Найти в Дзене
Дельные советы

МиГ-35: финальный аккорд великого КБ. Почему его называют супер-фантомом и при чём тут утюг?

Если бы авиационные КБ были музыкальными группами, то Сухой был бы монументальным оркестром, играющим гимны на парадах. А МиГлегендарной рок-группой, которая играла хард-рок для неба и чьи хиты знают все: от трепетного МиГ-15 до бескомпромиссного МиГ-25 и виртуозного МиГ-29. Но что происходит, когда рок-группа, на которой выросло несколько поколений, выпускает новый альбом? Его встречают стоя: с восторгом, скепсисом и миллионом вопросов. Именно так и встретили МиГ-35 самолёт, который одни называют 4++ поколения без компромиссов, а другие глубокой модернизацией старого доброго двадцать девятого. Кто прав? Давайте разбираться, без фанатизма и ругательств. Не внук, а правнук с протезами и встроенным айфоном Представьте, что к вашему старому, но верному Запорожцу прикрутили двигатель от Ferrari, поставили навигацию Tesla, броню от танка и объявили его новым суперкаром. Примерно так же выглядит путь от МиГ-29 до МиГ-35. Но это не жульничество, а гениальная инженерная мысль! МиГ-35 это

Автор Игорь Гладников
Автор Игорь Гладников

Если бы авиационные КБ были музыкальными группами, то Сухой был бы монументальным оркестром, играющим гимны на парадах. А МиГлегендарной рок-группой, которая играла хард-рок для неба и чьи хиты знают все: от трепетного МиГ-15 до бескомпромиссного МиГ-25 и виртуозного МиГ-29.

Но что происходит, когда рок-группа, на которой выросло несколько поколений, выпускает новый альбом? Его встречают стоя: с восторгом, скепсисом и миллионом вопросов. Именно так и встретили МиГ-35 самолёт, который одни называют 4++ поколения без компромиссов, а другие глубокой модернизацией старого доброго двадцать девятого. Кто прав? Давайте разбираться, без фанатизма и ругательств.

Не внук, а правнук с протезами и встроенным айфоном

Представьте, что к вашему старому, но верному Запорожцу прикрутили двигатель от Ferrari, поставили навигацию Tesla, броню от танка и объявили его новым суперкаром. Примерно так же выглядит путь от МиГ-29 до МиГ-35. Но это не жульничество, а гениальная инженерная мысль!

МиГ-35 это не просто еще одна версия. Это глубокая, тотальная переработка знаменитого предка. Конструкторы взяли лучшую в мире аэродинамическую платформу (а с этим не поспорит никто двадцать девятый был и остается эталоном маневренности) и вдохнули в нее технологии XXI века.

Что же поменяли, кроме цены и даты в паспорте?

1. Мозги. Если у МиГ-29 авионика была на лампах и транзисторах (почти), то здесь мощнейший цифровой комплекс Жук-АМ. Это как перейти с калькулятора на квантовый компьютер. 

А система оптиколокационного обзора позволяет буквально видеть врага без включения радара, оставаясь невидимым.

2. Выносливость. Классическая проблема МиГ-29 его жажда. Маленький запас топлива и два прожорливых двигателя заслужили ему грустное прозвище истребитель аэродромного охранения. МиГ-35 эту проблему победил. Появился новый топливный бак в загривке, увеличили емкость внутренних баков, плюс возможность подвески огромных подвесных баков. Он теперь не поршок, а настоящий «марафонец».

3. Сила. Двигатели РД-33МКМ стали мощнее, надежнее и, что важно, умнее. У них появилась система отбора воздуха на компрессор для экранного охлаждения сопла, что снижает тепловую заметность. И да, они теперь практически не дымят! Прощай, жирный шлейф, по которому тебя можно было увидеть за 20 километров.

4. Вооружение. Его арсенал это весь спектр российского высокоточного оружия. Он может работать как по воздушным целям на огромных дистанциях (ракеты воздух-воздух), так и выбивать танки с сантиметровой точностью (управляемые ракеты и бомбы воздух-земля). Из камикадзе он превратился в универсального солдата.

При чем тут утюг и супер-фантом?

А теперь обещанный юмор. Западные аналитики, изучая МиГ-35, породили два забавных прозвища.

Супер-Фантом это сравнение с американским F-4 Phantom II. Почему? Потому что и МиГ-35, и F-4 это яркие примеры того, как удачную платформу бесконечно улучшают и модернизируют, выжимая из нее все соки и заставляя летать еще очень и очень долго. Комплимент, на самом деле.

Утюг это уже наше, родное, пилотское. Но не в смысле летает как утюг. Как раз наоборот! Его маневренность феноменальна. А вот за форму носового обтекателя РЛС. Он у МиГ-35 скошенный, многогранный, что придает самолету с некоторых ракурсов вид этакого летающего утюга. Зато эта утюгообразность следствие установки новой РЛС с АФАР, которая и является его главным козырем. Красота, как известно, требует жертв, а боевая эффективность тем более.

Финальный аккорд? Или увертюра к чему-то новому?

Почему же финальный аккорд? Потому что МиГ-35 это, вероятно, последний представитель славной линии истребителей МиГов, которая началась еще в годы Второй мировой войны. Это квинтэссенция всего, чему научилось это великое КБ: маневренность, скорость, надежность, помноженные на современные технологии.

Он создавался в непростое время, когда казалось, что эпоха легких фронтовых истребителей уходит под натиском тяжелых и дорогих машин, как Су-35 или F-22. Но жизнь показала, что ниша для относительно недорогого, но смертельно опасного многофункционального самолета есть всегда.

МиГ-35 не пытается стать невидимкой пятого поколения. Он делает другое: он берет все лучшее от четвертого поколения и доводит это до абсолюта. Он доказательство того, что гениальная конструкция не стареет, а лишь получает новые возможности.

Будет ли за ним что-то еще? Новые МиГи? Покажет время. Но свой последний хит мощный, красивый и технологичный ОКБ МиГ сыграло на бис.

А что вы думаете? Сможет ли МиГ-35 составить конкуренцию более новым машинам на международном рынке? Или эра легких истребителей окончательно ушла в прошлое? Жду вашего мнения в комментариях!