Найти в Дзене

Формы и методы деятельности таможенных органов

1. Понятие, формы и стадии правотворческого процесса 2. Международное сотрудничество таможенных органов РФ по уголовным делам 3. Дознание в таможенных органах 4. Нарушения таможенных правил. Субъекты ответственности за нарушения таможенных правил 5. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов. Принципы ОРД 6. Сотрудничество таможенных органов по уголовным делам 7. Применение должностными лицами таможенных органов физической силы, специальных средств, оружия и использование служебных собак 8. Обращения граждан в таможенные органы 1. Понятие, формы и стадии правотворческого процесса Под правотворчеством принято понимать специализированную деятельность компетентных органов государства (или иных уполномоченных законом органов и лиц) по изданию нормативных правовых актов. Выделяют несколько видов правотворчества: — выработка новых правовых норм (основной вид); — изменение действующего законодательства; — отмена устаревших норм права; — систематизация законодательства. Последние три

1. Понятие, формы и стадии правотворческого процесса

2. Международное сотрудничество таможенных органов РФ по уголовным делам

3. Дознание в таможенных органах

4. Нарушения таможенных правил. Субъекты ответственности за нарушения таможенных правил

5. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов. Принципы ОРД

6. Сотрудничество таможенных органов по уголовным делам

7. Применение должностными лицами таможенных органов физической силы, специальных средств, оружия и использование служебных собак

8. Обращения граждан в таможенные органы

1. Понятие, формы и стадии правотворческого процесса

Под правотворчеством принято понимать специализированную деятельность компетентных органов государства (или иных уполномоченных законом органов и лиц) по изданию нормативных правовых актов. Выделяют несколько видов правотворчества:

— выработка новых правовых норм (основной вид);

— изменение действующего законодательства;

— отмена устаревших норм права;

— систематизация законодательства.

Последние три вида правотворчества являются производными от первого.

В зависимости от субъекта правотворчества принято выделять следующие основные формы правотворчества: правотворческая деятельность государства (его органов и должностных лиц); прямое или непосредственное правотворчество народа (референдум); правотворческая деятельность органов местного самоуправления; локальное нормотворчество (правотворческая деятельность предприятий, организаций, учреждений).

Правотворческий процесс охватывает ряд стадий:

— подготовка проекта нормативного правового акта;

— обсуждение проекта нормативного правового акта;

— принятие нормативного правового акта;

— официальное опубликование (обнародование) нормативного правового акта.

Составной частью правотворческого процесса является законотворческий процесс.

Законодательный процесс есть совокупность предусмотренных законодательством процедур разработки, внесения на рассмотрение, принятия и введения в действие законов субъектами права законодательной инициативы.

В случаях, прямо предусмотренных актами таможенного законодательства и иными правовыми актами России, ФТС РФ в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты в области таможенного дела. Нормативные правовые акты ФТС РФ подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию.

Они вступают в силу не ранее чем по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, за исключением следующих случаев:

- соответствующие положения актов таможенного законодательства и иных правовых актов России, вводятся в действие в более короткие сроки;

- нормативные правовые акты устанавливают более льготный порядок, чем действующий;

- установлен специальный порядок вступления в силу.

Нормативные правовые акты ФТС РФ, затрагивающие права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, могут быть обжалованы в арбитражный суд.

Нормативный правовой акт в области таможенного дела признается не соответствующим ТК ТС, если он (при наличии хотя бы одного из обстоятельств):

— издан органом, не имеющим правомочие издавать подобного рода правовые акты либо издан с нарушением;

— изменяет содержание понятий либо если эти понятия используются в ином значении;

— отменяет или ограничивает права лиц в отношении товаров и транспортных средств либо полномочия таможенных органов.

Признание нормативного правового акта не соответствующим ТК ТС осуществляется в судебном порядке.

Нормативные правовые акты издаются:

— на основе и во исполнение федеральных законов, международных договоров, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ;

— во исполнение решений Коллегии ФТС РФ и решений руководства ФТС РФ;

— в соответствии с планами работы ФТС РФ и планами подготовки нормативных правовых актов ФТС РФ;

— по инициативе самостоятельных структурных подразделений ФТС РФ.

