У Мориса выдалась тяжелая ночь: сначала он долго не мог уснуть, а в пять утра его разбудила дочь. У девочки разболелось ухо, да так сильно, что она побежала к отцу! Морис нехотя встал с постели и осмотрел девочку. У Джерил опухли лицо и шея, превратившись в единое целое. Одного взгляда хватило, чтобы поставить диагноз. «Это как раз именно то, что нужно», — пробормотал мистер Хиллеман, потянувшись за чемоданчиком…
В 1967 году в США появилась первая живая вакцина для профилактики эпидемического паротита — болезни со смешным названием «свинка». Она не такая опасная, как корь, оспа или коклюш, поэтому ею значительно реже пугают родителей. Единственное, что о ней широко известно — это возможная связь с бесплодием. Впрочем, не все правда, что пишут в интернете. Чем на самом деле опасен паротит и почему он входит в состав одной из самых важных детских вакцин, читайте в этой статье из цикла «История одной эпидемии».
По сравнению с другими «детскими» инфекциями эпидемический паротит кажется легкой болезнью: из-за него редко бывают смертельные исходы, а минимум у трети зараженных он протекает в стертой или бессимптомной форме. Однако проблема заключается в том, что к нему восприимчивы люди всех возрастов, при этом у взрослых он чаще имеет тяжелое течение и дает серьезные осложнения. Впрочем, так было не всегда.
Судя по данным Корпуса Гиппократа , первая из известных вспышек этой болезни произошла на греческом острове Тасос в 410 году до н. э. Ее особенностью было то, что вирус активно распространялся среди детей и мужчин, но редко поражал женщин. Гиппократ отмечал, что иногда заболевание осложнялось орхитом — воспалением яичка, а некоторые заболевшие страдали от сильных головных болей и даже впадали в кому (вероятно, у них был менингоэнцефалит). Однако летальных исходов не было:
…после изменения погоды у некоторых больных появились жгучие лихорадки, у многих стали появляться опухоли около ушей (заушница) на одной стороне и на двух. У всех без вреда эти опухоли разошлись и ни у кого не произвели нагноений, подобных тем, которые происходят от других причин.
— писал Гиппократ о вспышке этой болезни.
Подробнее о трактатах Гиппократа и его учеников читайте в статье «Гепатит B: запутанная история от динозавров до наших дней» (врез «Великие врачи древности»).
С тех пор паротит стал набирать обороты и к XIV–XV векам его эпидемии вспыхивали примерно каждые 3–5 лет. Они полностью охватили Европу в XVI столетии, а через триста лет распространились по всему миру. К концу XIX века в России было задокументировано целых двенадцать циклов!
Такие разные паротиты
Паротит — это воспаление околоушных слюнных желез. Как и в случае с гепатитом, его причина может быть инфекционной (вирусы, бактерии) или обусловленной другими факторами (обезвоживание, хирургическое вмешательство, аутоиммунные процессы). Однако наиболее частая причина — это заражение вирусом MuV (mumps virus) из семейства Paramyxoviridae. Такой паротит называют эпидемическим или по-простому — «свинкой». Суть этого странного названия в том, что опухшие железы делают лицо похожим на домашнего поросенка.
Название «паротит» происходит от греческого «παρωτίτις» (parotitis) и буквально означает «воспаление около уха».
Если сравнивать эпидемический паротит с корью или ветрянкой, то он не такой заразный: вирус выделяется со слюной в виде довольно-таки крупных аэрозольных капель, которые быстро инактивируются во внешней среде (также он выделяется с мочой, но это вряд ли имеет большое эпидемическое значение). Чаще всего болезнь передается воздушно-капельным путем, реже — через контакт с зараженными предметами.
Инкубационный период длится 16–25 дней (заразным человек становится на 9–10 день), в течение которых вирус активно размножается и «курсирует» по организму. Сначала он заражает клетки дыхательных путей, а затем отправляется в «путешествие» вместе с кровотоком. В организме к нему восприимчивы разные органы: околоушные слюнные железы (чаще всего поражаются именно они), глаза, центральная нервная система, поджелудочная железа, почки, половые железы и суставы. Именно воспаление околоушных желез вызывает характерное для паротита набухание и болезненность.
После того как вирус некоторое время «поживет» в слюнных железах, он распространяется на другие органы. На этом этапе активизируется иммунная система, и примерно через неделю больной выздоравливает, однако иногда возможны осложнения:
- смерть: 1/20 000 заболевших;
- энцефалит, который также может закончиться летальным исходом или оставить «напоминание» в виде расстройств ЦНС (в том числе параличей): 2–30 случаев/10 000 больных для стран с низким охватом прививками; около 1% при массовых программах вакцинации;
- временная или постоянная потеря слуха: до 5 случаев/100 000 заболевших (раньше паротит был одной из основных причин глухоты у детей);
- асептический менингит: до 10% заболевших;
- панкреатит: примерно 4% заболевших (это осложнение может привести к диабету I типа);
- орхит: 30% (обычно он развивается у молодых мужчин в постпубертате и чаще всего затрагивает одно яичко; риск потери репродуктивной функции низок — не более 13%);
- воспаление яичников: 7%;
- мастит: 30%;
- выкидыш: 25% при заболевании до 12 недели беременности.