Найти в Дзене
Social Mebia Systems

Стратегия «Искусственный интеллект+» в Китае: трехэтапный план развития до 2035 года

Китай вступает в новое десятилетие развития искусственного интеллекта (ИИ), где фокус смещается от внедрения в промышленность к реструктуризации общества.

В августе 2025 года Государственный совет КНР опубликовал «Мнение о глубоком внедрении инициативы «Искусственный интеллект+»», в котором изложен стратегический план развития искусственного интеллекта до 2035 года.

Согласно этому документу, искусственный интеллект больше не рассматривается лишь как инструмент для модернизации отраслей промышленности, а становится инфраструктурой для продвижения модернизации Китая и ядром новых качественных производительных сил.

Для достижения этой цели документ предлагает «трехэтапный» план:

К 2027 году планируется достичь глубокой интеграции искусственного интеллекта с 6 ключевыми областями, а уровень распространения новых интеллектуальных терминалов и агентов превысит 70%.

К 2030 году искусственный интеллект будет всесторонне способствовать качественному развитию, уровень распространения новых интеллектуальных терминалов и агентов превысит 90%, интеллектуальная экономика станет важным полюсом роста экономики Китая, будет продвигаться технологическое равенство и совместное использование результатов.

К 2035 году Китай полностью вступит в новую стадию развития интеллектуальной экономики и интеллектуального общества, что станет мощной поддержкой для basically реализации социалистической модернизации.

Через десять лет искусственный интеллект должен стать таким же повсеместным, как электричество или интернет, превратившись в «базовую инфраструктуру» общества.

Ближайшая цель (2027 год): точечный прорыв, ускоренное внедрение в шести областях, интеллектуальные терминалы и агенты как ключевые носители

В ближайшие два года планируется добиться перехода от технологического прорыва к внедрению в конкретные сценарии, с фокусом на шести ключевых областях: наука, промышленность, потребление, благосостояние народа, управление и глобальное сотрудничество.

В качестве ключевых носителей для широкого применения ИИ, уровень распространения новых интеллектуальных терминалов и агентов должен превысить 70%.

Как отметил ангельский инвестор и资深 эксперт по ИИ Го Тао, эти области характеризуются четкими точками входа данных, ясными коммерческими циклами и сильным эффектом распространения технологий, что соответствует логике продвижения «от точки к поверхности» и станет основным рычагом реализации политики.

В области науки и технологий (AI for Science, AI4S) ИИ больше не является просто вспомогательным инструментом, а有望 стать новой парадигмой научных исследований и открыть новые пути для философских и социальных наук.

В промышленной сфере планируется как продвигать интеллектуальную трансформацию «трех支柱ных отраслей» (промышленность, сельское хозяйство, сфера услуг), так и nurtured совершенно новые «интеллектуальные原生овые отрасли».

«Интеллектуальные нативные предприятия» являются яркой чертой политики: они строят свой бизнес на основе логики ИИ, подобно тому, как «нативные интернет-компании» (такие как Meituan, Didi)崛起 в эпоху мобильного интернета, в эпоху ИИ появятся новые формы предприятий, такие как платформы обслуживания на основе интеллектуальных агентов, компании автоматизированного проектирования на базе ИИ, которые станут ключевыми объектами будущей политической поддержки.

В сфере потребления ИИ не только повышает эффективность производства, но и глубоко преобразует формы услуг и продуктов, напрямую ориентируясь на个人和家庭, повышая качество жизни и потребительский опыт.

В сфере благосостояния народа ИИ真正 «войдет в жизнь», от работы, образования, здоровья до культуры и социального взаимодействия, создавая более интеллектуальный способ работы, более персонализированную модель обучения и более теплое общество.

В сфере управления ИИ всесторонне повысит уровень модернизации управления. Управление обществом, от умных городов до интеллектуальных государственных услуг, будет осуществляться through совместного управления человеком и машиной.

В области глобального сотрудничества Китай будет advocated маршрут «всеобщего процветания и совместного использования», контрастирующий с моделью «ограничений безопасности», и внесет свой вклад в глобальное управление искусственным интеллектом.