ФТС РФ издает нормативные правовые акты в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Нормативные правовые акты могут быть: постоянно действующими, т. е. установленными без ограничения срока применения; временными, т. е. содержащими указание на действие в течение обозначенного временными рамками периода либо на действие до наступления определенного условия.

2. Международное сотрудничество таможенных органов РФ по уголовным делам

Рассмотрим международное сотрудничество таможенных органов РФ по уголовным делам. В соответствии с гл. 53 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее — УПК РФ) таможенные органы РФ по поручению Генеральной прокуратуры РФ осуществляют взаимодействия в сфере уголовного судопроизводства и оказывают правовую помощь по уголовным делам компетентным органам и должностным лицам иностранных государств в соответствии с международными договорами и международными соглашениями РФ или на основе принципа взаимности.

Правовая помощь оказывается компетентными органами запрашиваемых государств путем исполнения международных запросов об оказании правовой помощи (ходатайств, поручений о проведении следственных действий, в частности, допросов свидетелей, потерпевших, экспертов, обысков, выемок и др.), которые направляются в адрес последних.

В правовой помощи может быть отказано, если ее предоставление может нанести ущерб суверенитету или безопасности государства, противоречит основным принципам законодательства запрашиваемой Стороны, либо за совершение аналогичных деяний законодательством запрашиваемой Стороны не предусмотрена уголовная ответственность. В определенных случаях правовая помощь может быть оказана или получена и при отсутствии соответствующих правовых актов — на условиях взаимности.

Одним из центральных уполномоченных компетентных органов, через который осуществляется сношение по уголовным делам, является Генеральная прокуратура РФ. В тех случаях, когда Генеральная прокуратура РФ получает к исполнению международный запрос об оказании правовой помощи по уголовному делу, она может поручить исполнение отдельных следственных действий таможенным органам.

Международные запросы, направляемые в адрес таможенных органов РФ напрямую, минуя официальный порядок прохождения через Генеральную прокуратуру РФ, возвращаются обратно без исполнения.

Таможенные органы как органы дознания не наделены правом внесения международных запросов в иностранные государства, а ФТС РФ не входит в число органов, через которые в иностранные государства направляются международные запросы об оказании правовой помощи по уголовным делам.

Организацией исполнения международных поручений, поступающих в Генеральную прокуратуру РФ из иностранных государств, соответствующими таможенными органами РФ занимается Главное управление таможенных расследований и дознания ФТС РФ.

Исполнение таможенными органами международных запросов об оказании правовой помощи по уголовным делам возможно только при наличии возбужденных уголовных дел. Срок исполнения международных запросов (ходатайств) таможенными органами РФ определяется в соответствии со ст. 152 УПК РФ и составляет 10 суток (как и при исполнении отдельных поручений).

3. Дознание в таможенных органах

Дознание (ч. 1 ст. 7 ТК ТС) в таможенных органах государств — членов Таможенного союза является важным инструментом правовой защиты экономических интересов России, государств — членов Таможенного союза и их безопасности. На сегодняшний день таможенные органы правомочны вести дознание по двенадцати составам преступлений, предусмотренных УК РФ: ст. 173.1 «Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица»; ст. 73.2 «Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица»; ст. 174. «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем»; ст. 174.1 «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления»; ст. 189 «Незаконные экспорт из РФ или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники»; ст. 190 «Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран»; ст. 193 «Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации»; ст. 193.1 «Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов»; ст. 194 «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица», ст. 200.1 «Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов»; ст. 226.1 «Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов», ст. 229.1 «Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ».

Из них в соответствии с:

- п. 9 ч. 3 ст. 151 УПК РФ наделяет дознавателей таможенных органов правом производства дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 194 (ч. 1, 2) и ст. 200.1 (ч. 1) УК РФ;

- п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ к компетенции таможенных органов отнесено производство неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 173.1, 173.2, 174, 174.1, 189, 190, 193, 193.1, 194 (ч. 3 и 4), 200.1 (ч. 2), 226.1, 229.1 УК РФ1.

