Найти в Дзене

10 фактов о Вигго Мортенсене на съёмках «Властелина Колец», которые вы могли не знать

Для миллионов поклонников «Властелина Колец» во всем мире Вигго Мортенсен навсегда останется воплощением Арагорна, предводителя дунаданов и наследника трона Гондора. Его глубокая, многогранная игра придала персонажу невероятную глубину и человечность, сделав его одним из самых любимых героев саги. Но за кадром остаётся не менее захватывающая история — история актёра, чья преданность роли переходила все мыслимые границы. Его работа на площадке стала легендой, обрастая мифами и правдивыми историями, которые поражают воображение даже спустя два десятилетия. Подготовка к роли Арагорна стала для Вигго Мортенсена не просто профессиональной задачей, а настоящим путешествием, полным физических испытаний, творческих озарений и глубокого погружения в мир, созданный Толкином. От случайного появления в проекте до настоящих травм, риска для жизни и невероятных проявлений актёрского мастерства — каждый факт его работы на съёмках трилогии заслуживает отдельного рассказа. Эта статья приоткроет завесу
Оглавление

Для миллионов поклонников «Властелина Колец» во всем мире Вигго Мортенсен навсегда останется воплощением Арагорна, предводителя дунаданов и наследника трона Гондора. Его глубокая, многогранная игра придала персонажу невероятную глубину и человечность, сделав его одним из самых любимых героев саги. Но за кадром остаётся не менее захватывающая история — история актёра, чья преданность роли переходила все мыслимые границы. Его работа на площадке стала легендой, обрастая мифами и правдивыми историями, которые поражают воображение даже спустя два десятилетия.

Подготовка к роли Арагорна стала для Вигго Мортенсена не просто профессиональной задачей, а настоящим путешествием, полным физических испытаний, творческих озарений и глубокого погружения в мир, созданный Толкином. От случайного появления в проекте до настоящих травм, риска для жизни и невероятных проявлений актёрского мастерства — каждый факт его работы на съёмках трилогии заслуживает отдельного рассказа. Эта статья приоткроет завесу тайны и представит 10 самых удивительных фактов о том, как создавался образ Арагорна, фактов, которые раскрывают не только профессиональные, но и личные качества Вигго Мортенсена.

1. Неожиданное начало: последний претендент на роль Арагорна

Сложно представить, но Вигго Мортенсен изначально не рассматривался на роль Арагорна. Режиссёр Питер Джексон и его команда видели в этой роли ирландского актёра Стюарта Таунсенда.

Тот уже прибыл в Новую Зеландию, начал репетиции и даже приступил к подготовительным тренировкам по фехтованию и верховой езде. Однако в самый последний момент, когда съёмки уже были готовы начаться, Джексон принял судьбоносное решение. После нескольких проб он осознал, что Таунсенд, которому на тот момент было 26 лет, выглядит слишком молодо для того, чтобы играть 87-летнего (по меркам дунаданов) наследника Исильдура. Требовался актёр с более зрелым лицом и глубиной во взгляде.

Ситуация стала критической. Съёмочный график был нарушен, а студия New Line Cinema, вложившая огромные средства в одновременные съёмки трёх фильмов, нервничала. Кастинг-директора срочно начали искать замену. Среди кандидатов рассматривались такие именитые актёры, как Рассел Кроу и Николас Кейдж, но по разным причинам они не подошли. В этот момент на горизонте появилась кандидатура Вигго Мортенсена, которому тогда было 40 лет. Питер Джексон позвонил ему и в срочном порядке предложил роль.

Сам Вигго был совершенно не знаком с творчеством Толкина. Он никогда не читал «Властелина Колец» и лишь смутно представлял себе масштаб произведения. Получив сценарий, он был ошеломлён и немного напуган предстоящей работой.

-2

Решение приняться за столь масштабный проект пришло от его одиннадцатилетнего сына, Генри. Узнав, что отцу предложили роль в экранизации его любимой книги, мальчик настоял на том, чтобы Вигго дал согласие. «Если ты не сыграешь Арагорна, я никогда не прощу тебя», — примерно так звучал его вердикт. Мортенсен послушался сына и уже через 48 часов летел в Нью-Зеландию, даже не успев как следует прочитать книгу.

Первый же съёмочный день Мортенсена был настоящим испытанием на прочность. Студия потребовала немедленно отправить отснятый материал на утверждение. Джексон, понимая, что нельзя показывать сцены с диалогами, поставил сложнейшую сцену сражения с назгулами на Заверти. Вигго пришлось сразу же погрузиться в бой, с мечом в руках и огнём в глазах. Он блестяще справился, и студия дала добро. Трилогия была спасена.

