Древние римляне обожали кровавые развлечения, но одними гладиаторскими боями дело не ограничивалось. В Колизее проводились грандиозные по своему размаху и масштабу шоу — инсценировки морских сражений, которые получили название «навмахия».
Навмахии до амфитеатров
Термин «навмахия» относится как к постановке морских сражений для массового развлечения, так и к сооружению или природному объекту, где эти постановки проводились. И хотя навмахии были редкостью, размах в них был высок, как и уровень смертности и жестокости.
Многое из того, что мы знаем об этих мероприятиях, основано на трудах нескольких историков, таких как Светоний Транквилл, Дион Кассий, Публий Тацит и других. Самая ранняя из известных навмахий была устроена Юлием Цезарем в 46 г. до н. э. Светоний описывает водоём, вырытый у реки Тибр, в районе Марсова поля в Риме, который был достаточно большим, чтобы вместить более чем 2000 бойцов и 4000 гребцов, из которых все были военнопленные.
Ещё более грандиозное событие было организовано во 2 г. до н. э. императором Августом по случаю открытия храма Марса-Мстителя в Риме. Оно проходило на искусственном озере размером более 530 на 350 метров. По разным оценкам, для его наполнения требовалось около 270 000 кубических метров воды. Эта навмахия представляла собой реконструкцию Саламинского сражения между греками и персами (далёкую от реальной). По словам самого Августа, в битве участвовало более 3000 человек на 30 судах.
Самая масштабная из известных навмахий состоялась несколько лет спустя. Это была реконструкция битвы между родосцами и сицилийцами, организованная Клавдием в 52 г. н. э. на естественном озере в Абруццо к востоку от Рима. В мероприятии приняли участие 100 военных кораблей и 19 000 бойцов. По словам Диона Кассия, осуждённые приветствовали Клавдия фразой «Ave imperator, morituri te salutant» («Да здравствует император, идущие на смерть приветствуют тебя»). Хотя сейчас широко распространено ошибочное мнение, что эту фразу гладиаторы произносили всегда перед боем, это единственный достоверно зафиксированный пример её использования.
Постановки в амфитеатрах
Новый этап развития навмахий наступил в I веке н. э., когда их стали проводить в амфитеатрах. Самое раннее зафиксированное событие произошло в 57 году н. э. во время правления императора Нерона в деревянном сооружении, которое, как считается, находилось на Марсовом поле.
На открытии амфитеатра Флавиев (Колизея) в 80 г. н. э. император Тит представил публике две навмахии: одну на искусственном озере Августа, а другую в самом Колизее.
Преемник Тита, Домициан, также, как сообщается, затопил Колизей, чтобы провести навмахию около 85 г. н. э. Упоминания о навмахиях стали реже встречаться в исторической литературе после эпохи Флавиев (69–96 гг. н. э.).
Морские постановки за пределами Рима
Существуют некоторые сохранившиеся свидетельства о водных зрелищах меньшего масштаба и за пределами Рима. В Испании амфитеатры в Вероне и Мериде имеют центральные бассейны, соединённые с водопроводными и дренажными каналами.
Однако навмахии в этих местах были скромные, поскольку арены покрывались деревянными досками, когда не использовались по назначению. Распространёнными также были и шоу, в которых пловчихи изображали нереид (морских нимф) на затопленных аренах, подобно современному синхронному плаванию.
Сцена с навмахией также присутствует в фильме Ридли Скота «Гладиатор 2» 2024 года, однако, как и многое в этом фильме сцена, далека от историчности. Так, например, нет никаких свидетельств того, чтобы в водах навмахий когда-либо плавали акулы.
Водные зрелища в театрах
Подобно тому, как существуют свидетельства переоборудования древних римских театров под амфитеатры (не путать театры и амфитеатры: в театрах ставились пьесы, амфитеатры предназначались для гладиаторских боёв), существуют также убедительные доказательства переоборудования театров и для водных зрелищ. К ним относятся театры в греческих городах Коринф и Аргос, а также в Остии (Италия).
Недавние исследования Сиднейского университета выявили новые свидетельства подобных перестроек на месте Пафоса на Кипре. Они обнаружили свидетельства переоборудования орхестры театра Пафоса для водных зрелищ в середине 3 века н. э. – её пол был покрыт цементом и цветным камнем. Этот театр, объём которого оценивался в 310 кубических метров, вероятно, был слишком мал для проведения навмахий, но идеально подходил для показа животных или шоу морских нимф.
Полукруглая стена высотой около метра отделяла зрителей от происходящего, а водосточные трубы и терракотовые трубы указывают на поток воды из большого резервуара, раскопанного за театром. Анализ штукатурки на полу также подтвердил её водонепроницаемость.
Так что, глядя на морское сражение в фильме «Гладиатор 2», стоит помнить, что древние римляне относились к подобному зрелищу примерно так же, как современные люди относятся к походу в кинотеатр. И, как и в те древние времена, на воплощение этого развлечения в жизнь тратились огромные деньги. Однако для самих римлян вход на подобные зрелища был в большинстве своём абсолютно свободным, ведь, кроме хлеба, народ постоянно требовал зрелищ, и императоры давали их ему.