Найти в Дзене
Дровосек

«Space Shuttle»

Программа «Space Shuttle» была запущена NASA в 1981 году и продолжалась до 2011 года. Это была четвёртая по счёту американская программа полетов человека в космос. Космические корабли серии «Shuttle» были предназначены для многократного использования и выполняли разнообразные миссии, включая доставку грузов и астронавтов на Международную космическую станцию (МКС), обслуживание спутников и проведение научных экспериментов.Всего было построено пять рабочих орбитальных аппаратов «Колумбия», «Челленджер», «Дискавери», «Атлантис» и «Индевор», а также прототип «Энтерпрайз», использовавшийся для атмосферных испытаний. Два корабля — «Колумбия» и «Челленджер» — погибли в катастрофах, соответственно в 1986 и 2003 годах. В 1960-х гг., когда в США во всю шла реализация пилотируемой лунной программы "Аполлон", а Конгресс выделял на космонавтику многие миллиарды долларов, НАСА стало строить огромные планы на освоение как низкой околоземной орбиты, так Луны. Сюда относятся как строительство трех обит

Программа «Space Shuttle» была запущена NASA в 1981 году и продолжалась до 2011 года. Это была четвёртая по счёту американская программа полетов человека в космос. Космические корабли серии «Shuttle» были предназначены для многократного использования и выполняли разнообразные миссии, включая доставку грузов и астронавтов на Международную космическую станцию (МКС), обслуживание спутников и проведение научных экспериментов.Всего было построено пять рабочих орбитальных аппаратов «Колумбия», «Челленджер», «Дискавери», «Атлантис» и «Индевор», а также прототип «Энтерпрайз», использовавшийся для атмосферных испытаний. Два корабля — «Колумбия» и «Челленджер» — погибли в катастрофах, соответственно в 1986 и 2003 годах.

В 1960-х гг., когда в США во всю шла реализация пилотируемой лунной программы "Аполлон", а Конгресс выделял на космонавтику многие миллиарды долларов, НАСА стало строить огромные планы на освоение как низкой околоземной орбиты, так Луны. Сюда относятся как строительство трех обитаемых космических станций: на низкой околоземной орбите, на геостационарной и на лунной орбите, так и лунную обитаемую станцию на ее поверхности. Но важным элементов всей это системы был космический челнок. С этого момента и начинается история космического корабля, который в последующем превратился во всеми известный спейс шаттл. Космический челнок в данной программе играл роль многоразового корабля, задачей которого было поднятие с поверхности Земли грузов на низкую околоземную орбиту. Также они используются для проведения научных исследований, обслуживания орбитальных космических аппаратов. Экипаж космического корабля составляет от пяти до семи астронавтов. Восемь астронавтов включал в себя экипаж шаттла "Челленджер" в 1985г. Это был единственный восьмиместный полёт в истории пилотируемой космонавтики.

-2
Один полет шаттла обходится примерно в 450 млн долларов, при этом корабль способен нести 20-25 т полезной нагрузки. Для сравнения, российская одноразовая ракета "Протон-М", несущая 22 т полезной нагрузки, обходится в 70-100 млн долларов.
Длина
Космический челнок: 184 фута (56 метров)
Орбитальный корабль: 122 фута (37 метров)
Высота:
Орбитер на взлётной полосе: 57 футов (17 метров)
Размах крыльев
78 футов (23.7 метров)
Стартовый вес*
4,5 миллиона фунтов (2 041 т. тонн)
Орбита (Расстояние от Земли)
От 115 до 386 статутных миль (От 185 км до 621 км)
Скорость
17 321 миля в час (27875.4 км\ч)
* вес варьировался в зависимости от полезной нагрузки и расходных материалов на борту.

-4

«Орбитер»

«Орбитер» — это одновременно и мозг, и сердце системы космических перевозок. «Орбитер» размером и весом примерно с самолёт DC-9 содержит герметичный отсек для экипажа (в котором обычно могут находиться до семи членов экипажа), огромный грузовой отсек и три основных двигателя, установленных в хвостовой части. Кабина пилота, жилые помещения и рабочее место оператора эксперимента расположены в передней части фюзеляжа корабля «Орбитер». Полезная нагрузка размещается в отсеке для полезной нагрузки в средней части фюзеляжа, а главные двигатели и маневровые ускорители «Орбитера» расположены в хвостовой части фюзеляжа.

-5

Три основных двигателя космического челнока в сочетании с твердотопливными ускорителями обеспечивают тягу, необходимую для того, чтобы оторвать орбитальный корабль от земли при начальном подъёме. Основные двигатели продолжают работать в течение 8,5 минут после запуска — это продолжительность полёта шаттла на собственных двигателях.

-6

После отделения твердотопливных ускорителей главные двигатели обеспечивают тягу, которая разгоняет шаттл с 4828 километров в час (3000 миль в час) до более чем 27 358 километров в час (17 000 миль в час) всего за шесть минут, необходимых для выхода на орбиту. Их совокупная максимальная тяга составляет более 1,2 миллиона фунтов.

Один из первых орбитальных кораблей «Спейс шаттл», «Энтерпрайз», так и не полетел в космос, но использовался для испытаний при заходе на посадку и приземлении в Центре лётных исследований имени Драйдена, а также для нескольких исследований стартовых площадок в конце 1970-х годов.
-7

За 30 лет работы программы шаттлы совершали 35 по­лё­тов, орбитальные исследовательские и военные миссии, а также полеты на Мир и МКС для доставки туда различных грузов и новых космонавтов взамен тех, что возвращались домой. С 1981г шаттлы доставили на орбиту более 1380 тонн полезных грузов. В апреле 1990 г. шаттл "Дискавери" вывел на околоземную орбиту орбитальный телескоп "Хаббл". По обслуживанию телескопа для выполнения ремонтных и профилактических работ к "Хабблу" было осуществлено четыре экспедиции челноков. Какими-либо другими космическими аппаратами подобные миссии осуществить невозможно. Программа «Space Shuttle» стала важной частью истории освоения космоса, продемонстрировав возможности повторного использования космических кораблей и оказав значительное влияние на развитие технологий и науки.