Найти в Дзене

Бойцы невидимого фронта. О чем молчали архивы. Часть 6.

Сергей Безух, научный сотрудник Городского исторического музея. Пашковский отряд Почти одновременно, вероятно с учетом вышеприведенного плана, создается другой план - реорганизации Пашковского отряда, - датированный 21 октября 1942 г. Кратко обозначим и его основные позиции: «План преобразования Пашковского партизанского отряда в разведгруппу УНКВД по Краснодарскому краю. Пашковский партизанский отряд насчитывает 39 человек. Находится на территории Кубани, оккупированной противником, между первой и второй линией немецкой обороны. Боевые операции в районе своего расположения проводить не мо-жет, так как проведение операций может привести к обнаружению и уничтожению отряда. Располагая большой продовольственной базой и квалифицированными силами партизан, ...отряд до сих пор ...являлся как бы перевалочным лагерем для наших разведок между оккупированной и не оккупированной частью территории Кубани, ...чем принес положительные результаты. Целесообразно: преобразовать Пашковский партизанский

Сергей Безух, научный сотрудник Городского исторического музея.

Подрыв железной дороги и немецкого эшелона, осуществленный силами кубанских партизан (предположительно, участок между ст. Афипской и ст. Северской)
Подрыв железной дороги и немецкого эшелона, осуществленный силами кубанских партизан (предположительно, участок между ст. Афипской и ст. Северской)

Пашковский отряд

Почти одновременно, вероятно с учетом вышеприведенного плана, создается другой план - реорганизации Пашковского отряда, - датированный 21 октября 1942 г. Кратко обозначим и его основные позиции:

«План преобразования Пашковского партизанского отряда в разведгруппу УНКВД по Краснодарскому краю.

Пашковский партизанский отряд насчитывает 39 человек. Находится на территории Кубани, оккупированной противником, между первой и второй линией немецкой обороны.

Боевые операции в районе своего расположения проводить не мо-жет, так как проведение операций может привести к обнаружению и уничтожению отряда. Располагая большой продовольственной базой и квалифицированными силами партизан, ...отряд до сих пор ...являлся как бы перевалочным лагерем для наших разведок между оккупированной и не оккупированной частью территории Кубани, ...чем принес положительные результаты.

Целесообразно: преобразовать Пашковский партизанский отряд в разведгруплу УНКВД по КК; все имеющееся в данное время командование отряда оставить на своих местах;... очистить отряд от балласта, отчисленных из отряда направить в тыл Союза; подчинить пашковскую разведгруплу группе УНКВД КК «Кубанцы», которая возглавляется тов. Батько и Винниченко».

Далее в плане преобразования следуют задачи для новой группы: налаживание связи и агентуры в краевом центре, приобретение новой агентуры, создание диверсионных групп для действия в Краснодаре и степных районах. Следовало прекратить прием разведок других отрядов и использования отряда в качестве перевалочной базы.

То есть поддерживаемая на самом высоком уровне УНКВД края группа «Кубанцы» должна была расшириться за счет квалифицированных оперативных кадров от-ряда, что положительно повлияло бы как на реализацию замысла налета на аэродром, так и в других совместных операциях. Но пока мы также не можем утверждать, что слияние произошло.

Партизаны - лесные мстители или чекистские подразделения?

Бытующие мнения, что партизанские отряды являлись этакой «самостийной» шайкой ушедших от гонений оккупантов в леса «на вольные хлеба» гражданских жителей, не соответствует действительности.

Вернее, не всегда соответствует, особенно на Кубани, где партизанское движение было тщательно подготовлено и координировалось в самых высоких структурах власти и государственной безопасности. Партизанские отряды формировались по принципу военных и чекистских подразделений, во главе которых стояли проверенные и преданные делу командиры из офицеров Красной Армии, крупных партийных или советских, реже хозяйственных работников. Заместителем или начальником разведки группы (отряда) практически всегда назначался оперативный работник МВД или МГБ - начальник или оперативник местного РОВД или НКВД, хорошо знающий местность и население. Комиссарами обычно становились местные партийные работники, политруки Красной Армии.

Координация действий отрядов и скрупулезное руководство ими «сверху» отчетливо видны из рассматриваемых нами выше и в последующем документов. Например, один из них устанавливает порядок отчетности о результатах работы групп и отрядов перед 4-м отделом УНКВД края.

Отчеты предоставлялись каждые десять дней. В них отражались данные о количестве агентуры, в том числе вновь поступившей с материалами о результатах ее работы; данные о переброске в тыл противника связных и диверсантов и их возвращении с описанием проделанной работы; конкретные: результаты проведенных операций в различных населенных пунктах, легенды агентуры и другое. Устанавливалось количество связных для передачи отчетов и разведывательных сведений в главк.

Упорядочено было и обеспечение отрядов, причем на самом высоком уровне. Это подтверждается, например, сметой расходов, утвержденной начальником 4-го управления НКВД СССР старшим майором государственной без-опасности П.А. Судоплатовым.

Финансировались отряды за счет государственных средств, средств органов госбезопасности и местных возможностей. Ознакомимся с выпиской из этого документа, хотя он относится к совершенно другим, не рассматриваемым здесь партизанским подразделениям:

«Смета расходов по диверсионно-разведывательной группе «Черноморцы»

1. На оперативные расходы группе «Черноморцы» выдается:

- немецких оккупационных марок - 20000,

- советскими знаками - 40000.

