Найти в Дзене
МК в Питере

Метро поездило по ушам петербуржцев

Петербургский метрополитен — это не только жизненно важная транспортная артерия, но, как выяснилось, и источник серьезной шумовой нагрузки на организмы сотен тысяч горожан. Обеспокоенные жители Северной столицы давно бьют тревогу в социальных сетях, жалуясь на невыносимый грохот в вагонах и на станциях. Однако Роспотребнадзор в ответе журналистам сообщил, что шум в метрополитене не превышал нормативов, когда проводились замеры. А производитель вагонов «Трансмашхолдинг» умывает руки: дело, мол, не в составах. Корреспонденты «МК в Питере» проехались в подземке с поверенным профессиональным шумомером. На следующий день обе девушки испытывали симптомы, похожие на те, что бывают при легкой контузии. Однако обо всем по порядку. Шумный сигнал тревоги Первые тревожные звоночки «прозвучали» летом 2025 года. Пользователи соцсетей, в частности, паблика «Новости Купчино», обратили внимание на дискомфортный, а порой и опасный уровень шума на фиолетовой ветке метро. С помощью мобильных приложений ак

Петербургский метрополитен — это не только жизненно важная транспортная артерия, но, как выяснилось, и источник серьезной шумовой нагрузки на организмы сотен тысяч горожан. Обеспокоенные жители Северной столицы давно бьют тревогу в социальных сетях, жалуясь на невыносимый грохот в вагонах и на станциях. Однако Роспотребнадзор в ответе журналистам сообщил, что шум в метрополитене не превышал нормативов, когда проводились замеры. А производитель вагонов «Трансмашхолдинг» умывает руки: дело, мол, не в составах. Корреспонденты «МК в Питере» проехались в подземке с поверенным профессиональным шумомером. На следующий день обе девушки испытывали симптомы, похожие на те, что бывают при легкой контузии. Однако обо всем по порядку.

    Метро — источник серьезной шумовой нагрузки на организмы сотен тысяч горожан. Фото: МК в Питере / Камилла Латыпова
Метро — источник серьезной шумовой нагрузки на организмы сотен тысяч горожан. Фото: МК в Питере / Камилла Латыпова

Шумный сигнал тревоги

Первые тревожные звоночки «прозвучали» летом 2025 года. Пользователи соцсетей, в частности, паблика «Новости Купчино», обратили внимание на дискомфортный, а порой и опасный уровень шума на фиолетовой ветке метро. С помощью мобильных приложений активисты зафиксировали пиковые значения в 92 децибела. Это значительно превышает допустимые санитарные нормы, установленные на уровне 75 дБА (согласно СанПиН от 16 октября 2020 г. N 30).

«Это просто невыносимо! — жалуется пассажир Сергей. — После каждой поездки голова раскалывается, в ушах звенит. Неужели нельзя что-то сделать?»

Впрочем, вряд ли можно верить замерам, которые были сделаны таким образом: приложения на современном телефоне, несмотря на свою сложность, не могут дать точной картины. Поэтому редакция «МК в Питере» провела собственное журналистское расследование, чтобы разобраться в ситуации и предоставить читателям объективную информацию.

    редакция «МК в Питере» провела собственное журналистское расследование. Фото: МК в Питере / Камилла Латыпова
редакция «МК в Питере» провела собственное журналистское расследование. Фото: МК в Питере / Камилла Латыпова

Официальный ответ: все в порядке!

Первым делом мы обратились за разъяснениями в Межрегиональное управление Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, возглавляемое Наталией Башкетовой. В официальном запросе мы попросили предоставить информацию о периодичности и методах проведения замеров уровня шума, а также сообщить о результатах последних исследований.

Ответ ведомства несколько обескуражил. Как выяснилось, инструментальные измерения проводятся только в рамках контрольных мероприятий и производственного контроля, осуществляемого... (тут должна бы звучать барабанная дробь) сотрудниками метрополитена. Согласно последней плановой проверке, проведенной еще в апреле 2024 года, превышений нормативных значений выявлено не было.

