Найти в Дзене
Minsknews.by

Два портрета. Какую теледиву нарисовал Сергей Параджанов, и как это связано с Александром Кищенко

В 1980-е армянский кинорежиссер Сергей Параджанов отправил советскому и белорусскому художнику Александру Кищенко письмо с портретом минской светской львицы. Кого изобразил режиссер фильма «Цвет граната», рассказала корреспонденту агентства «Минск-Новости» искусствовед Надежда Усова. Искусствовед Надежда Усова В 2023 г., работая над сценарием фильма к 90-летию народного художника Беларуси А. Кищенко, Н. Усова несколько раз встречалась с его вдовой Ниной Владимировной. В один из визитов она показала благодарственное письмо С. Параджанова, адресованное автору «Гобелена века». «Дорогой друг, далекий и близкий, чужой и родной…» — так обращается он к художнику. Кроме письма с рисунками, был послан и карандашный портрет для Элеоноры Езерской с припиской, что тот может «не понравиться леди». «…Афина-Паллада все передала. Ан Руж в красном, добрая и артистичная…», — писал С. Параджанов. — Так, совершенно случайно, из письма стало известно о наброске минской телеведущей. Сама Езерская никогда об
Оглавление

В 1980-е армянский кинорежиссер Сергей Параджанов отправил советскому и белорусскому художнику Александру Кищенко письмо с портретом минской светской львицы. Кого изобразил режиссер фильма «Цвет граната», рассказала корреспонденту агентства «Минск-Новости» искусствовед Надежда Усова.

-2

Искусствовед Надежда Усова

Случайности не случайны

В 2023 г., работая над сценарием фильма к 90-летию народного художника Беларуси А. Кищенко, Н. Усова несколько раз встречалась с его вдовой Ниной Владимировной. В один из визитов она показала благодарственное письмо С. Параджанова, адресованное автору «Гобелена века».

«Дорогой друг, далекий и близкий, чужой и родной…» — так обращается он к художнику. Кроме письма с рисунками, был послан и карандашный портрет для Элеоноры Езерской с припиской, что тот может «не понравиться леди». «…Афина-Паллада все передала. Ан Руж в красном, добрая и артистичная…», — писал С. Параджанов.

Так, совершенно случайно, из письма стало известно о наброске минской телеведущей. Сама Езерская никогда об этом портрете не говорила — видно, была от него не в восторге, — говорит искусствовед.

-3

Художник Александр Кищенко и его «Гобелен века»

Глазами Параджанова

Художник и режиссер были знакомы давно. А. Кищенко учился на факультете монументальной живописи Львовского государственного института прикладного и декоративного искусства (сейчас Львовская национальная академия искусств). В 1960-е, после окончания института, несколько лет работал художником-исполнителем в Киеве. Снимал комнату в квартире С. Параджанова, где часто бывали советский поэт, актер, артист Владимир Высоцкий, советская и российская балерина, балетмейстер Майя Плисецкая, советская и российская актриса, певица Людмила Гурченко и другие творческие личности.

По словам Н. Усовой, Кищенко и Параджанов могли не видеться и не писать друг другу годами. Но несмотря на это, всегда помнили о своей дружбе.

-4

Кинорежиссер Сергей Параджанов

Они отправляли друг другу маленькие подарки: армянский режиссер, к примеру, присылал варенье из ереванских грецких зеленых орехов. А в 1980-е годы А. Кищенко послал посылочку через экстравагантную минскую теледиву Элеонору Езерскую, которая мечтала познакомиться с гением артхаусного кино, — продолжает искусствовед.

Работа, скорее всего, выполнена на скорую руку. Энергичные волнистые линии ручкой и фломастером, зигзагообразный орнамент вперемешку с мелкими завитушками, кажется, создают хаос и, на мой взгляд, даже некоторую небрежность. Розовым мастер выделил пухлые губы, скулы и подбородок, а веки подчеркнул голубым. Несколько прикосновений — и оживились прямоугольные серьги с витиеватым узором. Набросок вызывает двоякие ощущения, но, думаю, темперамент, некоторые характерные черты актрисы и теледивы подмечены верно.

-5

По словам Н. Усовой, портрет-набросок хранится у племянницы Э. Езерской художницы Эвелины Домнич. В 1990-е они хотели посетить Ереван и Тбилиси, а заодно и встретиться с С. Параджановым. Но не успели мастер умер.

В эскизе… навсегда

С. Параджанов тоже не остался без портрета. В 1994 г., во время работы над своим самым главным произведением, «Гобеленом века», который занесен в Книгу рекордов Гиннесса (размер составляет 14 × 19 м, а вес более 200 кг), А. Кищенко написал портрет друга под названием «Посвящается С. Параджанову». Это был эскиз 34 × 34 см.

-6

Фрагмент «Гобелена века»

— Он изобразил мастера, входящего в двадцатку лучших кинорежиссеров мира. Кищенко попалась заметка в газете, где публиковалась последняя фотография Параджанова. Она чем-то поразила 60-летнего художника-монументалиста, занятого работой над делом его жизни — «Гобеленом века». Он отложил дела и написал портрет старого друга, — говорит Н. Усова. Странно в этом портрете все: и его непривычно маленький формат — художник предпочитал большие, и дата исполнения, и композиция — на фоне он изобразил стадо овец. Возможно, А. Кищенко со временем хотел написать большой… Но не успел. Так и остался портрет Параджанова в таком виде, в каком мы его знаем по книге-альбому проекта «Культурное наследие Беларуси» — «Александр Кищенко. Летописец XX столетия». Альбом издан в 2015 г., в нем содержится около 300 цветных репродукций, многие из которых опубликованы впервые, говорит Н. Усова.

Сейчас эскиз принадлежит минскому частному коллекционеру.

Эстетика параджановской картины «Цвет граната» читается в некоторых живописных полотнах Кищенко. Не раз любители искусства обращали внимание на символические образы: женщину с петухом в руках, лестницу в небо… Параджанов учил: «В живописи нужно быть актером». С этим был согласен и А. Кищенко, — с улыбкой отметила Н. Усова.

Фото Алексея Столярова, Юрия Иванова, из архива Н. Усовой и интернета