Среднесрочная цель (2030 год): от точек к линиям, интеллектуальная экономика становится полюсом роста

К 2030 году концепция «ИИ+» расширится от шести областей до всех аспектов «интеллектуальной экономики», став движущей силой национальной экономики.

Уровень распространения новых интеллектуальных терминалов и агентов повысится с 70% в 2027 году до более чем 90%. 90% означает, что几乎 каждая отрасль, каждая организация и大部分 индивидуальных пользователей будут использовать интеллектуальные терминалы или агенты, ИИ перейдет от внедрения в сценарии к驱动 экономики.

Этот тренд не является плодом воображения. Nature сообщала о «законе Мура для интеллектуальных агентов», предложенном некоммерческим исследовательским机构 METR: возможности интеллектуальных агентов удваиваются примерно каждые 7 месяцев. Согласно этому темпу, примерно к концу 2028 года ИИ сможет автоматически выполнять many задачи, на которые человек сейчас тратит месяц. Если к 2027 году уровень распространения интеллектуальных агентов достигнет 70%, то при экспоненциальной итерации технологий突破 90% к 2030 году, возможно, станет закономерным结果.

Важно отметить, что документ также подчеркивает технологическое равенство и совместное использование результатов, отражая осознание социальной справедливости и распределения стоимости.

Долгосрочная цель (2035 год): от линий к поверхностям, интеллектуальное общество, мощная поддержка модернизации

К 2035 году ИИ превратится из важного полюса роста интеллектуальной экономики в всепроникающую силу智能 общества, став мощной опорой для модернизации Китая.

Интеллектуальное общество — это не только экономическая трансформация, но и глубокие социальные изменения. ИИ проникнет во все аспекты жизни людей, включая общественные услуги, городское управление, личную жизнь, формируя эффективную, удобную и устойчивую интеллектуальную экосистему.

Базовая реализация социалистической модернизации указывает на то, что развитие ИИ стало重要 опорой для достижения долгосрочных целей национального развития.

Модели, данные, вычислительные мощности, открытый код: четыре в одном, ускоряя развитие индустрии ИИ

В последнее время китайские компании ИИ continuously выпускают новые поколения открытых больших моделей. В рейтинге Design Arena все 15 лучших открытых моделей ИИ родом из Китая.

В июльскомотчете о открытых достижениях китайского сообщества ИИ от Hugging Face, такие компании, как Alibaba, Zhipu, Kunlun Wanwei, Moon’s Dark Side, Tencent, Step星辰 и другие, открыли исходный код 33 больших моделей.

Ранее机构 Interconnects обобщила 19 ведущих лабораторий открытых моделей в Китае, включая顶级 учреждения, такие как DeepSeek, а также новые академические лаборатории, заявившие о себе through технических отчетов и нишевых моделей.

Данное «Мнение» также четко предлагает поддерживать строительство сообществ открытого исходного кода ИИ, способствовать открытому汇聚ованию моделей, инструментов, наборов данных и nurtured качественные открытые проекты. Власти鼓励 вузы включать вклад в открытый код в систему зачетных единиц студентов и признание результатов преподавателей, поддерживать предприятия, вузы и科研 учреждения в исследовании новых моделей эффективного и доступного применения открытого кода.

Модели, данные и вычислительные мощности становятся «тремя доминирующими высотами» глобальной конкуренции в сфере ИИ. Китай, through сочетания волны открытого кода и политического руководства, формирует synergy между научными исследованиями, промышленностью и применением,推动 индустрия ИИ вступает в новую стадию ускоренного развития.

«Мнение» четко предлагает всесторонне повысить базовые支撑 способности в области моделей, данных и вычислительных мощностей.

В области моделей подчеркивается необходимость усиления фундаментальных теоретических исследований ИИ и инноваций в базовой архитектуре моделей, повышения эффективности обучения и логического вывода, исследования новых форм применения моделей, а также создания и совершенствования системы оценки возможностей моделей для обеспечения контролируемой и проверяемой итерации.

В области данных предлагается создавать высококачественные наборы данных, совершенствовать систему прав на данные и авторского права, способствовать законному и compliant开放у контента, созданного за счет государственного финансирования, исследовать механизмы компенсации затрат на данные и распределения доходов на основе ценности вклада, поддерживать развитие технологий аннотирования и синтеза данных.

