Найти в Дзене
Клуб Ученого Кота

Взбесившаяся лента

Эскалатор на "Авиамоторной", современность.
Эскалатор на "Авиамоторной", современность.

Приветствую уважаемых подписчиков и гостей канала! Сегодня, хочу рассказать о катастрофе произошедшей в 1982 году, на станции московского метрополитена "Авиамоторная", когда из за отказа тормозов эскалатора погибло и пострадало множество людей.
Для начала немного истории. На момент описываемой катастрофы, станция "Авиамоторная" была практически новой. Так называемы Калининский радиус, или Калининскую линию от "Марксистской" до "Новогиреево" открыли под новый, 1980 год, движение было запущено 30.12.1979.
Сама линия, и конкретно эта станция, были очень востребованными для пассажиров, связав огромные жилые районы на востоке Москвы, такие как Новогиреево и Перово с центром города, а так же с большим количеством научных и промышленных предприятий. Станция"Шоссе Энтузиастов", с его концентрацией различных заводов буквально в пешей доступности и "Авиамоторная", с расположенным рядом металлургическим гигантом "Серп и Молот", институтом МЭИ - московским энергетическим, и институтом Авиационного Моторостроения, по которому станция и получила свое название. Конечно, в те годы не строили метро в таких масштабах как сейчас, но по крайней мере - каждая станция была по настоящему востребована, и в чистом поле метро не строили. Все это, я пишу к тому, что бы создалось понимание, какой на станции был пассажиропоток, буквально с первых дней после открытия. Каждое утро, выходили из поездов и поднимались на поверхность тысячи людей, учащихся ВУЗов, рабочих с "СиМ" и других предприятий, сотрудников райкома КПСС Калининского района, расположенного буквально в соседнем здании. Станция "Авиамоторная" является станцией глубокого заложения, с глубиной более 50 м. и как положено - сообщение с поверхностью осуществлялось с помощью четырех тоннельных эскалаторов производства Ленинградского производственного объединения, с говорящим названием ПО "Эскалатор".
Итак, среда, 17 февраля 1982 года. Время постепенно идет к вечеру, на часах - 16:30. Близится вечерний час пик, постепенно увеличивается число пассажиров спускающихся на платформы. Дежурная по станции отдает команду включить резервный, четвертый эскалатор на спуск, это стандартно - утром работает на подъем, а вечером наоборот, помогает пассажирам быстрее спуститься. Люди заполняют ступеньки, едут вниз, и вдруг, раздается какой-то треск, на который сначала никто не обратил внимание, и после этого, полотно эскалатора начинает сильно увеличивать скорость. Обычно, эскалаторы и в России, и за границей, работают со скоростью 0,75 метра в секунду, это обычная средняя скорость неторопливо идущего пешехода, и у человека, шагающего на ленту эскалатора, или сходящего с нее, не возникает психологического барьера. Это установлено довольно давно, опытным путем, и именно такая скорость принята во всем мире как оптимальная. Тут же, буквально за полминуты, эскалатор достиг скорости 2 - 2,5 метра в секунду, и люди находящиеся внизу, просто не успевали нормально ступить на платформу и падали, а на них сверху летели люди, подвозимые эскалатором. Внизу образовалась давка, и завал из человеческих тел. Дежурная у эскалатора, видя нештатную ситуацию нажимала на кнопку тормоза, которая не давала никакого эффекта, и только спустя две минуты, кто-то отключил аварийный автомат, запитывающий электродвигатель эскалатора. Тут, в разных источниках данные расходятся, кто-то пишет что это сделала дежурная у эскалатора, кто-то утверждает, что это сделал другой сотрудник метрополитена.
Спустя несколько минут, сотрудники милиции, дежурящие в верхнем вестибюле станции, получили указание ограничить доступ людей, а спустя еще некоторое время, станцию полностью закрыли, поезда проезжали ее без остановки. К "Авиамоторной" прибыли бригады скорой помощи, пожарно-спасательные части, дополнительные наряды милиции. На место прибыло руководство метрополитена, начались спасательные работы. В итоге завала людей при сходе с эскалатора, погибло восемь, и пострадало более тридцати человек. Одному молодому мужчине, зажало ногу гребенкой эскалатора, полностью раздробив кость, в итоге его ногу доставали из искореженной гребенки около двух часов, обезболив пострадавшего на месте. К сожалению, в институте им. Склифосовского, ногу спасти не смогли, и ее пришлось ампутировать. Остальные пострадавшие, были в более легком состоянии, некоторых после оказания помощи отпустили по домам. Причиной смерти погибших, была признана именно давка, асфиксия и переломы костей, вызванные падающими сверху людьми. Несколько человек, вылезли с лестницы эскалатора на балюстраду между ними, туда где светильники, тонкое фанерное перекрытие не выдерживало веса людей, и они провалились в подэскалаторное пространство, получив ушибы, но именно эти люди, отделались легче других.