При выполнении всех следственных действий по делу дознаватель обязан строго руководствоваться требованиями УПК РФ: вести дознание объективно, строго соблюдать права граждан, использовать предоставленные ему законом полномочия для раскрытия преступления и обнаружения лиц, их совершивших, выявления их преступных связей.

Дознаватель несет ответственность за обоснованность принимаемых им решений, за законность, своевременность и качество проводимых следственных действий. При квалификации преступления дознаватель должен руководствоваться УК РФ.

При обнаружении признаков преступлений непосредственно таможенными постами производство дознания осуществляется силами отделов дознания таможен РФ, которым подчинены данные посты.

ТК ТС, используя фундаментальные положения административного права и его принципы, определяет основные правила таможенных процедур, существенно меняет регулирование вопросов о субъектах ответственности (введена ответственность юридического лица, двусубъектность ответственности за совершение одного правонарушения), предусматривает ответственность военнослужащих, порядок наложения взысканий при совершении нескольких нарушений таможенных правил и многие другие положения.

4. Нарушения таможенных правил. Субъекты ответственности за нарушения таможенных правил

Таможенные органы государств — членов Таможенного союза осуществляют производство по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза (ч. 3 ст. 7 ТК ТС)

Нарушениями таможенных правил по КоАП РФ признаются:

- «Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки» (ст. 16.1);

- «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров» (ст. 16.2);

- «Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или в Российскую Федерацию» (ст. 16.3);

- «Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов» (ст. 16.4);

- «Нарушение режима зоны таможенного контроля» (ст. 16.5) и др.

Каждая группа перечисленных таможенных правонарушений (24 статьи КоАП РФ) в отдельности или в совокупности друг с другом при наличии других признаков образуют соответствующие составы нарушений таможенных правил.

Субъектами ответственности за нарушения таможенных правил могут быть как российские, так и иностранные:

— предприятия, учреждения, организации; лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, т. е. субъекты, объединяемые родовым обозначением «юридическое лицо»;

— физические лица (по достижении ими к моменту совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста);

— должностные лица (если в их служебные обязанности в момент совершения ими правонарушения входило обеспечение выполнения требований актов законодательства РФ и законодательства Таможенного союза по таможенному делу и международных договоров РФ, контроль исполнения которых возложен на таможенные органы).

Юридические лица в отличие от физических и должностных лиц, которые могут быть привлечены к ответственности за нарушение таможенных правил только при наличии умышленной или неосторожной вины, привлекаются к ответственности только при наличии признаков объективной стороны. Субъективная сторона здесь роли не играет и, следовательно, доказыванию в процессе производства по делу о нарушении таможенных правил не подлежит.

Применение мер воздействия за нарушение таможенных правил не освобождает лиц, привлекаемых к ответственности, от обязанности уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных ТК ТС. По общему правилу за нарушения таможенных правил наступает ответственность, если эти правонарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с законодательством РФ уголовной ответственности. Важную роль в практике привлечения лиц к ответственности играет правильное определение действия закона и других нормативных актов во времени.

Решая вопрос о наложении взыскания, должностное лицо, рассматривающее дело, обязано учитывать обстоятельства, существенно снижающие степень общественной опасности деяния, а также личность виновного, и, исходя из этого, оно может наложить взыскание ниже низшего предела, предусмотренного ТК ТС за совершенное правонарушение. Кроме того, по тем же основаниям может не назначить дополнительного взыскания, предусмотренного санкцией вменяемой лицу статьи.

5. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов. Принципы ОРД

В настоящее время преступления в сфере таможенного дела являются одним из распространенных видов преступной деятельности, наносящих существенный ущерб экономическим и политическим интересам РФ и Таможенного союза. Таможенные органы государств — членов Таможенного союза (подробнее см. ч. 2 ст. 7 ТК ТС) осуществляют оперативно-розыскную деятельность (далее — ОРД).

Среди них наиболее опасным преступлением выступает контрабанда. Контрабандные операции в последнее время стали совершаться преимущественно организованными преступными группами. В этих условиях значительная роль в борьбе с таможенными преступлениями в сфере таможенного дела отводится оперативно-розыскным подразделениям таможенных органов, которые имеют право осуществлять ОРД по борьбе с преступлениями, отнесенными к компетенции таможенных органов.