«Обращения граждан на превышение предельно допустимых уровней шума на станциях и в салонах вагонов в 2024 году и за истекший период 2025 года в адрес Управления не поступали», — заявила заместитель руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области Ирина Заботина.

В этом ответе самое, наверное, замечательное заключается в том, что замеры шума проводятся сотрудниками метрополитена. У нас нет никаких причин не доверять уважаемым работникам подземки, однако хотелось бы, чтобы данные о таком важном показателе поступали из независимого ведомства. Как говорится, для большей объективности.

А еще возникает закономерный вопрос: если люди жалуются на шум, но по данным Роспотребнадзора (с опорой на измерения метрополитена) в подземке тишь да гладь, то кому верить?

«МК в Питере» проводит собственные замеры

Для получения объективной картины, редакция «МК в Питере» провела собственные замеры уровня шума в метрополитене, используя профессиональный шумомер Testo 816-2 2 класса точности. Он предназначен для замера шума в жилых и производственных помещениях, а также на открытом воздухе. Прибор имеет погрешность измерений ±1,0 дБА и может работать в режиме регистратора, записывая замеры с периодичностью в 1 секунду.

Мы начали производить замеры с фиолетовой ветки, проехав от «Комендантского проспекта» до «Шушар». Затем «послушали» центр города на всех линиях метрополитена.

    редакция «МК в Питере» провела замеры уровня шума в метрополитене, используя шумомер. Фото: МК в Питере / КАмилла Латыпова
редакция «МК в Питере» провела замеры уровня шума в метрополитене, используя шумомер. Фото: МК в Питере / КАмилла Латыпова

Результаты неутешительны: шум превышает норму повсеместно

Результаты замеров оказались неутешительными: на всех линиях и станциях метрополитена, где мы побывали, зафиксированы превышения максимально допустимой нормы шума в 75 дБА. Но есть и настоящие антирекордсмены:

самый шумный перегон на линии 5 (фиолетовой) — «Международная – Бухарестская». Прибор показал 103.2 дБА; самая шумная станция метро (из проверенных) — «Московские ворота». Здесь уровень шума достиг 103 дБА; самая шумная «фиолетовая» станция — «Международная». Ее пиковый показатель — 102 дБА.

По нашим наблюдениям, самые высокие показатели фиксировали на платформе во время прибытия поездов. В середине станции не на много тише. Так, уровень шума в центре платформы на станции «Комендантский проспект» составил 82.7 дБА.

Для наглядности мы представили результаты наших замеров в таблицах.

    В метро зафиксированы превышения максимально допустимой нормы шума в 75 дБА. Фото: МК в Питере / Камилла Латыпова
В метро зафиксированы превышения максимально допустимой нормы шума в 75 дБА. Фото: МК в Питере / Камилла Латыпова

Таблица максимальных зафиксированных показателей шума на станциях метрополитена Санкт-Петербурга, линии 5.

-5

Таблица максимальных зафиксированных показателей шума в перегонах между станциями метрополитена Санкт-Петербурга, линии 5.

Таблица максимальных зафиксированных показателей шума на станциях метрополитена Санкт-Петербурга, линии 2.

Таблица максимальных зафиксированных показателей шума в перегонах между станциями метрополитена Санкт-Петербурга, линии 2.

-8

Таблица максимальных зафиксированных показателей шума на станциях метрополитена Санкт-Петербурга, линии 1.

-9

Таблица максимальных зафиксированных показателей шума в перегонах между станциями метрополитена Санкт-Петербурга, линии 1.

-10

Таблица максимальных зафиксированных показателей шума на станциях метрополитена Санкт-Петербурга, линии 3.

-11

Таблица максимальных зафиксированных показателей шума в перегонах между станциями метрополитена Санкт-Петербурга, линии 3.

