Найти в Дзене
Smart Babylonia with Olga

Что предвещало лунное затмение в древней Месопотамии?

Сегодня на небе можно было полюбоваться лунным затмением. Удивительно думать, что много тысяч лет назад люди так же стояли и смотрели на такие необыные природные явления. Месопотамские астрономы с ранних времён наблюдали за движением небесных светил и пытались их интерпретировать. Самый известный астрологический трактат Энума Ану Энлиль («Когда боги Ану и Энлиль») содержит около 7000 предзнаменований, основанных на исторических прецедентах, некоторые из которых восходят к временам Саргона Аккадского (2334-2279 до н.э.). Предсказания в Энума Ану Энлиль организованы по классической для древних месопотамских сборников схеме: "если на небе происходит такое-то событие – ожидаются такие-то последствия". Если предсказания были плохими, то их можно было предотвратить посредством ритуалов. Больше половины табличек трактата посвящены движению Луны (бога Сина) и Солнца (бога Шамаша). Особое внимание уделялось лунным (как сегодня) и солнечным затмениям. Временное затмение Солнца или Луны тракт

Сегодня на небе можно было полюбоваться лунным затмением. Удивительно думать, что много тысяч лет назад люди так же стояли и смотрели на такие необыные природные явления.

Месопотамские астрономы с ранних времён наблюдали за движением небесных светил и пытались их интерпретировать. Самый известный астрологический трактат Энума Ану Энлиль («Когда боги Ану и Энлиль») содержит около 7000 предзнаменований, основанных на исторических прецедентах, некоторые из которых восходят к временам Саргона Аккадского (2334-2279 до н.э.).

Предсказания в Энума Ану Энлиль организованы по классической для древних месопотамских сборников схеме: "если на небе происходит такое-то событие – ожидаются такие-то последствия". Если предсказания были плохими, то их можно было предотвратить посредством ритуалов.

Таблика из сборника Энума Ану Энлиль
Таблика из сборника Энума Ану Энлиль

Больше половины табличек трактата посвящены движению Луны (бога Сина) и Солнца (бога Шамаша). Особое внимание уделялось лунным (как сегодня) и солнечным затмениям. Временное затмение Солнца или Луны трактовалось астрономами как божественные знаки, сулившие опасность самому царю, который может исчезнуть так же, как небесные светила.

Табличка, изображающая вавилонского царя Набу-апла-иддина (ок. 870 г. до н.э.), которого верховный жрец подводит к богу Солнца Шамашу, покровителю предсказателей и астрологов. © The Trustees of the British Museum
Табличка, изображающая вавилонского царя Набу-апла-иддина (ок. 870 г. до н.э.), которого верховный жрец подводит к богу Солнца Шамашу, покровителю предсказателей и астрологов. © The Trustees of the British Museum

Учёные предупреждали царя о приближении затмения, чтобы он приказал провести т.н. «ритуал замещения» и предотвратить опасность. По приказу царя выбирался его временный заместитель, который надевал знаки царской власти и занимал место царя. Царь же на время становился обычным земледельцем. Как только, по мнению астрономов, опасность проходила, заместитель царя умирал, а истинный царь возвращался на трон. Заместителя убивали, иногда, но далеко не всегда символически: на иллюстрации текст с описаниями похорон одного из таких заместителей по имени Дамки.

Клинописный текст с описанием похорон некоего Дамки, убитого "заместителя" царя. © The Trustees of the British Museum
Клинописный текст с описанием похорон некоего Дамки, убитого "заместителя" царя. © The Trustees of the British Museum

Этот текст представляет собой письмо царю Ашшурбанапалу от одного из его поверенных в Вавилонии. Из него мы узнаем, что некий Дамки, сын важного религиозного деятеля, был выбран заместителем царя Вавилона Шамаш-шум-укина (ассириского ставленника и родного брата Ашшурбанапала) в конце 671 г. до н.э. Чтобы опасность предсказаний обошла вавилонского царя, Дамки и его жена взошли вместо царской четы на престол, а потом были убиты и погребены со всеми полагающимися царю почестями:

"Он (Дамки) и его царица были (как должно) облачены, украшены, похоронены и оплаканы, с ним обошлись (как с царями). Убийство было совершено, недобрые предзнаменования сняты, множество апотропных ритуалов, необходимых церемоний, ритуалов экзорцистов, покоянных песен и молитв было исполнено"

Ашшурбанапал на охоте, барельеф из Ниневии © The Trustees of the British Museum
Ашшурбанапал на охоте, барельеф из Ниневии © The Trustees of the British Museum

Практика замещения царя засвидетельствована в клинописных текстах с достаточно ранних времен, по крайней мере, с начала 2 тыс. до н. э. Своего апогея она достигает во времена Ассирийской империи (911-612 гг. до н. э.). Так, за время правления Асархаддона (680-669 гг.) и его сына Ашшурбанапала (668-627 гг.) на престоле побывало по меньшей мере десять заместителей.