2. Метод перевоплощения: жизнь в образе Арагорна

Вигго Мортенсен подошёл к роли с невероятной ответственностью, выбрав путь полного погружения в персонажа. Это не был классический «метод Станиславского», это было нечто большее. Он буквально стал Арагорном на время съёмок. Он почти никогда не выходил из характера своего персонажа, даже когда камеры были выключены. Это помогало ему сохранять целостность образа и глубину эмоций.

-3

Одним из самых ярких проявлений этого подхода стала его одержимость оружием и костюмом. Вигго настолько сроднился с своим мечом Андурилом, что носил его с собой повсюду, даже вне съёмочной площадки. Он спал с ним рядом, оттачивал движения во время прогулок, что однажды привело к курьёзному инциденту. Полиция Веллингтона получила встревоженные звонки о человеке, размахивающем мечом в промышленном районе города. Стражи порядка были вынуждены сделать актёру предупреждение, попросив его «не размахивать холодным оружием в общественных местах».

Меня однажды попросили местные правоохранительные органы не ходить по городу, размахивая мечом. Однажды днём меня заметили в промышленном районе Веллингтона, когда я уходил с одной из наших репетиций сцены, размахивая мечом, погружённый в мысленные сражения с невидимыми орками.
-4

Не менее трепетно он относился и к своему костюму. Костюмеры были в шоке, когда Вигго попросил разрешения самостоятельно чинить и ухаживать за своей одеждой. Он считал, что следы износа, потертости и грязь, которые он «добывал» естественным образом на съёмках, добавляли костюму аутентичности. Художник по костюмам Нгила Диксон позже восхищалась:

Это была необычная просьба, но она была важна для Вигго, а значит, важна и для нас. Возможно, именно потому, что он сам стирал и чинил одежду Арагорна, он так идеально вжился в роль.

3. Риск ради искусства: настоящие травмы на съёмочной площадке

Съёмки «Властелина Колец» славились своей сложностью и повышенным травматизмом, и Вигго Мортенсен был бесспорным «лидером» в этом невесёлом рейтинге. Его преданность реализму часто заставляла его отказываться от каскадёров и выполнять опасные трюки самостоятельно, что несколько раз приводило к реальным травмам.

Самая известная история произошла во время съёмок сцены в Раздоле, когда Арагорн в ярости пинает шлем. По сценарию, герой должен отчаяться, узнав, что урук-хай убили Мерри и Пиппина. В первой же дубле Вигго с такой силой ударил по металлическому реквизиту, что сломал себе два пальца на ноге. Его крик боли — не актёрская игра, а самая настоящая, неподдельная агония. Питер Джексон был настолько впечатлён искренностью реакции, что оставил этот дубль в финальной версии фильма.

-5

Но на этом злоключения не закончились. В другой сцене, во время ожесточённой схватки, один из орков-статистов попал мечом по лицу Вигго, отколов кусок его переднего зуба. Вместо того чтобы бежать к стоматологу, Мортенсен потребовал приклеить осколок обратно суперклеем, чтобы продолжить съёмки. Он рассудил, что для странствующего следопыта отсутствующий зуб — это вполне естественно.

Пожалуй, самый опасный инцидент произошёл на съёмках «Двух крепостей». Во время сцены в бурной реке сильное течение подхватило актёра и потащило ко дну. Вигго, наглотавшийся воды, был уверен, что вот-вот утонет. Ему чудом удалось выплыть и ухватиться за скалу. Пережитый ужас и ярость борьбы за жизнь идеально легли в последующий кадр, где измождённый Арагорн выбирается на берег.

4. Верность друзьям: история с лошадьми

Как и его персонаж, Вигго Мортенсен испытывает глубокую привязанность и уважение к лошадям. На съёмках трилогии у него было несколько «коллег» по съёмочной площадке, но особенно он сдружился с лошадью по кличке Урейус (Uraeus), которая играла его верного скакуна по имени Brego (в фильмах его звали Брего, тогда как в книгах коня Арагорна звали Рохаллор).

-6

Их первые встречи были непростыми. Урейус, как и сам Вигго, попал на проект в последний момент и был нервным и пугливым. Мортенсен проявил огромное терпение, проводя с жеребцом всё свободное время, ухаживая за ним и разговаривая с ним. Между актёром и животным возникла невероятная химия, которая хорошо видна на экране.

Когда съёмки подошли к концу, Вигго не смог перенести разлуку. Он выкупил Урейуса, а затем приобрёл и второго коня по кличке Кенни, чтобы его боевой товарищ не скучал. Оба животных прожили долгую и счастливую жизнь на ранчо актёра. Более того, он поступил так же с лошадью, на которой скакала дублёрша Лив Тайлер (Арвен). Вигго заметил, как между каскадёршей и животным установилась тесная связь, и подарил ей эту лошадь.