-12

Таблица максимальных зафиксированных показателей шума на станциях метрополитена Санкт-Петербурга, линии 4.

-13

Таблица максимальных зафиксированных показателей шума в перегонах между станциями метрополитена Санкт-Петербурга, линии 4.

-14

После шести часов непрерывных поездок и нахождения на станциях метро мы ощущали тяжесть в голове (будто ее сдавили в тисках), звон в ушах и временное снижение остроты слуха. В голосе появилась хриплость: в метро постоянно приходилось кричать, чтобы услышать друг друга.

С кого спросить за шум?

Для получения полной картины «МК в Питере» направил официальный запрос в Комитет по транспорту Санкт-Петербурга на имя Валентина Енокаева. В нем поднимались вопросы о причинах «шумовой атаки» на фиолетовой линии, планах по принятию мер по нормализации уровня шума и текущей ситуации с обновлением подвижного состава.

    В запросе для Комтранса поднимались вопросы о причинах «шумовой атаки» на фиолетовой линии. Фото: МК в Питере / Камилла Латыпова
В запросе для Комтранса поднимались вопросы о причинах «шумовой атаки» на фиолетовой линии. Фото: МК в Питере / Камилла Латыпова

Однако... комитет переадресовал наше письмо в ГУП «Петербургский метрополитен» на имя начальника Евгения Козина.

Такой «футбол» выглядит довольно странно на фоне того, что в стране, среди прочего, реализуются национальные проекты «Эффективная транспортная система» и «Технологическое лидерство», цели которых — создание единой, интегрированной транспортной сети, которая будет удобной и доступной для всех граждан. Это предполагает не только строительство новых участков, но и модернизацию уже существующих объектов. Можно вспомнить и слова, которые президент России Владимир Путин сказал, предложив замглавы Минтранса Андрею Никитину стать и. о. министра транспорта.

«Транспорт — одна из фундаментальных сфер деятельности, важнейшая в стране, сквозная, можно сказать, и сама по себе высокотехнологичная», — заявил глава государства.

О том, что развитие метро — важнейшее направление работы, говорил и губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов на майском совещании в Смольном.

Метрополитен: старые вагоны – не наша забота

Ответ, полученный из ГУП «Петербургский метрополитен» от начальника пресс-службы Юлии Шавель, оказался не менее интересным. В нем сообщалось, что подземка осуществляет производственный контроль уровней звукового давления, используя специализированные лаборатории и оборудование. Однако, как выяснилось, в первой половине 2025 года измерения уровней шума на станциях «Линии 5» не проводились.

Самым же удивительным стала информация о том, что санитарно-эпидемиологические требования к уровням шума, установленные СП 2.5.3650-20, не применимы к подвижному составу, эксплуатируемому по линии 5. Дело в том, что здесь используются вагоны моделей 81-717/714 и их модификации, техническая документация на которые утверждена до 01.01.2021. А согласно пункту 1.5 СП 2.5.3650-20, санитарные правила не применяются к транспортным средствам, техническая документация на которые не предусматривает установку или ремонт соответствующих систем, оборудования и материалов и утверждена до 01.01.2021.

Получается, метрополитен признает проблему шума, но при этом снимает с себя ответственность за ее решение, ссылаясь на устаревшие вагоны, к которым не применимы современные санитарные нормы?

При этом, как сообщается в ответе ведомства, «поставка нового подвижного состава для эксплуатации на Линии 5 предусмотрена в 2025 году, 2030 - 2031 годах». Так, ждем новые составы только через 5 лет! А пока запасаемся берушами и терпим?

