В самом сердце Сибири, в Качугском районе Иркутской области, расположено старинное село Анга. Это место, где родился и вырос Иннокентий (Вениаминов), великий просветитель и миссионер Русской православной церкви. Он прославился распространением христианства среди коренных народов Аляски и Сибири, сочетая самоотверженное служение с талантами лингвиста, этнографа, географа и педагога.
8 сентября 2017 года в Анге состоялось открытие Культурно-просветительского центра им. свт. Иннокентия (Вениаминова). Являясь филиалом Иркутского областного краеведческого музея имени Н.Н. Муравьева-Амурского, центр играет ключевую роль в сохранении памяти о выдающемся соотечественнике и его богатейшем духовном наследии.
Главной достопримечательностью Культурно-просветительского центра является уникальный деревянный дом, некогда принадлежавший семье святого. Изба представляет собой характерный для Прибайкалья и Сибири XVIII–XIX веков «самцовый» дом. Особенностью этого типа построек является крыша, созданная по технологии, предшествовавшей использованию лесопильных машин. Фронтон формировался не путем обшивки досками, а с помощью врубленных в поперечные стены бревен меньшего сечения – «самцов»: из-за дефицита железа в те времена обходились без гвоздей. Такая конструкция не только функциональна, но и отражает мастерство древних строителей. Еще недавно подобные избы можно было встретить во многих старых селениях Приленья, но сегодня они, к сожалению, становятся все более редкими. Сочетание уникальной архитектуры и исторической связи с именем святителя Иннокентия делает этот дом центром притяжения для тысяч паломников и любителей истории со всей России.
Сегодня этот бережно сохраненный и отреставрированный дом является частью экспозиции, посвященной жизни и деятельности прославленного миссионера. Именно с порога этой скромной сибирской избы начался его удивительный жизненный путь, полный самоотверженного служения людям и горячей проповеди Евангелия.
Однако путь к признанию и сохранению этого исторического здания был долгим и непростым. Все началось в 1987 году, когда священник Каллиник, благочинный* селений Верхней Лены, и Валентина Сидоренко, писатель и редактор газеты «Литературный Иркутск», посетив село Анга, узнали от местных жителей о доме, который был связан с Иннокентием Вениаминовым. Известие о сохранившемся доме святого взволновало Валентину Сидоренко, и, убежденная в необходимости увековечить память о святителе, она обратилась в епархию с предложением выкупить дом и создать в нем мемориальный музей. В результате этого обращения в 1989 году началось тщательное изучение истории здания.
Многолетние исследования дома, архивов и воспоминаний местных жителей привели к неожиданному открытию: оказалось, что родительский дом святителя Иннокентия Вениаминова был разрушен в XX веке. Дом, который сегодня почитается как место, связанное с его жизнью, принадлежал его деду, Иоанну Попову. Именно Иоанн, назначенный в село Ангинское в 1738 году, положил начало местной священнической династии Поповых.
По существовавшему тогда обычаю старший сын Иоанна, Дмитрий, должен был оставаться жить в отцовском доме. Для Евсея же, среднего сына и отца будущего святителя, была построена новая усадьба рядом с отцовской, возле ангинской Ильинской церкви. Оба дома располагались на земле, известной как «поповские утуги*» или «поповское именьице».
В 1803 году отец святителя умер от болезни. Чтобы помочь осиротевшей и бедствующей семье брата, Дмитрий забрал к себе маленького Иннокентия. До отъезда в семинарию в 1808 году мальчик жил и воспитывался в доме своего дяди, где обучался грамоте и письму.
Вскоре после отъезда племянника Дмитрий овдовел и принял монашеский постриг, переехав в Иркутск. Дом же перешел во владение ангинским жителям Скорняковым. В 1876 году он был перенесен с «поповского имения» на то место, где стоит сейчас. Следы меток, необходимых при разборке дома, видны до сих пор.
Осознавая значение дома в Анге как места, где формировались корни выдающегося миссионера, Иркутское епархиальное управление выкупило его у местной жительницы в 1991 году. В дальнейшем, к 200-летию со дня рождения святителя Иннокентия, было принято решение об открытии в нем мемориального музея, который начал свою работу в 1997 году. В 2017 году дом вошел в состав Культурно-просветительского центра.
Сегодня экспозиция дома состоит из двух частей. В сенях размещена родословная святителя, а основная часть дома воссоздает быт семьи сельского священника начала XIX века. Именно с порога этого дома начался жизненный путь обыкновенного деревенского мальчика, которому было суждено стать Апостолом Сибири и Америки.
Внутреннее пространство избы традиционно делилось на три функциональные зоны, планировка которых определялась расположением печи. Обычно печь ставили в углу справа или слева от входа. Угол напротив печного устья, называемый «бабий кут» (кут – старинное название угла), был рабочим пространством хозяйки. Экспозиция кухни отражает типичный крестьянский быт начала XIX века, где печной угол был царством женщины. На полках «бабьего угла» размещалась простая крестьянская утварь: горшки, ковши, чашки, миски и ложки.
Самым большим и почетным был передний, или красный, угол. Независимо от расположения печи он всегда находился по диагонали от нее. В красном углу размещалась божница с иконами и лампадкой, поэтому угол также называли «святым». Божница представляла собой полочку (часто двухъярусную) для икон. На ней хранили святую воду, освященную вербу, пасхальное яйцо и Евангелие. Всякий гость, входя в избу, первым делом кланялся образам в красном углу. Главным предметом мебели был стол, который ставили именно там. Каждый день в обеденное время за столом собиралась вся семья.
Последний угол избы, расположенный слева или справа от двери, служил рабочим местом хозяина дома. Здесь находилась лавка, а под ней в ящике хранился инструмент. В свободное время крестьянин занимался поделками и мелким ремонтом. Вдоль стен стояли широкие лавки, которые использовали для сидения и сна. Одежду хранили в сундуках; чем богаче была семья, тем больше сундуков находилось в избе.
В этом доме, пронизанном духом прошлого, каждый посетитель может ощутить связь с началом духовного пути святителя Иннокентия и понять, как в простой сельской жизни зародились его выдающиеся качества: неприхотливость, самоотречение и бескорыстная любовь к ближнему.
*Благочинный священник — это священнослужитель, который назначается епископом для надзора за несколькими церквями и приходами в пределах определенного церковного округа (благочиния).
*Утуги – ухоженные, поливные сенокосные угодья при усадьбе.