Найти в Дзене

О Крестном Ходе 7 сентября

Вчера мне довелось пережить совершенно потрясающий опыт - участие в общемосковском Крестном Ходе от Храма Христа Спасителя до Новодевичьего монастыря. Сразу скажу, что сегодня меня постиг лютейший отходняк. Я на смене в Храме, но сидеть на посту абсолютно не в состоянии - меня знобит, колотит и трясет. Но я опытно знаю - «любому хорошему делу или предшествует, или последует искушение». А крестный ход 7 сентября 2025 года точно был хорошим делом. Мне и раньше довелось участвовать во всяких народных гуляниях, но атмосферы такого радостного единодушия, такой общей устремленности к Свету, такого доброго отношения друг ко другу без всякого официоза, а по-настоящему, неформально, и при этом среди тысяч людей… это действительно было необыкновенно. Можно подумать, что так было только в том месте, где была я, а где-то в других участках было по-другому. Но нет,  смотрю видео своих знакомых, с разных мест и точек, и везде вижу одно и то же - радостные и при этом серьезные торжественные лица,

Вчера мне довелось пережить совершенно потрясающий опыт - участие в общемосковском Крестном Ходе от Храма Христа Спасителя до Новодевичьего монастыря.

Сразу скажу, что сегодня меня постиг лютейший отходняк. Я на смене в Храме, но сидеть на посту абсолютно не в состоянии - меня знобит, колотит и трясет. Но я опытно знаю - «любому хорошему делу или предшествует, или последует искушение».

А крестный ход 7 сентября 2025 года точно был хорошим делом. Мне и раньше довелось участвовать во всяких народных гуляниях, но атмосферы такого радостного единодушия, такой общей устремленности к Свету, такого доброго отношения друг ко другу без всякого официоза, а по-настоящему, неформально, и при этом среди тысяч людей… это действительно было необыкновенно.

Так мы ждали начала шествия
Так мы ждали начала шествия

Можно подумать, что так было только в том месте, где была я, а где-то в других участках было по-другому. Но нет,  смотрю видео своих знакомых, с разных мест и точек, и везде вижу одно и то же - радостные и при этом серьезные торжественные лица, молебное пение, возгласы:

«Христос Воскресе - Воистину Воскресе!»

«Мы русские! - С нами Бог»

«Один за всех - и все за одного!»

Так мы шли
Так мы шли

Взрослые и дети, священники и сестры милосердия, монахи и влюбленные пары, бравые богатыри-дружинники и согбенные бабульки, мамы с колясками и  даже инвалиды - и все идут, идут, идут, поют и возглашают о своей вере, и сентябрьское солнце согревает так нежно, и незабудковое небо в перламутровых облачках, и золото куполов возвышающегося над этим Храма, и стяги с ликом Спаса Нерукотворного - десятки и сотни стягов, и люди, машущие нам с мостов, смотрящие на нас как на Чудо.

И никакой давки, никакой ругани, ни какого раздражения.

Я должна была изначально идти с добровольцами Патриаршей гуманитарной миссии, но охранники меня не пропустили к месту их встречи и сказали идти через набережную, а там прохода уже не было. 

Встреча под Патриаршим мостом
Встреча под Патриаршим мостом

Стоя в тени под Патриаршим мостом, я неожиданно оказалась в объятиях друзей - это была моя старая подруга из Богадельни с сынишкой Мишей. Мы стали бурно и весело общаться, вспоминать былые подвиги и общих знакомых. Рядом стояла бабулечка в платочке и пыталась читать акафист.

  • Мы Вам мешаем своим общением? - спросила я.
  • Что Вы!!! Нисколько!!!
  • А что Вы читаете? О! Это же «Слава Богу за всё!» Мой любимый акафист! Давайте вместе почитаем! 
  • Ну что ж, хорошо. Сначала? Запевайте!

Мы запели, к нам присоединись окружающие.

  • Как жаль, что закончилось! - сказала бабулечка, когда мы дочитали последний икос.

Мы пришли рано и заняли первые места в народной колонне.

Когда благовест возвестил о начале шествия, прямо перед нами со стороны Кропоткинской сначала проехали автомобили (видимо, там было правительство, а может и сам президент), потом чинно и при этом весело шли священнослужители в белом, потом монахи в черном, потом разные общественные организации с флагами своих миссий, а потом кордон открыли, и за ними устремились мы и народ с набережной. 

Начало шествия
Начало шествия

Мишу мы по очереди несли на шее, стараясь держаться поближе к мужскому хору, который шел, исполняя песнопения Литургии. Так что слова о том, что в этот день вся Москва превратилась в Храм, едва ли можно назвать преувеличением.

Свернув с набережной на Хамовнический вал, мы почувствовали усталость. Немного не дойдя до Новодевичьего монастыря, мы попросили открыть кордон и свернули на Комсомольский проспект - перекрытый и совершенно пустой. Дойдя до Фрунзенской, отметили встречу в кафе.

Простившись с друзьями и спускаясь в место, я опять оказалась среди крестоходцев - мужчинах в рясах и женщинах в платках и длинных юбках. На лицах было то же радостное оживление, слышались обрывки разговоров: 

  • Надо было в конце концов заявить о том, что мы народ!
  • Пусть теперь смотрят все и видят, что мы не стесняемся своей веры и того, что мы русские.

Истинно так.