На этом фоне почему-то вспоминается о том, что ГУП «Петербургский метрополитен», не спешащий модернизировать существующие объекты, регулярно лоббирует повышение тарифов. Проезд в шумном метро в 2025 году подорожал на 23% по сравнению с тарифами 2024 года. Стоимость разовой поездки при оплате картой или смартфоном увеличилась с 70 до 86 рублей. К слову, в Москве за проезд при оплате картой или смартфоном берут 74 рубля. Но выбора у петербуржцев нет: добираться наземным транспортом долго и столь же дорого (60 рублей по «Подорожнику»). Поэтому, несмотря на возрастающие аппетиты ГУП «Петербургский метрополитен», которым руководит Евгений Козин, горожане будут и дальше пополнять бюджет предприятия-монополиста. При этом сложно говорить о том, что компания бедствует: с 2020 года выручка и прибыль ГУП растут. За 2024 год выручка выросла на 12% и составила 6,6 млрд рублей, а прибыль возросла аж на 224% и составила 4 млрд рублей. Конечно, было бы хорошо, если бы эти средства пошли на текущий ремонт путей и их модернизацию с целью снижения шума, а не на создание развлекательных промороликов для VK и другую непрофильную деятельность.

    метрополитен признает проблему шума, но при этом снимает с себя ответственность за ее решение. Фото: МК в Питере / Камилла Латыпова
метрополитен признает проблему шума, но при этом снимает с себя ответственность за ее решение. Фото: МК в Питере / Камилла Латыпова

«Трансмашхолдинг» умывает руки

В ходе эксперимента на перегонах мы замеряли шум как в старых вагонах, так и в новых поездах «Балтиец», которые были выведены на линию в 2022 году. Однако даже в них, при всей их инновационности и новизне, были зафиксированы превышения допустимых уровней шума.

Так, в перегоне между станциями метро «Пушкинская» и «Владимирская» шумомер показал 88,4 дБА.

«МК в Питере» направил официальный запрос в «Трансмашхолдинг», чтобы узнать, какие меры собирается предпринять производитель для улучшенной шумоизоляции в поездах.

Однако в «ТМХ» превышения норм отрицают, подчеркивая, что замеры необходимо проводить в специальных условиях: «При проведении испытаний необходимо не только использование поверенных приборов, но и обязательное выполнение ряда условий, которые отражены в соответствующей методике испытаний, а именно: скорость движения 45 км/ч и 65 км/ч, время измерений в каждой точке не менее 300 с, отсутствие помех в прохождении по соседнему пути подвижного состава, перемещение людей в помещении объекта испытаний, открывание и закрывание дверей, соблюдение порядка пользования конкретной измерительной аппаратуры».

Ну что ж, мы, может быть, и не специалисты в замерах, но вот студенты и педагоги профильных вузов наверняка знают, как все сделать правильно.

В 2024 году в интернете была опубликована работа трех студентов Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I под руководством кандидата физико-математических наук Ольги Суворовой: они провели исследование по оценке уровней шума в питерской подземке. Они производили замеры в разных типах вагонов на различных ветках метро. В итоге зафиксировали превышение уровней шума в вагоне «Балтиец» на красной ветке, в вагоне 81-717/714 на синей, в вагоне «Балтиец» на фиолетовой и в вагоне «Нева» на зеленой.

В своей работе они, среди прочего, сообщили, что источниками шума в вагоне метро являются:

работающие двигатели поезда; пара «колесо – рельс», удары колес на стыках рельсов; движение воздуха, выдавливаемого из тоннеля при движении поезда.

    Шум при движении вагона при взаимодействии колес с рельсами увеличивается в местах стыков рельс. Фото: архив МК в Питере
Шум при движении вагона при взаимодействии колес с рельсами увеличивается в местах стыков рельс. Фото: архив МК в Питере

«Повышенный уровень шума при движении вагона поезда метро при взаимодействии колес с рельсами увеличивается в местах стыков рельс и при наличии неровностей и дефектов. Уровень шума от вагонов метро при их движении зависит в основном от скорости движения поезда. Максимальный уровень шума возникает в области контакта рельсов и колес вагона. Под пассажирским вагоном, движущимся со скоростью 120 км/ч, уровень шума может достигать значений от 110 до 115 дБА», — пишут исследователи в своей работе.

