Копите по тысяче в месяц, считаете каждую копейку, мечтаете о том, как наконец-то вырветесь из серых будней к лазурным волнам.
В турагентствах вам показывают глянцевые буклеты с белоснежными пляжами, роскошными отелями и счастливыми людьми с бокалами в руках. "Пятизвездочный сервис", "изысканная турецкая кухня", "все включено без ограничений" — эти слова звучат как музыка для уставшей от рутины души.
А потом вы прилетаете в "райский уголок" и... ну, реальность оказывается чуть более пестрой, чем в рекламе. Ваши кровно заработанные деньги встречают совсем не тот сервис, на который вы рассчитывали. Сейчас расскажу по порядку, с чем на самом деле сталкиваются наши туристы в турецких отелях.
Буквально на прошлой неделе встретилась с подругой, которая только вернулась из Анталии. Вместо загара и отдохнувшего вида — замученное лицо и вороха жалоб. Оказывается, половину отпуска она провела на диете из-за проблем с желудком после отельной еды.
"Пять звезд" — просто красивая вывеска
Начну с главного мифа. Турагенты размахивают "пятью звездами" как волшебной палочкой. Видите звездочки? Значит, рай на земле!
Беда в том, что звездность в Турции присваивается по принципу "сам себе режиссер". Проверяют формально, а то и вовсе никак.
Знакомая побывала в "пятизвездочном" отеле в Мармарисе и до сих пор не может прийти в себя: обои отклеивались, зеркала грязные, в ванной даже мыла не было. "Дотронуться до раковины было страшно" — прямая цитата.
Другой приятель жаловался на кондиционер, который "ревел как трактор", и на протекающий потолок во время дождя. При этом в описании отеля красовались слова про "изысканные номера в современном стиле".
Наверное, плесень по углам теперь модная дизайнерская фишка. Я кстати, тоже была в подобном отеле. У детей в номере один из светильников был оторван от стены и там просто оголенные провода торчали. И тоже было нарисовано нужное количество звездочек на табличке при входе.
"Все включено" — но с важными сносками
Продавцы путевок прямо светятся, когда рассказывают про систему "все включено". Мол, заплатили раз и больше ни о чем не думайте! Ешьте, пейте, веселитесь.
Только вот парочку нюансов "забывают" озвучить.
Алкоголь действительно есть, но какого качества? Местное разбавленное нечто, которую и алкоголем-то язык не поворачивается назвать. Захотели приличного пива или виски? Готовьте кошелек. Цены в отелях такие, что бутылка импортного алкоголя обойдется дороже московского супермаркета.
Время трапез регламентировано. Проспали завтрак? Сочувствую, кухня заперта на замок. Проголодались? Милости просим в платный бар, где бутерброд стоит как полноценный ужин в ресторане.
А иногда еды банально не хватает на всех. Читаю отзыв из Ульяновска: "За мясом выстраивались очереди, люди чуть ли не дрались за котлеты". Аппетитная картинка, не находите? Если честно, я думала что такое только на Кубе бывает, когда появление яиц раз в неделю вызывало ажиотаж.
"Гостеприимство" с сюрпризом
Продавцы туров питают особую слабость к байкам про знаменитое турецкое гостеприимство. Встретят, дескать, как родственника, окружат заботой и лаской.
В реальности турецкий сервис скорее напоминает игру в рулетку — повезет или пролетишь.
На стойке регистрации разворачиваются настоящие драмы. Одна знакомая рассказывала, как их компанию пытались запихнуть в дешевое бунгало вместо оплаченных номеров в главном корпусе. Когда она возмутилась, сотрудник отеля нахально заявил: не нравится — можем и вас туда же отправить.
На персонале откровенно экономят. Турист из Подмосковья делился впечатлениями: "Сплошное хамство! Видно, что людей набирают кое-как, платят копейки. Гостей не считают за людей — главное выжать деньги и спровадить". Видимо, отели просто не готовы к наплыву туристов... Хотя, казалось бы это их работа.
Мини-бар для наивных
Классическая ловушка для доверчивых путешественников. В номере красуется заполненный мини-бар. Выглядит как щедрый подарок от отеля, но это приманка чистой воды.
Встречаются совсем анекдотичные случаи. Вот отзыв: "Нас обвинили в том, что мы выпили весь мини-бар, хотя даже не притрагивались к нему!" Видимо, напитки научились испаряться.
Интернет как дополнительная статья дохода
В эпоху, когда без интернета жизнь замирает, турецкие отели продолжают на нем зарабатывать. Конечно, их понять можно. Деньги лишними не бываеют. Но в современном мире интернет такая же базовая потребность как и горячая вода.
Бесплатный Wi-Fi формально есть, но со скоростью улитки, его хватит разве что сообщение отправить. Хотите загрузить фотографии? Раскошеливайтесь на 10-15 долларов за день нормального соединения.
"Первая линия" не означает райский пляж
Турагенты обожают подчеркивать: отель на первой береговой линии! Вышел из номера и сразу на берег моря.
Вот только в каком состоянии этот берег находится большой вопрос.
"Пляж завален мусором, бутылками, объедками. Лежаки грязные и сломанные, на всех не хватает" — стандартное описание из отзывов. А один турист вообще писал про "неприятные находки в прибрежной воде".
Уборка пляжей — отдельная песня. Трактор для сбора водорослей имеется, но не всегда заправленный. И один на весь курорт.
"Ультра все включено" — маркетинговая мишура
Когда обычное "все включено" перестало цеплять, турки изобрели "ультра все включено". Звучит внушительно, согласитесь?
На практике разница часто сводится к красивому названию и завышенной цене. Может, добавят пару бутылок приличного алкоголя в бар или разрешат брать мороженое круглосуточно.
А стоимость при этом взлетает процентов на 40. Чистый маркетинг.
Техника эпохи мамонтов
Отдельная история про оборудование в номерах. Кондиционеры в турецких отелях заслуживают отдельного упоминания. Либо вообще не функционируют (в сорокаградусную жару это особенно весело), либо грохочут так, что уснуть нереально.
А в санузлах часто отсутствует нормальная вентиляция. Итог предсказуемый: запахи, плесень, ничего не сохнет, духота.
Скрытые сборы — турецкая традиция
С 2023 года в Турции ввели налог на проживание. Турагенты, естественно, "позабыли" предупредить заранее. О доплате туристы узнают уже на месте.
Плюс куча мелких сборов: за сейф, за утерянное пляжное полотенце (штраф до 50 баксов!), за загадочный "курортный налог", смысл которого никто внятно объяснить не может.
Что же делать?
Не хочу окончательно отбить охоту к турецким курортам. Хотя, сама не понимаю и не люблю сам формат отдыха all-inclusive. Но буду честной, приличные отели там определенно существуют. Просто нужно научиться отличать настоящие жемчужины от подделок.
Изучайте отзывы настоящих путешественников. Не липовые восторги с сайтов туроператоров, а честные мнения на независимых площадках. Если в десяти отзывах кряду люди ругают грязь — это не совпадение. А еще лучше поспрашивать друзей или знакомых.
Выясняйте подробности "все включено". Какие напитки входят в стоимость? Когда работает кухня? Сколько стоит интернет?
Резервируйте деньги на непредвиденные расходы. Даже при "все включено" обязательно найдутся поводы потратиться.
И помните железное правило: подозрительно дешевый тур это почти всегда ловушка. В туризме, как и везде, бесплатного сыра не бывает.
Ну и попробуйте путешествовать самостоятельно и не привыязываться к одному отелю на две недели. Один забронировали. Пожили пару дней. Не понравилось? Бронируете другой.