Найти в Дзене
В ЖИЗНИ И В КИНО

Необычные портреты звезд советского кино в забытом журнале «Спутник кинозрителя»

Сегодня этот красочный журнал полностью забыт. Да, и в советское время на него многие не обращали внимание. В памяти остался только «Советский экран», который был самым популярным и массовым изданием о кино в СССР. В 80-е гг. его общесоюзный тираж превышал 1,5 млн. экземпляров. Но о советском и мировом кино писали и другие издания, сегодня практически забытые. В частности журнал «Спутник кинозрителя», о котором наш сегодняшний рассказ. Вот для примера обложки некоторых номеров за разные годы: 50-летний Иннокентий Смоктуновский (март 1975 г.), 53-летний Семен Фарада (май 1986 г.) и 34-летняя Инна Чурикова (декабрь 1976 г.) на обложках журнала «Спутник кинозрителя». Официально «Спутник кинозрителя» назывался даже не журналом. Это ежемесячный информационный бюллетень, издаваемый организацией, полное название которой звучало так: Всероссийское объединение «Союзинформкино» Главного управления кинофикации и кинопроката Госкино СССР. Возможно, вы обратили внимание, что название этого учрежден

Сегодня этот красочный журнал полностью забыт. Да, и в советское время на него многие не обращали внимание. В памяти остался только «Советский экран», который был самым популярным и массовым изданием о кино в СССР. В 80-е гг. его общесоюзный тираж превышал 1,5 млн. экземпляров.

Но о советском и мировом кино писали и другие издания, сегодня практически забытые. В частности журнал «Спутник кинозрителя», о котором наш сегодняшний рассказ. Вот для примера обложки некоторых номеров за разные годы:

50-летний Иннокентий Смоктуновский (март 1975 г.), 53-летний Семен Фарада (май 1986 г.) и 34-летняя Инна Чурикова (декабрь 1976 г.) на обложках журнала «Спутник кинозрителя».

Официально «Спутник кинозрителя» назывался даже не журналом. Это ежемесячный информационный бюллетень, издаваемый организацией, полное название которой звучало так: Всероссийское объединение «Союзинформкино» Главного управления кинофикации и кинопроката Госкино СССР.

Возможно, вы обратили внимание, что название этого учреждения присутствует на лицевой обложке номера.

Скан сделан специально для статьи
Скан сделан специально для статьи
22-летняя Татьяна Друбич на лицевой обложке сентябрьского номера за 1982 год. Среди премьер месяца - фильм ее мужа Сергея Соловьева «Наследница по прямой» (1981). Актриса сыграла одну из главных ролей. В кинотеатрах ленту посмотрят 5 млн. зрителей.

Главная задача «Союзинформкино» - реклама, информирование, продвижение советских и иностранных фильмов (художественных, документальных, мультипликационных) на внутреннем кинорынке. Т.е. в кинотеатрах, клубах, ДК и т.д.

Скан сделан специально для статьи
Скан сделан специально для статьи
34-летний Леонид Филатов на задней обложке апрельского номера за 1981 год. Среди премьер месяца приключенческий фильм «Кто заплатит за удачу?» (1980), где он сыграл одну из главных ролей. В кинотеатрах картину посмотрят почти 12 млн. зрителей.

И каждый номер «Спутника кинозрителя» был посвящен киноновинкам данного конкретного месяца. В журнале рассказывали о фильмах, которые шли в прокате прямо сейчас. О самых громких и многообещающих премьерах писалось подробно, прилагалась фотогалерея кадров, об остальных картинах упоминали вскользь.

Действовало негласное правило. На лицевой и задней обложке появлялись именно те актеры и актрисы, чьи фильмы выходили в данном конкретном месяце.

Скан сделан специально для статьи
Скан сделан специально для статьи
Пока еще малоизвестная 24-летняя Наталья Негода на лицевой обложке октябрьского номера за 1988 год. Среди премьер месяца картина, ставшая лидером проката того года – «Маленькая Вера» (1988), ее посмотрят в кинотеатрах почти 55 млн. зрителей.