При этом авторы статьи сообщают: 30-минутное воздействие шума на уровне в 90 дБА — это все равно что восемь часов находиться при шуме в 70-80 дБА. Исследователи отметили, что ранее замеры в петербургском метро проводили специалисты аккредитованной лаборатории ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по г. Санкт-Петербургу». Они замеряли уровень шума в вагонах типа «Ем». При движении от «Проспекта Ветеранов» до «Девяткино» уровни шума составили 82-87 дБА по эквивалентному уровню, что не соответствует нормативам.

К слову, еще в 2017 году СМИ писали о том, что Москва нашла способ снизить уровень шума в метро. Там стыки между рельсами сваривают жидким металлом (алюмотермитная сварка), создавая ровный путь. Благодаря этому не только уровень шума снижается и составляет менее 70 дБА, но и колеса вагонов меньше изнашиваются.

Кстати, в своем ответе «ТМХ» не писал о том, что источником шума может быть пара «колесо-рельс», но мимоходом отметил, что обслуживанием рельсового полотна компания не занимается.

Цена шума: здоровье петербуржцев

Казалось бы, ну зачем поднимать шум из-за шума. Однако в метро среднестатистический житель Петербурга проводит, в лучшем случае, около часа. И все это время на него воздействует шумовое давление. Опрошенные редакцией врачи убеждены: пользование подземкой не проходит бесследно для организма.

«Длительное воздействие шума до 80 дБА считается безопасным. Однако при превышении этого уровня начинаются изменения. Человеческое ухо оснащено мышцами, которые напрягаются в ответ на громкие звуки, чтобы замедлить их передачу. Это механизм защиты внутреннего уха от акустической травмы, но он не совершенен. Шум вызывает повреждение волосковых клеток в улитке, которые отвечают за восприятие звуков. Пограничным уровнем, вызывающим изменения, считается 90 дБА (блендер, газонокосилка, крик). При регулярном воздействии шума такой громкости (30 мин/день, 4 ч/нед) происходит постепенное разрушение клеток», — предупреждает врач-оториноларинголог, лор-врач Арина Хлытина.

Акутравма — не единственное последствие постоянного шумового воздействия на организм. Уровень выше 75 дБА (санитарной нормы) считается потенциально опасным для организма в целом.

    регулярное попадание в очень шумную среду — это прямой риск развития сердечно-сосудистых заболеваний. Фото: МК в Питере / Камилла Латыпова
регулярное попадание в очень шумную среду — это прямой риск развития сердечно-сосудистых заболеваний. Фото: МК в Питере / Камилла Латыпова

«Шум — это не просто раздражающий фактор, а физиологический стрессор. При уровне шума свыше 65 дБА повышается уровень кортизола и адреналина, учащается пульс, возрастает давление. Это запускает хронический стресс даже без субъективного ощущения раздражения. Уровень выше 70–75 дБА при длительном воздействии повышает риск сердечно-сосудистых заболеваний, нарушений сна, тревожности и когнитивной усталости, усиливает активацию симпатической нервной системы. Это ведет к тахикардии, гипертонии и снижению иммунитета», — говорит нейробиолог, психофизиолог Татьяна Смирнова.

Получается, что регулярное попадание в очень шумную среду — это прямой риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, которые, как известно, являются главными убийцами петербуржцев. В 2023 году, по данным Петростата, болезни системы кровообращения убили 31 627 жителей Северной столицы (это 52,64% от всех скончавшихся).

По словам Татьяны Смирновой, шум также увеличивает утомляемость, снижает уровень дофамина и серотонина, что ведет к тревожности, раздражительности и выгоранию. Особенно уязвимы дети, пожилые и люди с хроническими заболеваниями.

В 2018 году «Петербургский метрополитен», проведя опрос, выяснил, что «12% петербуржцев ездят в метро по 3-4 раза в день. 14% осуществляют поездки 3-4 раза в неделю». Эти данные были опубликованы в телеграм-канале ГУП и издании «Петербургский дневник». В августе 2022 года ГУП сообщило, что «около 2 миллионов петербуржцев каждый день пользуются метрополитеном».