5. Лингвистическая одержимость: изучение эльфийского и не только

Вигго Мортенсен — известный полиглот. Помимо родного английского, он свободно говорит на испанском и датском, а также владеет французским, шведским, норвежским и даже понимает русский. Поэтому его глубокий интерес к лингвистическим изысканиям Толкина был абсолютно закономерен.

-7

Для него было принципиально важно не просто заучить фонетически бессмысленные для него фразы на синдарине (одном из эльфийских языков), а понять их структуру и смысл. Он работал с лингвистами проекта, чтобы вникнуть в грамматику и лексику, чтобы его произношение звучало не только правильно, но и естественно. Это стремление к аутентичности распространялось и на другие аспекты: он изучал историю и культуру Средиземья, чтобы лучше понять мотивацию Арагорна — потомка королей, скрывающегося под личиной следопыта.

Я бы сказал: очень тщательно прочти этот огромный роман «Властелин Колец», но не ограничивайся этим: также следует взглянуть на ту или иную скандинавскую сагу. Тогда у тебя будет понятие о том, где Толкин черпал свою информацию. К примеру, Сигурда, убийцу драконов и Сагу о Вёльсунгах. Прочти их.

Этот совет будущим актерам Мортенсен дал не просто так. Именно так он и готовился к роли. Погружение в скандинавский эпос, с его суровыми героями и трагическими судьбами, помогло ему найти внутренний стержень своего персонажа, его благородство и готовность к самопожертвованию.

6. Братство на экране и за кадром: взаимоотношения с актёрским составом

Одной из отличительных черт трилогии является невероятная химия между членами Братства. Эта связь не была игрой; она зародилась за кадром. Вигго, как один из самых опытных и уважаемых актёров на площадке, стал своего рода моральным лидером и для своих молодых коллег.

-8

Он поддерживал дружеские отношения со всеми, но особенно с «хоббитами» — Элайджа Вудом (Фродо), Шоном Эстином (Сэм), Билли Бойдом (Пиппин) и Домиником Монаганом (Мерри). Именно с Билли Бойдом произошёл один из самых забавных закадровых моментов. Во время съёмок свадьбы Сэма и Рози в финале «Возвращения короля» Вигго, стоя за кадром, так проникся всеобщим весельем, что в одном из дублей внезапно схватил Билли и страстно его поцеловал. Шокированный Бойд с достоинством принял этот импровизированный порыв, и всё это выглядело настолько смешно, что вызвало хохот у всей команды.

-9

Но самая трогательная история связывает его с Лив Тайлер (Арвен). Актриса была впечатлена его профессионализмом и преданностью. Для их ключевой сцены воссоединения на коронации в Минас-Тирите изначально планировалось снимать их по отдельности с использованием дублёров. Вигго и Лив настояли на том, чтобы играть эту эмоциональную сцену вместе. Их аргументы убедили Джексона, и в результате зрители увидели один из самых пронзительных и искренних моментов в фильме, наполненный настоящими, а не наигранными чувствами.

7. За пределами сценария: влияние на образ Арагорна

Вигго Мортенсен не просто исполнял роль — он жил ею и постоянно предлагал идеи, которые обогащали персонажа. Его глубокое понимание Арагорна позволяло ему импровизировать и вносить правки, которые режиссёр Питер Джексон часто одобрял.

Одним из таких моментов стала сцена, где Арагорн поёт про Берена. Именно Вигго настоял на её включении, аргументируя это тем, что подобные песни и легенды были важной частью культуры дунаданов и добавляли глубины как его персонажу, так и истории в целом. Он сам участвовал в аранжировке и исполнении.

-10

Дэвид Кроненберг, снимавший Мортенсена позже в «Истории насилия», отмечал:

Вигго больше волнует правдивость, жизненность того человека, которого он играет, а не то, как он сам выглядит на экране.

Этот подход проявился и на съёмках «Властелина Колец». Например, это он предложил, чтобы костюм Арагорна выглядел более потрёпанным и бывалым, а его манеры — менее королевскими и более «дорожными» в первых фильмах, чтобы подчеркнуть трансформацию персонажа от следопыта к королю.

8. Не только актёр: художественные таланты на службе у трилогии

Мало кто знает, что творческий вклад Вигго Мортенсена не ограничился актёрской игрой. Художник, фотограф и поэт по призванию, он активно документировал жизнь на съёмочной площадке через объектив своей камеры.