ОРД является видом государственной деятельности.

Она осуществляется гласно и негласно уполномоченными на то государственными органами и оперативными подразделениями в пределах их компетенции путем проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее — ОРМ) и использования при этом специальных сил, средств и методов в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств. К гласной форме ОРД прибегают в тех случаях, когда можно решить задачу открытыми методами и, следовательно, нет необходимости в применении специальных сил и средств.

ОРД близко примыкает к уголовному процессу и, в первую очередь, к такой его части, как дознание, которое в МВД, ФСБ и ряде других компетентных ведомств осуществляют оперативно-розыскные подразделения. Однако это не дает основания отождествлять указанные виды деятельности.

Несмотря на тесную связь и наличие отдельных общих задач, они существенно отличаются друг от друга. Различны правовая природа деятельности, решаемые задачи и субъекты деятельности, процессуальные формы, виды, методы деятельности и источники правового регулирования.

ОРД осуществляется на фундаментальной правовой основе и в соответствии с присущими ей принципами. В качестве правовой основы выступают Конституция РФ, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (далее — Закон «Об ОРД», а также другие законы и правовые акты РФ).

В системе таможенных органов сформированы оперативно-розыскные подразделения и отделы собственной безопасности, которые функционируют в структуре центрального аппарата ФТС РФ, в РТУ и таможнях. Они находятся между собой в строгой подчиненности: нижестоящие подразделения подчинены вышестоящим и замыкаются на руководство ФТС РФ. Другие подразделения ФТС РФ не имеют права заниматься ОРД и, следовательно, прибегать к использованию специальных сил, средств, приемов и методов в своей повседневной служебной деятельности.

Принципами ОРД являются основные правовые идеи, закрепленные в законодательных актах, регулирующих ОРД, лежащие в ее основе и определяющие виды, формы и методы деятельности. В ст. 3 Закона «Об ОРД» называются следующие принципы: законность, уважение прав и свобод личности, конспирация, сочетание гласных и негласных методов деятельности.

Принцип законности состоит в том, что должностные лица, осуществляя ОРМ, должны строго выполнять все требования Конституции РФ, законы и другие правовые акты, регулирующие данную специфическую деятельность. Согласно ч. 9 ст. 5 Закона «Об ОРД», осуществляемая с нарушением данного закона деятельность влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Важной гарантией соблюдения законности в ОРД выступает прокурорский и судебный контроль. Сущность принципа уважения прав и свобод человека состоит в защите указанных ценностей от противоправных действий должностных лиц. Они, осуществляя ОРД, обязаны защищать права и свободы личности. Принцип конспирации заключается в том, что ОРМ проводятся, как правило, с соблюдением тайны, которая обеспечивает успех в решении поставленных задач. Результаты такой деятельности, а также сведения об организации, тактике ОРМ и лицах, оказывавших помощь компетентным органам на конфиденциальной основе, являются государственной тайной.

Принцип сочетания гласных и негласных методов деятельности состоит в том, что исполнитель ОРМ обязан использовать обе формы деятельности, причем в различных пропорциях, учитывая при этом решаемую задачу, целесообразность применения тех или иных приемов и методов, а также оперативную обстановку. Применение гласных и негласных методов в значительной мере находится на усмотрении компетентного должностного лица и его начальника.

6. Сотрудничество таможенных органов по уголовным делам

Таможенные органы РФ в целях решения задач таможенного дела взаимодействуют с иными правоохранительными органами и другими государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. Государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать содействие таможенным органам РФ в решении возложенных на них задач, в том числе путем создания надлежащих условий для этого.

Взаимодействие с МВД РФ, ФСБ направлено на предупреждение, раскрытие и расследование преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности, пресечение незаконного вывоза и ввоза на таможенную территорию РФ и таможенную территорию Таможенного союза оружия, наркотиков, валюты государств — членов Таможенного союза и культурных ценностей, выявление причин и условий, способствующих совершению подобных правонарушений.

Основными принципами взаимодействия являются: строгое соблюдение законности, высокая ответственность за сохранность служебных сведений, оперативность и комплексное использование сил и средств органов внутренних дел, министерства безопасности и таможенных учреждений.