Получается, что каждый день каждый третий житель города рискует своим здоровьем: физическим и психическим. А еще — будущим своей семьи.

По словам врачей, особую группу риска, если говорить про последствия шумового воздействия, составляют женщины. Оно напрямую влияет на гормональную регуляцию и возможность зачать ребенка, а также на развитие плода.

«Постоянное воздействие свыше 65–70 дБА может нарушать секрецию половых гормонов (эстрадиола, прогестерона), нарушать овуляцию, вызывать сбои менструального цикла. Есть данные, что женщины, живущие в шумных районах, чаще сталкиваются с нарушениями сна, предменструальным синдромом, снижением либидо и ухудшением фертильности. Все это связано с активацией стрессовой оси и подавлением нормального функционирования гипоталамо-гипофизарно-яичниковой системы», — предупреждает Татьяна Смирнова.

Также, как отметила эксперт, при уровнях шума выше 85 дБА возрастает риск преждевременных родов, гипотрофии плода и нарушений плацентарного кровотока.

«Исследования показывают, что дети, внутриутробно подвергавшиеся высокому шумовому воздействию, чаще имеют поведенческие нарушения, гиперактивность, трудности с концентрацией. Это связано с повышенным уровнем кортизола у матери и активацией воспалительных процессов. Также фоновый шум мешает полноценному восстановлению матери, что может влиять на течение беременности и послеродовой период», — объясняет Татьяна Смирнова.

Сотрудники петербургской подземки уже дважды принимали роды. В 23 сентября 2018 года женщина родила на станции «Технологический институт». Почти на месяц раньше срока. Роженице повезло: принимавшая малыша уборщица была бывшим медиком. 24 ноября 2024 года роддомом стала станция метро «Горьковская».

Шум бьет и по мужскому здоровью. Согласно исследованию, проведенному учеными Сеульского национального университета (Южная Корея), у мужчин, которые регулярно подвергались воздействию шума свыше 55 дБ, было установлено снижение фертильности.

«Из-за регулярного воздействия шума развиваются серьезные проблемы со здоровьем, в том числе бесплодие. Поэтому для сохранения способности к зачатию ребенка необходимо минимизировать воздействие шума», — предупреждают сеульские ученые.

Датчане, проведя свое исследование, выяснили, что для женщин старше 35 лет воздействие дорожного шума на 10,2 дБ выше среднего (55-60 дБ) повышает вероятность бесплодия на 14%.

По данным Петростата, с 2019 по 2023 год суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных женщиной в течение жизни) в Петербурге снизился с 1,35 до 1,26. Если в 2019-м на свет появилось 58 870 детей, то в 2023-м всего 48 016.

    Шум бьет как по женскому, так и по мужскому здоровью. Фото: МК в Питере / Камилла Латыпова
Шум бьет как по женскому, так и по мужскому здоровью. Фото: МК в Питере / Камилла Латыпова

Вместо заключения

«МК в Питере», проведя расследование, удостоверился в том, что проблема повышенного уровня шума в петербургском метрополитене действительно существует.

Мы понимаем, что являемся журналистами, а не специалистами в области акустики и метрологии. Поэтому мы готовы провести дополнительный, совместный тест с сотрудниками Роспотребнадзора и метрополитена, если они вдруг с нашими замерами будут несогласны. Чтобы развеять любые сомнения и получить объективную оценку ситуации.

Мы надеемся, что наши замеры и публикации привлекут внимание ответственных лиц к этой проблеме и станут стимулом для принятия мер по снижению шумовой нагрузки на пассажиров петербургского метрополитена. Ведь безопасность и здоровье горожан — это главный приоритет.

Авторы: Камилла Латыпова,Валерия Бянкина,Наталья Морозова