Собственно поэтому главным каналом распространения издания стали сами кинотеатры. Последние номера всегда лежали в фойе на специальных стендах. Зритель должен был полистать бюллетень и захотеть пойти на картину, которая уже идет в кинотеатрах или вот-вот поступит в прокат.

Я помню, регулярно читал «Спутник кинозрителя» в ожидании сеансов.

Скан сделан специально для статьи
Скан сделан специально для статьи
25-летняя Людмила Нильская на лицевой обложке январского номера за 1983 год. Среди премьер месяца – военная драма о русской эмигрантке, казненной гитлеровцами, «Где-то плачет иволга…» (1982), где она сыграла главную роль. В кинотеатрах фильм посмотрят почти 12 млн. зрителей.

Конечно журнал, можно было купить и в киосках «Союзпечать» - цену можно увидеть на некоторых обложках. В разные годы он стоил от 15 копеек в 1965 году до 85 копеек в 1991-м.

Вот, например цена номера в 1981 году – 35 коп.

Скан сделан специально для статьи
Скан сделан специально для статьи
37-летний Александр Михайлов на задней обложке декабрьского номера за 1981 год. Среди премьер месяца фильм, ставший классикой отечественного кино - «Мужики!..» (1981). В кинотеатрах ленту посмотрят более 38 млн. зрителей.

«Спутник кинозрителя» издавался почти 30 лет, с 1965 по 1993 гг. После распада СССР стал всероссийским журналом, но из-за кризиса отечественного кинематографа и полной ликвидации централизованной системы кинопроката, долго не продержался. И в 90-е году бюллетень даже выходил черно-белым, из-за экономии.

Тираж в 60-е гг. составлял 50 тыс. экземпляров, в конце 80-х достиг 600 тысяч, но к началу 1991-го снизился до 400 тыс.

Скан сделан специально для статьи
Скан сделан специально для статьи
36-летняя Ия Саввина на задней обложке июньского номера за 1972 год. Среди премьер месяца - киноповесть «Месяц август» (1971), где она и Сергей Шакуров сыграли главные роли. В кинотеатрах фильм посмотрят более 8 млн. зрителей.

На обложках журнала, лицевой и оборотной, обязательно помещались портреты звезд кино, как советских, так и гораздо реже, иностранных, преимущественно из социалистических стран.

Часто на обложках оказывались молодые (и в плане возраста, и в плане опыта) артисты. В том числе и ныне позабытые, например, из союзных республик. Их, как и фильмы национальных киностудий, также «раскручивало» объединение «Союзинформкино».

Скан сделан специально для статьи
Скан сделан специально для статьи
21-летняя узбекская актриса Дилором Камбарова на лицевой обложке октябрьского номера за 1978 год. Среди премьер месяца мелодрама от студии «Узбекфильм» «Дом под жарким солнцем» (1977), где она сыграла главную героиню и получила за нее приз «за лучшую женскую роль» на Всесоюзном кинофестивале. Картину посмотрят в кинотеатрах 2,6 млн. зрителей.

Как правило, но не всегда, на лицевой обложке помещали актрису, красавицу, на оборотной стороне – мужчину. Все съемки, конечно же, постановочные, их выполняли лучшие профессиональные фотографы страны.

Скан сделан специально для статьи
Скан сделан специально для статьи
46-летний Эммануил Виторган на задней обложке июльского номера за 1986 год. А вот у этого актера в том месяце премьер не было, его поместили так сказать в качестве аванса…

Но кроме обложек, существовал еще и цветной внутренний разворот внутри. Сразу на двух страницах. Здесь тоже можно было увидеть профессиональный фотопортрет, порой весьма необычный, советской или иностранной кинозвезды, либо же постер нового «блокбастера» (если применять современные термины к советскому кино), и что самое главное – этот разворот можно было повестить на сцену в качестве плаката.

Вот, например, на внутреннем развороте декабрьского номера за 1981 год – Народная артистка РСФСР Зинаида Кириенко.

Скан сделан специально для статьи
Скан сделан специально для статьи

А на развороте августовского номера за 1978 год великая итальянка, безумно любимая в нашей стране, Софи Лорен.

Скан сделан специально для статьи
Скан сделан специально для статьи

Ну что, кто помнит «Спутник кинозрителя»? Кто регулярно читал это журнал?