Найти в Дзене

📱 Смотреть — не значит уметь

Наука доказала: YouTube создаёт опасную иллюзию компетентности. Мы все это делали: перед сложной задачей (починить кран, приготовить новое блюдо) мы смотрим 5-10 роликов на YouTube. И нам начинает казаться: "Да это же просто! Я всё понял, я смогу!". А потом... наступает реальность. Это не просто бытовое наблюдение. Это доказанный когнитивный феномен. Исследование 1. Easier Seen Than Done (Kardas & O'Brien, 2018, Psychological Science) Учёные провели серию экспериментов. Людям показывали видео, где профессионал выполняет сложный трюк (например, "лунную походку" Майкла Джексона). Гипотеза: чем больше раз человек посмотрит видео, тем выше он оценит свою способность повторить трюк. Результат: гипотеза подтвердилась на 100%. Самоуверенность росла с каждым просмотром. При этом реальные способности не улучшались! Пассивное наблюдение создаёт ложную иллюзию приобретения навыка. Мы начинаем понимать ЧТО делать (последовательность шагов), но не получаем ни малейшего представления о том,

Наука доказала: YouTube создаёт опасную иллюзию компетентности.

Мы все это делали: перед сложной задачей (починить кран, приготовить новое блюдо) мы смотрим 5-10 роликов на YouTube. И нам начинает казаться: "Да это же просто! Я всё понял, я смогу!". А потом... наступает реальность.

Это не просто бытовое наблюдение. Это доказанный когнитивный феномен.

Исследование 1. Easier Seen Than Done (Kardas & O'Brien, 2018, Psychological Science)

Учёные провели серию экспериментов. Людям показывали видео, где профессионал выполняет сложный трюк (например, "лунную походку" Майкла Джексона).

Гипотеза: чем больше раз человек посмотрит видео, тем выше он оценит свою способность повторить трюк.

Результат: гипотеза подтвердилась на 100%. Самоуверенность росла с каждым просмотром.

При этом реальные способности не улучшались! Пассивное наблюдение создаёт ложную иллюзию приобретения навыка. Мы начинаем понимать ЧТО делать (последовательность шагов), но не получаем ни малейшего представления о том, КАК это ощущается (мышечное усилие, баланс, моторика).

Исследование 2. Trivially informative semantic context inflates people's confidence... (Jordan et al., 2022, Royal Society Open Science)

Здесь эксперимент был ещё более показательным. Людям задавали вопрос: "Смогли бы вы в экстренной ситуации посадить самолёт?".

Результат: просмотр 3-минутного неинформативного видео из кабины пилота (где не видно, что именно делают пилоты) статистически значимо повышал уверенность людей в том, что они справятся!

Получается, что бесполезная, но семантически связанная информация создаёт у нас ощущение знакомства с темой (fluency) и ведёт к катастрофической самонадеянности.

Какое это имеет отношение к ТРИЗ и решению проблем?

Эти исследования напрямую затрагивают ядро изобретательской методологии:

1. Проблема "инерции мышления" — это и есть иллюзия компетентности. Мы думаем, что знаем, как решать задачу, потому что много раз видели похожие решения. ТРИЗ создаёт возможности для разрушения этой иллюзии.

2. Ценность методологии. ТРИЗ заставляет нас перейти от пассивного "смотрения" на проблему к активному моделированию и анализу. Вместо ощущения "я, кажется, понял", мы получаем строгую модель конфликта/противоречия.

3. Обучение — это практика, а не просмотр. Научиться решать сложные задачи, просто читая книги или смотря лекции по ТРИЗ, невозможно. Необходимо практическое применение моделей под руководством наставника, который будет исправлять ваши "функциональные ошибки" и разрушать "иллюзии знания".

🎓 Не позволяйте своему мозгу обманывать вас. Лёгкость восприятия информации — это не то же самое, что глубина понимания. Если вы действительно хотите научиться решать нетривиальные задачи, вам нужно не больше информации, а качественно иная структура мышления.

Именно формированием такой структуры, основанной на методическом моделировании, мы и занимаемся. Вы готовы перейти от иллюзий к реальным навыкам?

#ИллюзияЗнания #ТРИЗ #Обучение #КритическоеМышление #YouTubeЭффект

Дизайн продуктивного мышления | ТРИЗ 2.0