-11

Его фотографии — это уникальный, интимный взгляд на процесс создания эпической саги. Он снимал уставших, но счастливых актёров между дублями, запечатлевал потрясающие пейзажи Новой Зеландии, ловил моменты искреннего дружеского общения. Эти снимки позже стали основой для нескольких книг и выставок. Они показывают «Властелина Колец» с совершенно иной, человеческой стороны, далёкой от голливудского пафоса.

Кроме того, его художественный вкус и чувство стиля помогали и в работе над ролью. Он мог предложить более удачный ракурс или посоветовать, как лучше выстроить кадр, чтобы передать нужное настроение. Его многогранность и творческая жилка сделали его не просто исполнителем, а полноправным соавтором образа Арагорна.

9. Преодоление себя: борьба с вертиго в Битве у Хельмовой Пади

Эпизод Битвы у Хельмовой Пади стал одним из самых сложных не только по постановке, но и лично для Вигго Мортенсена. Актер страдает от вертиго (головокружения, боязни высоты), что стало серьёзным вызовом во время съёмок на высоких декорациях крепости.

-12

Один из эпизодов снимался на узкой лестнице без перил, ведущей на вершину стены. По сценарию, Арагорн яростно сражался, поднимаясь по ней и отбиваясь от орков. После нескольких удачных дублей съёмочная группа решила сделать перерыв. В тот момент, когда все стали спускаться, Вигго посмотрел вниз — и у него начался приступ сильнейшего головокружения.

Я замёр. Было ужасно. Я просто прислонился к стене и смотрел на ночное небо. Я не мог посмотреть вниз. Я действительно думал... я даже не хочу спускаться. Уж тем более я не хочу сражаться на этих лестницах.

Ему пришлось медленно, как паук, карабкаться по стене, пока остальные актёры спускались вокруг него. Невероятным усилием воли он сумел взять себя в руки и завершить съёмку эпизода, который вошёл в финальную версию фильма. Этот случай — ярчайшее свидетельство его профессиональной доблести и умения преодолевать собственные страхи ради искусства.

10. Наследие Арагорна: как роль изменила жизнь Вигго Мортенсена

Роль Арагорна стала поворотной точкой в карьере и жизни Вигго Мортенсена. До «Властелина Колец» он был известен в основном по характерным ролям второго плана в голливудских фильмах. После премьеры трилогии он в одночасье стал мировой звездой, узнаваемой миллионами зрителей.

Однако слава и популярность стали для него непростым испытанием. Скромный и глубокий по натуре, Мортенсен был не готов к навязчивому вниманию папарацци и фанатов. Известен случай, когда он был вынужден опубликовать открытое письмо с извинениями и просьбой не присылать ему больше писем, поскольку физически не мог ответить на всю корреспонденцию.

-13

С другой стороны, успех открыл для него двери в мир большого кино. Он получил возможность работать с такими выдающимися режиссёрами, как Дэвид Кроненберг («История насилия», «Восточные обещания»), что принесло ему три номинации на премию «Оскар» за лучшую мужскую роль. Он смог реализовать себя как режиссёр, сценарист и композитор, оставаясь верным своему художественному видению.

Но самое главное наследие Арагорна — это неразрывная связь с фанатами и коллегами по съёмочной площадке. До сих пор он с теплотой вспоминает годы работы над трилогией и поддерживает дружеские отношения с участниками съёмочной группы. Для миллионов людей во всём мире он навсегда останется не просто актёром, а тем самым настоящим Арагорном, чьё благородство, отвага и преданность вдохновляют и по сей день.

Заключение: Бессмертный след Следопыта Севера

Путь Вигго Мортенсена в качестве Арагорна — это история невероятной преданности искусству, граничащей с одержимостью. От случайного появления в проекте до полного слияния с персонажем — каждый его шаг на съёмочной площадке «Властелина Колец» демонстрирует высочайший уровень профессионализма и личной смелости. Он не просто играл роль, а жил ею, дыша ей, принимая её боль и её триумфы как свои собственные. Именно эта подлинность, эта неигровая серьезность и сквозящая в каждом взгляде глубина и сделали его Арагорна таким живым, настоящим и любимым.

-14

Наследие Вигго Мортенсена в мире Средиземья продолжает жить. С выходом новых проектов, таких как «Охота на Голлума», вновь вспыхивают слухи о его возможном возвращении к роли. Смогут ли новые актёры, которые неизбежно придут в этот мир, перенять у него эстафету столь же самоотверженного служения искусству? Покажет время. Но одно можно сказать наверняка: эталон, установленный Мортенсеном, навсегда останется в истории кинематографа как пример того, на что способен настоящий художник, когда его сердце и разум полностью отданы великой цели.