МВД РФ, ФСБ и таможенные органы РФ в соответствии со своей компетенцией строят свою работу по взаимодействию на основании действующего законодательства и межведомственных нормативных актов.

Взаимодействие развивается в следующих направлениях:

- разработка на основе анализа оперативной обстановки и проведение совместных мероприятий по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений в данной сфере;

- осуществление обмена информацией об источниках и каналах незаконного поступления на внутренний рынок, а также о возможном вывозе за рубеж оружия, наркотиков, валюты, культурных ценностей и сырьевых ресурсов, крупных партий промышленных изделий и товаров народного потребления;

- выявление лиц, занимающихся перемещением через государственную границу РФ и таможенную границу Таможенного союза предметов контрабанды, нарушающих порядок проведения внешнеэкономических операций, осуществление совместных мер по документированию их преступной деятельности;

- оказание взаимной помощи в осуществлении научных исследований и подготовке кадров;

- проведение совместных рабочих встреч, совещаний, обобщении итогов проделанной работы, подготовка предложений по совершенствованию совместной деятельности.

МВД и его подразделения на местах проводят оперативно-розыскные и иные мероприятия в среде потребителей и сбытчиков наркотиков, спекулянтов валютой и культурными ценностями, лиц, занятых в сфере обслуживания иностранных граждан, а также в организациях и предприятиях, осуществляющих экспортно-импортные операции; принимают участие в выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений в данной сфере; ведут учет культурных и валютных ценностей, задержанных по делам о контрабанде, а также сбытчиков наркотиков, располагающих межрегиональными связями.

ФСБ оказывает содействие в организации контроля за объектами оперативной заинтересованности органов внутренних дел, ориентируют о возможных каналах поступления наркотиков в РФ и государствах — членах Таможенного союза, фактах контрабанды в другие страны, связях лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за подобные правонарушения.

Таможенные органы представляют возможность изучать материал сотрудникам МВД РФ и ФСБ о ввозе, вывозе товаров, участвуют совместно в ОРМ. Сообщают органам МВД и ФСБ о фактах задержания предметов, запрещенных к ввозу или вывозу; лиц, задержанных за перевозку наркотиков, выявленных в ходе таможенного контроля каналах сбыта на территории РФ и Таможенного союза оружия, наркотиков, способах их маскировки при перевозке.

Взаимодействие таможенных органов с органами МВД и ФСБ при проведении мероприятий по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений в данной сфере осуществляется на основе совместных планов. Координация взаимодействия при решении вопросов организации борьбы с преступностью в данной сфере возлагается на специально создаваемые совместные рабочие группы. Благоприятную перспективу в борьбе с таможенными правонарушениями оказывает развитие сотрудничества с таможенными органами зарубежных стран.

7. Применение должностными лицами таможенных органов физической силы, специальных средств, оружия и использование служебных собак

Применению физической силы, специальных средств и оружия должны предшествовать ясно выраженное предупреждение о намерении их применить, и в случае применения оружия необходимо производить предупредительные выстрелы. При этом должностные лица таможенных органов обязаны:

— предоставить достаточно времени для выполнения своих законных требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств и оружия создает непосредственную опасность их жизни и здоровью, может повлечь иные тяжкие последствия, или при внезапном или вооруженном нападении, нападении с использованием боевой техники, судов и транспортных средств, а также при иных обстоятельствах, когда предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным;

— обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, оказание доврачебной помощи и немедленно уведомить о происшедшем начальника таможенного органа, который сообщает об этом прокурору не позднее 24 часов (п. 2 ч. 2 ст. 26 ФЗ-311).

При применении физической силы, специальных средств или оружия в зависимости от характера и степени опасности правонарушения, а также степени оказываемого противодействия должностные лица таможенных органов обязаны исходить из того, что ущерб, причиненный при устранении опасности, должен быть минимальным.

В случае применения физической силы, специальных средств и оружия с нарушением установленного порядка должностные лица таможенных органов несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Должностные лица таможенных органов имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы рукопашного боя, только в тех случаях, когда ненасильственные способы не могут обеспечить выполнение возложенных на таможенные органы обязанностей.