В области вычислительных мощностей четко поддерживаются инновации в области чипов ИИ и строительство сверхкрупных интеллектуальных вычислительных кластеров, совершенствование общенациональной integrated сети вычислений, содействие发挥у роли таких хабов, как «Восточные данные — Западные вычисления», а также поощрение стандартизированных и масштабируемых облачных услуг вычислений.

Регулирование и безопасность: управление ИИ в Китае вступает в новую институциональную фазу

От «галлюцинаций моделей, алгоритмической дискриминации» до системы регистрации — регулирование также готовится к всестороннему升级.

«Мнение» не только подчеркивает необходимость создания возможностей безопасности на всех этапах: алгоритмов, данных, вычислительной инфраструктуры и прикладных систем, но и четко предлагает正视 и应对 типичным рискам,带来的 современным развитием ИИ (в全文 слово «безопасность» упоминается 12 раз), таким как проблемы черного ящика моделей (неинтерпретируемость), галлюцинации (генерация ложной或 ненадежной информации), алгоритмическая дискриминация (предвзятость к группам или индивидам).

Оно高度 перекликается с международными концепциями «интерпретируемого ИИ» и «ответственного ИИ», отражая стремление Китая в управлении искусственным интеллектом兼顾 безопасность и развитие.

Фактически, в этом году различные государственные ведомства также密集 выпустили множество политических документов, касающихся управления ИИ.

Например, 14 марта Управление киберпространства Китая, Министерство промышленности и информатизации, Министерство общественной безопасности и Государственное управление радио и телевидения совместно опубликовали «Методы маркировки контента, сгенерированного искусственным интеллектом», которые вступят в силу 1 сентября 2025 года. Данные методы требуют, чтобы весь синтезированный контент ИИ имел «электронный водяной знак» в соответствии с законом.

Конкретно, поставщики услуг обязаны добавлять явные и неявные идентификаторы к контенту, сгенерированному ИИ: тексту, изображениям, аудио и видео, виртуальным сценам и т.д., для保障 права общественности на информацию и прослеживаемость; платформы распространения должны проверять идентификаторы и предупреждать общественность; приложения перед публикацией должны проходить проверку на соответствие; пользователи при публикации должны主动 заявлять и маркировать,严禁 изменять или удалять идентификаторы.

21 марта Управление киберпространства Китая и Министерство общественной безопасности опубликовали «Меры управления безопасностью применения технологий распознавания лиц», которые вступят в силу 1 июня 2025 года.

Ядро этих мер заключается в строгом регулировании использования распознавания лиц, требующем ясности цели, необходимости и принципа минимальности, необходимо取得 отдельное согласие и保障 права несовершеннолетних; данные должны храниться локально и保存 в течение установленного срока, важные приложения должны быть зарегистрированы; для проверки личности不得 принуждать к использованию распознавания лиц как единственного способа, следует предоставлять альтернативные методы; сбор в общественных местах должен быть разумным и законным,禁止 устанавливать оборудование в частных пространствах; системы必须 принимать меры шифрования и защиты безопасности, за нарушения последует законная ответственность.

Заключение

Еще в 2017 году Государственный совет выпустил «План развития нового поколения искусственного интеллекта», который стал первой национальной стратегией ИИ.

Однако данное «Мнение о глубоком внедрении инициативы «Искусственный интеллект+»» отличается более яркой专项 фокусировкой и системностью, впервые concentrating на интеграционном применении «ИИ+», с системным развертыванием в шести областях, таких как наука, промышленность, потребление, что отражает专项 политическое руководство для单一 передовой технологии.

Более того, данное мнение больше注重 практическую полезность,针对 проблемам, существующим при внедрении ИИ, such как перекос в сторону железа в ущерб софту, фрагментированность применения, низкая активность сообществ открытого кода, предлагаются целевые меры. Придерживаясь отраслевого подхода, для каждой области separately предлагаются направления интеграции с ИИ, формируя основные линии «ИИ+» для каждой отрасли.