Во-первых, 7 мая 1985 года вышло постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». Последствия оказались предсказуемо разрушительными.
В-вторых, 13 сентября 1985 года Правительство Саудовской Аравии приняло решение о снятии ограничений на рост добычи нефти. В результате за несколько месяцев мировые цены на сырую нефть упали в 4-е раза, критически подорвав экспортные доходы СССР.
Прежде чем перейти к анализу этих событий, необходимо подчеркнуть, что мы не ставим перед собой задачу детально все проанализировать, что называется, разложить все по полочкам, ответив на все вопросы. Это невозможно, не нужно и, главное, уже не интересно.
Что интересно, так это понять, почему первые лица СССР основываясь в целом на благих пожеланиях принимали судьбоносные для страны решения, которые в конечном счете привели к ее развалу. При этом такие решения имели системный характер. Классика тех лет: «Хотели как лучше, получилось как всегда». Черномырдин знал, что говорил.
Юбилей первый: «Трезвость – норма жизни»!
Немного статистики. В середине 80-х годов советские люди выпивали 10.5 литров спирта в год на человека. Это 53 бутылки в год, без учета самогонов и суррогатов. Даже в царской России потребление алкоголя было ниже более чем в два раза. В статистике учитывались все жители СССР: от младенцев и до глубоких старцев, от больных до непьющих по религиозным соображениям. Это означает, что средний советский мужчина выпивал не менее 100-120 бутылок в год, что называется – каждый день «соображал на троих». Конечно, цифры ужасали и поэтому нужно было принимать меры, но только не те, которые принял Горбачев&Сo.
Не хочу уходить в детали, те кто это видел сам ничего нового от меня не узнает, те же кто не видел и не знает лучше и не знать, какой может быть в нашей стране степень издевательства над своим же населением.
Моя задача посмотреть какой ущерб был нанесен экономике страны, сбалансированности ее внутреннего рынка, что в конечном счете привело к геополитической трагедии – распаду СССР.
Хорошо известно, что поступление от водочных налогов составляли заметную часть в доходе бюджетов как Российской Империи, так и СССР. В 1985 году доля таких доходов превышала 10% и составляла более 38 млрд. рублей. Вся доходная часть бюджета СССР равнялась 372,6 млрд. рублей.
Причины такой сверхдоходности – низкая себестоимость спирта: 7 копеек за литр спирта. В бутылке водки 0,5 литра содержалось 200 мг спирта, себестоимость которого менее 1,5 копеек. Цена водки «Экстра» (0,5 л) в середине 80-х годов – 4 руб. 12 коп., как тогда говорили: «4 рубля – доход государства, а 12 копеек – издержки». Водочный акциз в России всегда был и будет одной из важнейших и стабильных статей дохода российского бюджета.
При обсуждении проекта антиалкогольной компании Минфин СССР понимал с какими проблемами столкнется наша страна. Рассказывали, что тогдашний Министр финансов СССР, крайне уважаемый и опытный специалист, проработавший на этой должности 25 лет – Гарбузов Василий Федорович, спросил Горбачева: «Как он собирается закрывать дыру в бюджете страны?» Наш первый и последний Президент СССР ответил, что проблема наполняемости бюджета – ответственность министра финансов, ему и ее решать, а не лезть со своими мелкими финансовыми вопросами в большую политику оздоровления советского общества.
После реализации антиалкогольной компании и её полного провала министр Гарбузов В.Ф. заболел и фактически отошел от дел. Он умер через 6 месяцев после старта антиалкогольной компании 12 ноября 1985 года.
Надо сказать, что несмотря на все препоны, наш народ как пил, так и продолжил пить. Потребление водки по статистике упало до 4,2 литров на человека в спиртовом эквиваленте. При этом соответственно выросло потребление самогона и прочей «барматухи». Бюджет СССР потерял порядка 2% доходной части, а не 5% согласно прогнозам. Причина – розничная цена на бутылку водки выросла более чем в два раза – до 10 рублей.
Начавшаяся в 1985 году антиалкогольная компания уже к 1987 году практически закончилась, так как её идеологи и исполнители сильно испугались народного гнева. В результате до бунта дело не дошло, но до разочарования и безразличия к советской власти, в горбачевском исполнении, власти довести сумели.
Вывод: хорошо отработали «неизвестные герои», которые подтолкнули Горбачева к столь фатальному решению. Спустя 40 лет, осмысливая события этого периода все менее понятно, как Горбачев и всё его политбюро, опираясь на КГБ, огромную партноменклатуру, не смогли предвидеть возможные негативные последствия их авантюры.
Ответ, типа, что во главе страны стояли абсолютно некомпетентные люди, не способные видеть очевидные вещи, не проходит. Признать, что Горбачев и его соратники не знали собственный народ и поэтому совершили такое – абсурдно.
Остается только признать, что у нас было «глубинное государство», которое уже в поздне-брежневские времена признало, что директивно-плановая экономика и руководящая роль КПСС приведут страну к катастрофе. Есть некоторые упоминания, что был разработан «план А» предотвращения распада СССР и перевода его на рыночные отношения по примеру Китая. Если был «план А», то должен быть и «план Б», который предусматривал действия, на случай если «план А» не удастся реализовать. Возможно, что он предусматривал «контролируемый развал СССР», с участием, как наших, так и зарубежных спецслужб и некоторых членов высшей партийной номенклатуры.
Наличие «плана Б» во многом объясняет всё что произошло в 80-90 годы, включая поведение Горбачёва, а последующем и Ельцина, как руководителей СССР и России.
Обязательно это обсудим в наших дальнейших публикациях.