была…
Что же до обитателей деревни Журавлик в целом, то они как один - вдруг забыли вражду с Марусей и вновь стали ее друзьями и добрыми соседями. Люди сочувствовали ее беде! Осуждали, конечно же, Наталью… Но вслух про это при ее матери не говорили.
А потом, в один прекрасный денек, когда землю укрыл первый снежок, Марусе вдруг позвонили.
— Из больницы? — растерянно переспросила она, не понимая, в чем дело.
Когда же поняла - едва не упала! Потому что беда случилась с Наташей - это врачи позвонили ее матери, чтобы как близкому человеку сообщить, что молодая женщина лежит сейчас у них и ей очень плохо…
По счастливому случаю Александр на момент звонка был дома и он тут же вызвался отвезти Марусю в город. И вместе с нею вошел в больницу.
— Доченька…
Маруся стояла у кровати, на которой лежала ее дочь. А та - смотрела на нее так, как может смотреть лишь человек, осознавший внезапно, что же он сам натворил со своей судьбой, как ее поломал!
Наташе крепко досталось - Николай не просто отнял у нее деньги и прогулял их, но и когда стала ему она не нужна, выгнал ее на улицу, босую, да в легкой домашней одежде. Возмущенная Наташа попыталась было ворваться обратно! Тогда Николай схватил ее за руку, увел вниз, вывел из подъезда и силой усадив в машину, объявил, что везет в лес, чтобы там привязать к дереву, да оставить волкам!
— Но у нас тут не водится волков, — сказала Наташа.
— Значит, сам с тобой разберусь, — зло усмехнулся Николай, — и поверь - я для тебя хуже любого волка буду!
И как знать, чем бы все в итоге кончилось, но только Николай был нетрезв опять и едва выехали на загородную трассу - по его вине произошла авария. Машину смяло, будто консервную банку! Николай погиб тут же, Наташе - повезло выжить…
— Мама… Прости меня… — слабо шептала она.
— Доченька! — Маруся, ровняя слезы, склонилась над ней. Гладила по голове, по рукам, — уже давно простила! Я люблю тебя, доченька! И… Все будет еще у нас хорошо, поверь!
— Не будет, мам… Все… Я все потеряла… — сказала Наташа и тихо, отчаянно заплакала, — посмотри, мам, какая я теперь!
Голова у Маруси подрагивала, она кивала. И да, она понимала, о чем дочь говорит - все лицо у Наташи было замотано бинтами. Врачи говорили, что по большей части повреждения заживут и следа не останется! Но один след - тянущийся через все лицо наискосок навсегда лишил Наташу былой красоты и его, как те же врачи сказали, уже и лучший специалист по пластике навряд ли бы сумел убрать!
Александр, верно почувствовав, что в общении матери и дочери он явно лишний, ожидал Марусю в больничном коридоре.
— Едем обратно? — спросил он.
— Нет, — тяжело сглотнув, ответила Маруся, — как же я уеду? Я дочке нужна!
— Но Наташа уже взрослая, — выгнул брови Александр, — нет, я понимаю, что она сейчас в такой ситуации оказалась… Но вы, Маруся Семеновна, что же - готовы вот так просто простить ее? И после всего, что она сделала, хотите остаться тут, вообще за ней ухаживать? Вообще, теоретически, — задумчиво продолжил Александр, — в городе у меня квартира есть... Я могу дать вам, Маруся Семеновна, ключи от нее - ведь не можете же вы круглосуточно в больнице находится! Но я, говорю честно - просто не понимаю вашего поступка!
Маруся ответила не сразу. Несколько минут она смотрела на то, как за больничным окошком идет снег, продолжая укутывать город белоснежным покрывалом.
— Я и не прошу меня понять, — наконец, сказала она, — и нет - не простое это дело, прощать! Только ведь Наташа - моя дочка. И как же я, как мать, могу бросить ее сейчас, что бы меж нами ни было в прошлом? — Маруся глядела пронзительно, — спасибо, Сашенька за все! Ты… Ведь совсем не обязан мне был ничем помогать, но так многое уже сделал! Но сейчас… Нет, я, прости, не могу принять твоих советов! Я должна о Наташеньке позаботиться. И я это сделаю!
— Ну, как хотите, — пожал плечами Александр.
Маруся осталась в городе и стала ежедневно навещать свою дочь. Ей так было жаль свою девочку! И вместе с тем Маруся понимала - все, что обрушилось на Наташу, то, что она пострадала - это следствие ее личного выбора, последствия ее поступков!
Наташа, кстати, была непривычно тихой и скромной в сравнении с нею прежней. Маруся не слышала от нее ни жалоб, ни капризов, ни даже причитаний о том, что вот, мол, как же это несправедливо!
Маруся была очень рада тому, что дочь быстро идет на поправку. Но вместе с тем - это ставило перед ней новые задачи. И в конце-концов, не представляя, как решить это самой, она решилась обратиться за помощью к Александру.
— Ну, конечно же, я помогу вам с ремонтом дома! — сказал он, когда они с Марусей встретились, — мы же об этом раньше договаривались уже!
И так Маруся и ее дочь вернулись в деревню. И вновь обитатели Журавлика показали себя с лучшей стороны - люди не злорадствовали, не тыкали несчастную Наталью случившемся, а вполне искреннее сочувствовали ее беде. И помогали этой семье, чем могли!
А где-то через три месяца после возвращения домой, Наташа заговорила со своей мамой о том, что хочет устроиться на работу.