2. Расходы на экипировку составляют 15000 советскими знаками.

3. Расходы по оплате семьям составляют в месяц 7700 советскими знаками.

Сумма расходов по оплате семьям распределяется:

- начальник группы «Пугачев» - 800,

- комиссар группы «Петров» - 800,

- начальник агентурной разведки «Власов» - 300,

- радист - 500,

- разведчик «Иванов» - 500» (далее следует список из еще восьми разведчиков с аналогичными суммами, - прим. авт.).

«Смета расходов по диверсионно-разведывательной группе «Казаки»

1. На оперативные расходы группе «Казаки» выдается:

- немецких оккупационных марок - 10000,

- советскими знаками - 50000.

2. Расходы на экипировку составляют 3000 советскими знаками.

3. Расходы по оплате семьям составляют в месяц 3200 советскими знаками.

Сумма расходов по оплате семьям распределяется:

- начальник группы «Платонов» - 800,

- комиссар группы «Гребенюков» - 800,

- радист - 600,

- разведчик «Богданов» - 500,

- разведчик «Степанов» - 500».

Как видим, в сметы включались не только расходы для обеспечения деятельности самих групп, но проявлялась забота о членах семей партизан и разведчиков.

Бойцы невидимого фронта

Батько, он же Павел Кривоносов
Батько, он же Павел Кривоносов

Говоря о деятельности ОРГ «Кубанцы», действовавшей на передовой и в тылу противника путем ведения разведки, диверсионной работы, вербовки агентуры в краевом центре и в районах, нельзя обойти вниманием и тех агентов-подпольщиков, с которыми группа работала на оккупированной территории. Некоторые из них были завербованы из местных жителей и включены в состав группы; некоторые члены группы сами переходили линию фронта и «оседали» в немецком тылу, становились агентами. Другие агенты, не являясь членами ОРГ, тем не менее, выполняли важную работу по добыче разведывательных сведений и тесно сотрудничали с чекистами.

Познакомимся лишь с некоторыми из «бойцов невидимого фронта».

В качестве агентов в оккупированном Краснодаре работали две сестры, члены ОРГ «Кубанцы», жительницы хутора Злого Горячеключевского района - учительницы Смолей Ольда Константиновна 1910 г. р. («Поля») и Золотовская Злата Константиновна 1919 г. р. («Шура»). Обе они неоднократно в донесениях и рапортах о проделанной работе группы отмечались как отважные и эффективные подпольщицы. Находясь в оккупированном краевом центре, они поддерживали постоянную связь с группой, другими одиночными агентами и постоянной резидентурой Краснодара; получали и передавали задания и разведывательные данные. Еще до «оседания» в Краснодаре лично сами собирали разведданные о расположениях немецких штабов, батарей, передвижении войск в Горячеключевском районе.

12 ноября 1942 г. начальник

УНКВД КК утвердил план - задание агенту «Тейлор»:

«Для работы на территории противника ... оставлен агент «Тейлор» - Артемов Михаил Семенович, проживающий в Краснодаре, ул. Красная, 95, кв. 4, которому было дано задание проникнуть в административно-хозяйственные учреждения врага».

Агент «Тейлор» еще до начала работы вызывался в гестапо Краснодара и после соответствующей проверки был направлен в редакцию газеты «Кубань» - печатного органа Управления бургомистра г. Краснодара, который немцы использовали в своих пропагандистских целях. Став таким образом корреспондентом газеты, он мог беспрепятственно проходить в любые гражданские хозяйственные и административные учреждения. Учитывая эту возможность эффективного использования «Тейлора», в плане были отражены направления его работы:

«Направить в г. Краснодар через тов. Винниченко агента «Альбину», которая знает «Тейлора», с задачей установления с ним связи и передачи ему заданий. После ... «Альбина» при помощи «Тейлора» оседает в г. Краснодаре и поддерживает регулярную связь с ним, получая от него данные о выполнении наших заданий и материалы разведывательного порядка. Для связи с агентом «Альбина» выделить 2 связников из числа агентуры начальника разведки спецгруппы УНКВД тов. Винниченко, которые один раз в десятидневку поочередно связываются с «Альбиной» и получают от нее необходимые нам данные о результатах работы «Тейлора». 11.11.42. г. Сочи».

В одном из донесений «Тейлора» в группу сообщалось; что через Краснодар перебрасывается мотопехота противника на Ростов численностью до 15 тыс. человек. Отмечается, что настроение румынских солдат подавленное: они говорят, что готовы сдаваться в плен. Далее: «Есть возможность достать аммонал и тол. Нужны запалы. Подобрана группа молодежи. Какие будут задания?»

Впоследствии агентам «Тейлор», «Альбина», «Поля», «Шура», «Божко», «Иванов», «Васильев» и другим руководство УНКВД поручило совершение терактов и диверсий в отношении немецкого актива ст. Пашковской, совершение диверсий на инфраструктуре г. Краснодара и распространение листовок среди населения. Кроме того, поручалось вести учет заминированных объектов и зданий и при вступлении в г. Краснодар Красной Армии немедленно сообщить эти данные. Приближалось январское наступление Красной Армии...

Продолжение следует.

Использованы фотоматериалы сайта «Генерал Цвигун. Частные хроники» https://generaltsvigun.ru/ и других источников.