Физическая сила применяется для пресечения правонарушения; задержания лиц, совершивших правонарушение; преодоления противодействия законным требованиям должностных лиц таможенных органов; воспрепятствования доступу в помещения, на территорию, к товарам или транспортным средствам, находящимся под таможенным контролем (ст. 27 ФЗ-311).

Должностные лица таможенных органов имеют право применять наручники, резиновые палки, слезоточивые вещества, устройства для вскрытия помещений, средства для принудительной остановки транспорта, другие специальные средства в следующих случаях (ст. 28 ФЗ-311):

- для отражения нападения на должностных лиц таможенных органов или иных лиц;

- отражения нападения на здания, сооружения или транспортные средства, принадлежащие таможенным органам или используемые ими, на товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, а также для освобождения названных объектов в случае их захвата;

- задержания правонарушителей, их доставления в служебное помещение таможенного органа или органа внутренних дел, если эти лица оказывают неповиновение либо сопротивление или могут причинить вред окружающим или себе;

- пресечения оказываемого должностному лицу таможенного органа физического сопротивления;

- остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требования должностного лица таможенного органа остановиться.

В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости должностные лица таможенных органов, при отсутствии специальных средств, вправе применять оружие или использовать любые подручные средства (ст. 30 ФЗ-311).

Должностные лица таможенных органов при исполнении должностных обязанностей вправе применять оружие в следующих случаях:

- для отражения нападения на должностных лиц таможенных органов, когда их жизнь или здоровье подвергаются непосредственной опасности, если нападение не может быть отражено иными способами и средствами;

- пресечения попытки завладеть оружием должностных лиц таможенных органов, в том числе попытки лица, задерживаемого должностным лицом таможенного органа, приблизиться, сократив при этом указанное должностным лицом таможенного органа расстояние, или прикоснуться к оружию указанного должностного лица;

- отражения группового или вооруженного нападения на здания, сооружения, транспортные средства, воздушные, морские или речные суда, принадлежащие таможенным органам или используемые ими, на товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, либо на объекты, где находятся такие товары и транспортные средства;

- задержания лиц (лица), оказывающих вооруженное сопротивление, а также вооруженных лиц (лица), отказывающихся выполнить законное требование о сдаче оружия;

- остановки транспортных средств, морских и речных судов путем их повреждения, если они создают реальную опасность жизни и здоровью должностных лиц таможенных органов или не подчиняются их неоднократным требованиям остановиться после предупредительных выстрелов;

- обезвреживания животных, угрожающих жизни и здоровью должностных лиц таможенных органов;

- предупреждения о намерении применить оружие, подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

О каждом случае применения оружия должностное лицо таможенного органа обязано в возможно короткие сроки в письменной форме доложить начальнику таможенного органа, который сообщает об этом прокурору не позднее 24 часов с момента применения оружия.

Запрещается применять оружие и специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, а также лиц с явными признаками инвалидности, малолетних, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного, группового нападения, угрожающего жизни людей.

Должностные лица таможенных органов имеют право использовать служебных собак в следующих случаях:

- поиска и выявления наркотических средств, взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов и других товаров, незаконно ввозимых на территорию РФ и вывозимых с территории РФ и обладающих индивидуальным запахом, при проведении таможенного контроля, при производстве следственных действий и проведении оперативно-розыскных мероприятий;

- производства одорологических экспертиз;

- поиска и обнаружения человека по его индивидуальному запаху;

- осуществления охраны объектов таможенной инфраструктуры (ст. 29 ФЗ-311).

Запрещается использовать служебных собак в случаях возникновения угрозы жизни, здоровью, чести и достоинству человека, выполнение действий, не соответствующих предназначению служебной собаки, также в условиях, способствующих нанесению ущерба ее работоспособности, жизни либо здоровью.

Порядок использования служебных собак при проведении таможенного контроля, обучения, содержания определяется Правительством РФ.

