Считается, что у каждого человека свое восприятие мира. Но существует три основных фильтра, через которые мы отбираем получаемую информацию. Первый - через призму своего личного опыта. Второй - через призму культуры, в которой воспитывался человек. Третий - через призму науки.
Первый способ восприятия называют субъективным, так как при этом восприятии человек интерпретирует мир через призму своих личных переживаний, эмоций и убеждений. Это эгоцентрический опыт, при котором человек никогда не примет чужого мнения, если оно не совпадает с его личным опытом.
Второй вид восприятия называется этноцентризмом. Чаще всего этноцентризм подразумевает, что собственная культура превосходит другие культуры, и в этом случае она расценивается как единственно правильная. Всё, что отклоняется от норм, обычаев, системы ценностей, привычек, типов поведения собственной культуры, считается низкопробным и классифицируется как неполноценное по отношению к своему.
Третий вид восприятия мира - через призму науки - предполагает формирование научной картины мира — целостной системы представлений об общих свойствах, сферах, уровнях и закономерностях реальной действительности. Это достигается через синтез знаний, полученных в различных научных дисциплинах, и систематизацию их в виде понятий, принципов, законов, гипотез и теорий.
По сути, второй и третий тип восприятия основываются на объединении личного опыта группы людей, сумевших прийти к "общему знаменателю", то есть договорится между собой, что их ощущения, переживания и эмоции во многом совпадают. А для этого необходимо договориться об обучении с раннего возраста своих детей одним и тем же принципам восприятия. Что хорошо, а что плохо, что правильно, а что не правильно. Как нужно жить, чтобы "не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы". То есть, воспитать новое поколение на своем личном опыте с последующей передачей этого опыта будущим внукам и правнукам. Но, если научная парадигма подразумевает проведение экспериментов, которые могут опровергнуть предыдущие знания, то этноцентризм такой возможности не дает, а значит каждое последующее поколение будет тупо повторять ошибки предков, если эти ошибки возведены в ранг культурных ценностей.
Если эгоцентричный способ восприятия основан на вере в себя и только, то второй и третий типы восприятия подразумевают веру или в мудрые заветы предков, или в научные знания, соответственно.
Сегодня каждый человек встает перед выбором – во что он хочет верить? А значит перед выбором – как воспринимать все происходящее в мире?
Одни стремятся вернуть уклад жизни своих предков, объявляя всех, кто не хочет так жить, инакомыслящими иноверцами. Другие хотят жить по рекомендациям ученых, и считают, что все остальные живут в невежестве. Третьи делают то, что хотят, но если жизнь складывается не так, как они планировали, то винить могут лишь себя, а значит и менять жизнь к лучшему могут только через изменение себя.
В любом случае, восприятие мира происходит через "призму" опыта, разница лишь в том, чей это опыт.
Призму используют для разложения одного луча белого света на множество спектров, то есть один луч "распиливают" на семь основных кусочков - семь цветов радуги.
Представьте себе многоугольник, называемый призмой. У него два равных параллельных основания и многочисленные боковые грани - параллелограммы. Типичный граненый стакан. Теперь мысленно положим призму на бок. На что она стала похожа? Нам кажется, что на отпиленный кусок бревна. Между прочим, так показалось не только нам: «prisma» по-гречески - «распиленное» (от prio пилю).
Мы можем говорить о семи цветах радуги, а можем углубиться в изучение отдельных оттенков и получить более точную картину. Тогда уже простого перечня (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый) нам будет явно не хватать.
Призма восприятия — это фильтр, через который человек воспринимает мир. У каждого свой собственный фильтр, который сказывается на восприятии.
Некоторые слои призмы восприятия:
- опыт жизни в родительской семье;
- опыт взаимодействия с другими людьми в разные периоды жизни;
- знания, умения, навыки и другие.
Таким образом, одно и то же событие может быть по-разному воспринято разными людьми. Например, для кого-то слова «Я не буду выносить мусор» означают, что человек не будет выносить мусор, а для кого-то — отношение к нему («ты не важен, не нужен, поэтому я не буду выносить мусор»).
То есть, призма восприятия при неправильном воспитании может быть связана с комплексами, обидами, страхами человека - его слабыми местами. Тогда она мешает адекватно воспринимать окружающий мир и происходящие события.
Опять же, правильное воспитание или нет - мы можем оценить лишь через призму своего опыта. Если воспитатели вырастили закомплексованное поколение, они смогут это оценить лишь в том случае, если сами избавятся от комплексов. Поэтому бабушки и дедушки намного терпимее к своим внукам, чем родители к детям. Они осознали многое, что их детям еще только предстоит осознать на собственном опыте.
Чем грубее личное восприятие мира, тем сложнее понять человека с утонченным восприятием. Человек с грубым восприятием просто не поймет тонких полутонов в речи, мимике, жестах.
Как описать картину мира через утонченную призму восприятия, собранную из личного опыта, знаний предков и научных экспериментов? Тут на помощь приходит творчество. И не только живопись, музыка или танцы. Большую роль в нашей жизни играет словотворчество. Дети осваивают эту премудрость, как только начинают говорить. Благодаря своей пластичности русский язык для этого хорошо подходит. Он на протяжении столетий вбирал в себя всю картину мира, собранную из накопленных в разных областях знаний и придавал этой картине оттенок личного опыта.
Многие народы не могут передать эмоционального окраса языком, они передают эту информацию усиленным голосом, мимикой, движениями. Наверно многие видели, как читают текст китайские дикторы. То есть, записанные на бумаге эти языки мало о чем нам скажут.
Можно предположить, что русский язык был создан именно для этой цели, так как он способен передавать множество оттенков чувств. Например, с точки зрения англоязычных народов фразы: "очень не плохо" (в английском ей тождественна фраза "It's not too bad" - Все не так уж плохо) и "не очень плохо" ("Not too bad" - не так уж плохо) - отличаются лишь небольшой оптимистической ноткой в первом варианте, призывающей не отчаиваться, ведь "все не так уж плохо".
Но русские короткой фразой "очень не плохо" отметят качество немного не дотягивающее до "отлично", а фразой "не очень плохо" поставят слабую троечку. И таких оттенков в нашем языке множество с большим числом градаций от "минуса" к "плюсу". То есть мы умеем не только отличать черное от белого, но даже в кромешной тьме найдем и отметим небольшой проблеск света. Впрочем, и абсолютный Свет нас не ослепит, так как наше восприятие мира позволяет понять, что познание бесконечно. То что вчера было утвержденной и окончательной истиной, сегодня может оказаться очередной ступенью на Лестнице Света.