Почти сразу началось расследование причин случившегося. Специалисты ленинградского завода, били себя ногой в грудь, и клялись, что данные эскалаторы прошли все испытания, и гораздо более безопасны для пассажиров, чем более старая модель. Комиссия довольно быстро установила первопричину - излом ступеньки эскалатора, из за которой, ведущая эскалаторная цепь сорвалась, и под тяжестью стоящих на ступеньках людей, лента эскалатора начала неконтролируемо ускоряться, что и привело к трагедии. Возник вопрос, почему не сработали аварийные тормоза, которые изначально рассчитаны тормозить всю систему, если ее скорость начинает превышать конструкционную. Разбираться особо долго не пришлось, тут уже был чисто человеческий фактор. Эскалаторы на "Авиамоторной", обслуживал очень опытный мастер, со стажем работы более двадцати лет. Человек отлично работал, прекрасно знал устройство эскалаторов, и мог его их обслуживать или ремонтировать, буквально с завязанными глазами. И вот это с ним и сыграло злую шутку. В декабре 1981 года, за два месяца до трагедии, на станции решили поменять эскалаторы, установив вышеупомянутые, ленинградского завода, новую модель "ЭТ-2". Мастер же, банально не посчитал нужным даже прочитать инструкцию к ним, и произвел настройку автоматических тормозов по старинке, как долгие годы делал, обслуживая более старую модель, "ЭМ-3", Перовского машиностроительного завода. Руководство тоже, не проконтролировало знания мастера, считая, что контролировать и проверять столь опытного человека, и одного из лучших сотрудников - просто оскорбительно. Таковая настройка, не давала тормозной автоматике сработать, что и произошло. Вот - итог излишней самоуверенности профессионала. Данный мастер был признан основным виновным в случившемся, и приговорен к длительному сроку лишения свободы. Его непосредственное руководство было уволено по отрицательным мотивам. Комиссия написала свои выводы, были приняты меры, и внесены изменения в конструкцию выпускаемых в СССР эскалаторов, исключающее повторения таких событий.
Данные события решено было тщательно скрыть, и открытая информация в прессе появилась лишь в 1992 году, спустя десять лет. Один подписчик писал, что замалчивать те или иные катастрофы правильно, может быть, в каких-то случаях это было оправдано, но конкретно в этом случае получилось с точностью до наоборот.
Да, в газетах и по ТВ не было никакой информации о случившемся, сотрудникам предприятий и учреждений, где работали погибшие граждане, запретили вывешивать некрологи, и проводить какие-либо траурные мероприятия. С сотрудников метрополитена, "скорой помощи" и милиции, участвовавших в ликвидации последствий, взяли подписки о неразглашении. Но - это было бессмысленно, и глупо. Не забывайте, что станцию закрыли только минут через двадцать после случившегося, и в момент, и сразу после катастрофы, огромное количество людей успело на станцию войти и выйти, и с каждого подписку не возьмешь. И да, люди видели лежащие тела, растекающуюся по полу кровь, видели пробитые балюстрады, куда свалились люди, слышали крики и стоны пострадавших. Как известно, у страха глаза велики, а технически устройство эскалатора мало кто понимает. У всех этих людей, которые в тот момент садились, или выходили из метро есть родственники, друзья, друзья друзей, и так далее. Моя будущая теща, на тот момент находилась в Ташкенте у своих родителей, так ей позвонил кто-то из московских друзей, и рассказал, что якобы обрушился весь эскалатор, тысячи (тысячи, Карл!) людей упали с огромной высоты в работающие механизмы, и всех перемололо, а трупы чуть ли не фурами вывозили. "Я сама не видела, но мне тетя Маша рассказала, у нее двоюродный брат на Авиамоторной работает, вот он видел. Они врать не будут!". Естественно, теща перепугалась, и обзванивала всех московских родственников и друзей, выясняя не погиб ли кто, и тоже, передавая подобную версию событий. В итоге - первый источник, из которого люди услышали о катастрофе - был "Голос Америки", который тогда много кто слушал, естественно, не афишируя этот факт. Разразились статьями эмигрантские газеты в Нью-Йорке, особенно разошлось "Новое русское слово", написавшее какую-то полную, с технической точки зрения чушь, и доведшее число погибших то ли до двух, то ли до трех тысяч. Ну, а при молчании официальных СМИ, люди и верили. Никто не разбирался, что никакой огромной высоты под эскалатором нет, никаких страшных механизмов там тоже нет, и вообще - все это чушь. Престиж власти, и так уже начавший пошатываться, только пострадал еще больше, молодцы, сами себя высекли. А вот если бы в СМИ сообщили поименный список погибших, выплатили бы компенсацию их семьям, помогли бы пострадавшим, и четко написали бы, что причины установлены, меры приняты, и подобное больше не повторится - было бы совсем по другому, и гораздо лучше, в плане доверия граждан советской власти. Собственно, многие фантастические детали, относительно этого трагического случая, до сих пор живы, и фигурируют, то тут, то там, хотя в реальности все было куда прозаичнее. Разгильдяйство мастера, переоценившего свои знания, и не меньшее разгильдяйство его руководства, считающего, что хороший и опытный работник априори не ошибается.
Вплоть до июля 2014 года, когда между "Парком Победы" и "Славянским Бульваром" метропоезд сошел с рельсов, с 24 погибшими, и почти тремя сотнями пострадавших, данная катастрофа была крупнейшей в московском метро. По иронии судьбы, через пару месяцев после трагедии, в Москве была с визитом американка Кэрол Беллами, глава транспортного департамента Нью-Йорка, для обмена опытом. Ей очень понравилось московское метро, она официально заявила, что постарается некоторые решения внедрить в метро Нью-Йорка, и спрашивала, что за история была в феврале. Наши чиновники, с очень честными глазами, говорили что первый раз такое слышат, и это какие-то инсинуации. Ну... первый так первый, силком говорить не заставишь. Учитывая, что в штатах об этом узнали в тот же день, не думаю, что наше транспортное начальство произвело хорошее впечатление, на заокеанскую коллегу. Нельзя скрывать такие вещи, нельзя. Надо широко освещать, и подробно говорить что сделано, как наказаны виновные, и какие меры приняты во избежание...
Вот, надеюсь, смог Вам рассказать что-то новое, и что было интересно. Спасибо, что читаете, дорогие друзья.