— Я окрепла, — сказала девушка, — я не хочу больше на твоей шее сидеть! Мам, как думаешь… Куда бы меня могли взять?
Маруся развела руками - она опасалась, что это будет сложной задачкой! И пошла за советом к Александру.
— Значит, решили дать дочери второй шанс? — вздохнул он, — ну, что же… Пожалуй, у меня найдется для Наташи кое-какая работа! Сейчас хоть и зима, но дел на ферме предостаточно… И кроме того, — добавил он мрачно, — если она чего-нибудь натворит, я хотя бы буду рядом!
— Я понимаю твое недоверие, — сказала Маруся, — но я готова поклясться - моя дочь изменилась! Она все поняла!
— Ну, ну, посмотрим, — хмыкнул Александр.
И он, кстати, взялся самым внимательным образом приглядывать за Натальей. Казалось, он каждое мгновение ожидает от нее подвоха, какой-нибудь выходки! Нет, Александр не был одержимо-навязчив, но это чувствовалось…
— Может быть, хватит постоянно за мной следить?! — однажды не выдержала Наталья.
Она как раз занималась тем, что проверяла сроки годности и количество не распроданной еще продукции от фермерского хозяйство - на нем было собственное производство консервов, а Наташа - неплохо научилась работать в соответствующих программах компьютерных.
— Если есть претензии к моей работе, — добавила она, — то скажите, пожалуйста! Или я вам в принципе не нравлюсь?! — она вскинула на него взгляд изумрудно-зеленых глаз.
Александр ответил не сразу. Он внимательно смотрел на эту девушку… Да, еще совсем недавно она была роскошной красавицей! Впрочем, даже этот шрам, криво, глубоко перечеркнувший ее лицо, не лишил ее насовсем природной красоты… И глаза у нее были… Притягательными! И пышные, вьющиеся темно-рыжие волосы…
— И чего вы молчите? — нахмурилась Наташа, — знаете! — она свернула окошечко программы, — я так больше на могу работать! Мне… Мне вообще кажется, — внезапно решила она быть честной до конца, — что вы меня на работу взяли и терпите тут только ради моей мамы!
— Сначала так и было, — решил быть откровенным Александр, — сама посуди - разве ты заслуживала хорошего отношения после всего, что сделала? Но, потом мне начало казаться… Что эта авария тебя изменила…
— Да уж, изменила! — воскликнула Наташа. Покраснела до ушей и отвернулась, — так изменила, что теперь не один мужчина в жизни не посмотрит…
— Почему ты так говоришь? — Александр был немножко обескуражен тем, что они перескочили на другую тему, — разве… Полюбить можно только за красоту?
— Других может и да! — фыркнула Наташа. Она явно хорохорилась, лишь бы не разреветься, — но я… Только тем и была хороша, что красавицей была! А как человек… Сами сказали - я много чего натворила! Ой, да что теперь говорить!
Она резко поднялась из-за стола. Двинулась к двери.
— Извините, но у меня по графику - обеденный перерыв! Так что, если вы против…
— Против! — Александр неожиданно поймал ее за руку, развернул к себе так, что Наташа ахнула, уперлась ладошками ему в плечи, распахнула глаза, — я должен попросить прощения. Я был… Несправедлив к тебе! Слишком жесток. Я должен был… Проявить больше сочувствия и терпения!
— Не думаю, что вы мне что-то должны, — дрожащим голосом ответила ему Наташа, — ведь мы с вами… Чужие люди!
— Не уверен, что это точное определение, — сказал Александр и отпустил ее.
Наташа отступила. Но… уходить уже не спешила.
— Что, если я предложу тебе… Попробовать общаться заново? — вдруг спросил он.
И она снова вскинула свои зеленые-зеленые глаза. И залилась краской, но в этот раз - не от чувства, что ее оскорбили, а по причине чисто женского смущения.
— С чего бы это? — спросила она тихо, убирая за ушко прядь, выбившуюся из прически.
— Мне не кажется, я правда думаю, что ты стала другим человеком, — улыбнулся ей Александр.
И так между этими двумя начали складываться совсем другие отношения… Причем, поначалу то, что между ними происходило, было незаметно для окружающих, даже для Маруси! А потом в один прекрасный день…
В общем, Маруся сказала маме, что Александр сделал ей предложение. Маруся схватилась за сердце и заплакала.
— Мам, ты чего?! — испугалась Наташа, — мама! Ты считаешь, мне не стоит за Сашу выходить? Но… Он ведь такой хороший! И он… Он поверил в меня! И помогает дальше мне становиться лучше! Он…
— Нет, доченька, что ты! — перебила ее, замахала руками Маруся, — как я могу быть против? Просто… Я не ожидала совсем, что все так сложится! А Саша… Лучшего мужа для тебя я и представить не могу! — закончила Маруся и крепко обняла свою дочь.
Свадьбу сыграли весной, а гуляли на празднике - всей деревней! Обитатели Журавлика, кстати, очень положительно отнеслись к этой новости - потому что все соседи успели тоже уже узнать, как изменилась к лучшему Наташа и искренне радовались за ней!
И так для Маруси и ее дочери, для всей их маленькой обновленной семьи, началась новая жизнь… Счастливая и благополучная во всех отношениях.
Самые обсуждаемые и лучшие рассказы.
«Секретики» канала.
Интересно Ваше мнение, а лучшее поощрение лайк, подписка и поддержка канала ;)
(Все слова синим цветом кликабельны)