8. Обращения граждан в таможенные органы

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в таможенные органы. Таможенный орган РФ в пределах своей компетенции обеспечивает рассмотрение обращений граждан, принятие по ним мер и направление ответа в порядке и сроки, установленные инструкциями и законом. В этих целях ведется работа с письменными обращениями граждан и организуется прием граждан должностными лицами таможенного органа.

Письменные обращения граждан, поступившие в таможенный орган, подлежат обязательному рассмотрению.

Отказ в рассмотрении обращений по вопросам, относящимся к компетенции таможенного органа, недопустим.

Если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

Письменное обращение должно содержать в обязательном порядке либо наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) гражданина, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, суть предложения, заявления или жалобы, личную подпись и дату. В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.

О содержании данных обращений докладывается руководству таможенного органа, если в них содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем. Если письменное обращение содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц таможенного органа, а также членов их семей, то такое обращение остается без ответа по существу поставленных в нем вопросов, а гражданину, направившему обращение, сообщается о недопустимости злоупотребления правом.

Обращения граждан, поступившие по информационным системам общего пользования, подлежат рассмотрению в порядке, установленном Инструкцией, и должны содержать в обязательном порядке фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) обратившегося, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ или уведомление о переадресации обращения, адрес электронной почты (при наличии), суть предложения, заявления или жалобы. Ответ на обращения, поступившие по информационным системам общего пользования, направляется по почтовому адресу, указанному в обращении. Обращения граждан поступают в виде предложений, заявлений, жалоб и подлежат централизованной регистрации в течение трех дней с момента поступления в отдел документационного обеспечения (далее — ОДО) таможенного органа (РТУ, таможни, таможенного поста). Поступающие в таможенный орган обращения граждан регистрируются в ОДО.

На обращении проставляется регистрационный штамп.

Основные реквизиты обращения вносятся в регистрационно-контрольную форму (далее — РКФ) обращения в используемой в таможенных органах автоматизированной поисковой системе.

В РКФ вносятся следующие основные реквизиты обращений граждан:

- наименование вида обращения;

- кому адресовано обращение;

- Ф.И.О. заявителя, адрес, дата, исходящий регистрационный номер документа;

- дата регистрации обращения, регистрационный номер;

- количество листов обращения;

- заголовок к тексту обращения;

- аннотация (краткое содержание обращения, ключевые слова);

- подразделение-исполнитель;

- срок исполнения обращения;

- резолюция (исполнитель, содержание поручения, автор, дата);

- движение обращения;

- отметка об исполнении обращения и направлении его в дело.

Состав основных реквизитов регистрации в зависимости от характера обращения и задач использования информации может дополняться другими реквизитами:

- наличие приложений;

- постановка на контроль, промежуточные сроки исполнения, перенос сроков исполнения;

- тематика обращений (рубрикатор);

- совместное рассмотрение;

- вид передачи обращения (почтой, факсом).

Зарегистрированные в ОДО обращения граждан направляются:

— обращения, адресованные конкретным должностным лицам, — как правило, этим лицам;

— в зависимости от содержания: руководству таможенного органа — для рассмотрения и написания резолюций, соответствующим структурным подразделениям — если затронутые в обращении вопросы не требуют указаний руководства таможенного органа по их решению и исполнению.

После рассмотрения руководством таможенного органа обращения граждан возвращаются в ОДО, где содержание резолюций переносят в РКФ обращения. Ответственность за организацию рассмотрения обращений граждан и соблюдение установленных сроков возлагается на руководство таможенного органа. Поступившие в структурные подразделения письменные обращения граждан исполняются в срок до 30 дней со дня регистрации письменного обращения, если иной срок (менее 30 дней) не установлен в поручении руководства таможенного органа.

Обращения граждан считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры и даны письменные ответы.

Подписанный ответ на обращение регистрируется в ОДО таможенного органа. Исполненные обращения граждан со всеми относящимися к ним документами формируются в дела по вопросам, направлениям или видам деятельности в соответствующих структурных подразделениях таможенного органа.

Прием граждан в таможенном органе ведется по рабочим дням в рабочее время. Запись на прием и организация приема граждан в таможенном органе возлагается на ОДО.

При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность. Содержание устного обращения заносится в журнал учета приема граждан руководством и начальниками структурных подразделений таможенного органа.