«А почему у РЖД отличаются цены на верхние и нижние полки? По большому счёту поезд один, расстояние одно, перевозка та же. Но нижние порой стоят вдвое дороже.
За что переплата? За то, что не надо карабкаться наверх? Или нижняя полка идёт с какими-то тайными бонусами в комплекте?» — недоумевает в письме одна из моих подписчиц.
И продолжает с нарастающим возмущением:
«Ведь на деле всё наоборот. Низ превращается в общее пространство для всех. Там сидят попутчики, их дети, иногда даже случайные соседи. Личное пространство исчезает. А вот верхняя — твоя крепость под потолком: никто не лезет, никто не беспокоит.
Но при этом обладатели нижних полок почему-то чувствуют себя хозяевами купе. А те, кто берёт сразу две нижние, — прямо властители мира. Поглядывают на всех сверху вниз, хотя физически сидят ниже всех.
Получается парадокс: мы доплачиваем за дискомфорт, а называем это привилегией. Это как купить VIP-место в театре, а потом всю пьесу стоять, потому что на твоём кресле сидят другие зрители.
Почему бы просто не сделать одинаковую цену? Может, тогда не было бы этих вечных склок с соседями и хитрых обменов местами».
🔥 Мой Telegram-канал «Юрист по семейным делам». Там больше — и дел, и решений, и живых разговоров. Присоединяйтесь! Поговорим, разберём ваши ситуации.
Почему стоимость полок различается
Для начала — о том, почему пассажирские перевозочные компании устанавливают разные цены на полки в одном вагоне.
Как ни странно, ответ простой: потому что могут.
Согласно ст. 8 ФЗ №17-ФЗ от 2003 года «О железнодорожном транспорте», тарифы, сборы и плата устанавливаются перевозчиком.
Государство лишь принимает антимонопольные меры. Это предусмотрено законом «О естественных монополиях» — из-за физической невозможности прокладывать рядом рельсы нескольких альтернативных компаний, РЖД и её дочерняя компания ФПК как раз и относятся к таким монополиям.
Существует Федеральная служба по тарифам (ФСТ России) — и компания-перевозчик не может назначать цену за билет выше установленных ей границ.
Но вот делать скидки для пассажиров верхних полок РЖД право имеет.
А вот почему верхние полки непопулярны и пассажиров приходится заманивать сниженной ценой — это уже другая история.
Суровая правда жизни: по верхним полкам тяжело лазить
Да, всё сказанное читательницей верно — пассажир на верхнем месте может спокойно себе пролежать всю дорогу, никак не взаимодействуя с соседями: они не мешают ему, он не мешает им.
Но забираться туда труднее даже здоровому пассажиру, а уж пожилому или больному — тем более. Прекрасно помню свои мучения, когда восстанавливалась после травмы ноги, но билет достался именно на верхнюю полку, да ещё и в плацкарте.
Как неофициально говорят сами сотрудники РЖД: «Если мы сделаем цены одинаковыми — у нас половина верхних полок останутся пустыми».
Соответственно, вводятся скидки. Отмечу, что они касаются не только верхних полок: в 2019 году, например, ФПК вводила скидки в плацкарте не только на верхние боковые места, но и на те, что расположены в конце вагона возле туалета. Это — право компании.
А можно ли сделать все билеты одной цены?
Скидки на верхние полки существовали не всегда. В 2010-х цены снижали только на неудобные рейсы — например, те, что отправлялись и прибывали ночью. А на верхние места скидок почти не было.
И сейчас в сидячих вагонах все билеты стоят одинаково независимо от места.
В 2023 году президент поручил модернизировать пассажирские составы. Какими они будут и сколько будут стоить билеты — пока неизвестно.
Но по маркетинговым соображениям перевозчики вряд ли откажутся от разных цен на разные места. По крайней мере, пока существуют верхние и нижние полки.
🖌 В двух словах
▪️ Разница в цене — решение перевозчика, государство только задаёт рамки.
▪️ Дешевле продают верх, потому что иначе он пустовал бы.
▪️ Нижняя престижнее, но на деле там меньше личного пространства.
▪️ Система сохранится, пока есть сами полки.