Найти в Дзене
КИНО CLUB

Эти 10 фильмов длятся более трёх часов и они идеальны от начала до конца

Оглавление

Длинные фильмы имеют дурную репутацию. Слишком часто «эпический» означает просто перегруженный, излишне содержательный или отчаянно нуждающийся в монтаже, особенно если темп нестабилен. Но иногда фильм ценит каждую минуту, используя свою продолжительность не как трюк, а как достаточно большое полотно, чтобы рассказать историю именно так, как она должна быть рассказана. В этом списке рассматриваются такие фильмы.

Фильмы, что будут ниже, держат вас в напряжении от первого до последнего кадра, будь то масштабные исторические драмы, размашистые криминальные саги или захватывающие фэнтезийные эпические боевики, доказывают, что длительный хронометраж — не недостаток, если он наполнен точностью, смыслом и динамикой. Эти фильмы продолжительностью более трёх часов могут показаться немного пугающими, но мало кто станет спорить с тем, что они не идеальны.

____________________________

Унесённые ветром / 'Gone with the Wind' (1939)

«Честно говоря, дорогая, мне плевать». «Унесённые ветром» остаётся монументальным достижением по масштабу, сюжету и зрелищности в духе старого Голливуда (несмотря на некоторые элементы, которые не устарели). Это, пожалуй, самый масштабный из всех эпических фильмов о Гражданской войне (продолжительностью почти четыре часа), но это величие подчёркивается одной из самых сложных антигероинь кинематографа — Скарлетт О’Хара (Вивьен Ли). Её амбициозность, стойкость и беспощадность делают её одновременно достойной восхищения и вызывающей гнев. Это сложная роль, но магнетическая игра Ли поддерживает эмоциональный накал на протяжении всех грандиозных сцен.

С эстетической точки зрения, роскошные визуальные эффекты в стиле «Техниколор» и культовая музыка Макса Штайнера полностью погружают зрителя в атмосферу фильма. Да, это продукт своего времени, с устаревшими и спорными образами, которые сегодня вызывают актуальные дискуссии. Но с точки зрения чистого мастерства, от постановки «Сожжения Атланты» до бессмертных цитат Ретта Батлера, сложно найти хоть один кадр, пропадающий даром. Неудивительно, что этот фильм стал самым кассовым в истории.

____________________________

Лоуренс Аравийский / 'Lawrence of Arabia' (1962)

-2

«Великие вещи начинаются с малого». «Лоуренс Аравийский» Дэвида Лина — золотой стандарт эпического кино. Его 3 часа 42 минуты пролетают незаметно благодаря захватывающим видам пустыни, точной проработке характеров и фантастической игре Питера О’Тула в центре внимания. В руках менее талантливого режиссера этот фильм стал бы простым рассказом о военной кампании одного человека. Но Лин и его команда превращают историю в глубокое высказывание о пьянящей, разрушительной природе харизмы и смутной морали империи (даже если некоторые и не согласились с изображением самого Лоуренса).

Каждый кадр изысканно скомпонован, каждый монтаж продуман до мелочей, от культового матча до панорамных сцен битвы, на фоне которых человеческие фигуры кажутся крошечными. Музыка Мориса Жарра также волшебна, ещё больше оживляя пустыню. Но самое впечатляющее, что всё это великолепие ничуть не затмевает нюансов, делая «Лоуренса Аравийского» редким эпическим произведением, которому удаётся быть одновременно интимным и колоссальным.

Лоуренс Аравийский (Трейлер)

____________________________

Сатанинское танго / 'Satantango' (1994)

-3

«Мы все ходим по кругу. Везде одно и то же». Фильмы Белы Тарра, как правило, имеют намеренно заданный темп, требующий от зрителя большого напряжения, но «Сатанинское танго» выводит это на совершенно новый уровень. Этот фильм, длящийся более семи часов, — настоящее испытание терпения и восприятия , но он вознаграждает тех, кто выдержит. Снятый в завораживающем чёрно-белом цвете, фильм разворачивается в разрушающейся венгерской деревне после падения коммунизма. Длинные, непрерывные кадры показывают, как персонажи пробираются сквозь грязь, спиваются до беспамятства и предают друг друга в мелочах и жестоко.

Он мрачный, но в то же время странно гипнотический . Ритм убаюкивает вас, пока вы не начинаете замечать мельчайшие изменения в свете, выражении лица или движении. Другими словами, Тарр превращает саму длительность в инструмент повествования, заставляя вас ощущать тяжесть времени так же, как это делают персонажи. Когда фильм заканчивается, у вас остаётся странное ощущение, что вы действительно прожили его.

____________________________

Титаник / 'Titanic' (1997)

-4

«Я — король мира!» «Титаник» идёт больше трёх часов, но не теряет своей хватки. К концу XX века этот эпический жанр, казалось, несколько исчерпал себя, но затем пришёл Джеймс Кэмерон и вдохнул в него новую жизнь. Ему удалось превратить известное историческое событие в захватывающую эпическую катастрофу и захватывающий роман. Помогло то, что в его распоряжении были актёрские таланты поколения. Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет оживляют историю искренней, но не приторной любовью, идеально уравновешивая грандиозные декорации.

Повествование здесь просто невероятно уверенное. Темп безупречен: первая половина фильма нагнетает романтику и напряжение, вторая раскрывает одни из самых душераздирающих и технически блестящих сцен катастроф, когда-либо снятых. Действительно, скрупулезное воссоздание обреченного корабля просто поражает. Сочетание реальных эффектов и передовой на тот момент компьютерной графики до сих пор актуально, а музыка Джеймса Хорнера навсегда останется в памяти зрителей.

Титаник / Titanic, фильм, 1997 (ТРЕЙЛЕР)

____________________________

Ирландец / 'The Irishman' (2019)

-5

«Как есть, так и есть». Мартин Скорсезе поднял ставки, сняв лебединую песнь своего гангстерского фильма. Охватывая десятилетия жизни киллера Фрэнка Ширана (Роберт Де Ниро), «Ирландец» длительностью 3 часа 29 минут выстраивает устойчивый, идеально выверенный ритм, переходя от моментов тихого товарищества к внезапной, клинической жестокости. Технология цифрового омоложения привлекла внимание прессы, но настоящая магия кроется в актёрской игре: утомлённый стоицизм Де Ниро, сдержанная угроза Джо Пеши и пламенная непостоянность Аль Пачино.

Другими словами, Скорсезе берёт гангстерскую эпопею и лишает её гламура, оставляя позади пустые ритуалы и одинокий финал, неизбежно порождаемые такой жизнью. К финальным, разрушительным сценам хронометраж кажется не снисходительным, а необходимым, бремя прожитых лет давит на зрителя, пока не возникает ощущение той же нарастающей пустоты, что и у Фрэнка. В совокупности эти элементы делают «Ирландца» чем-то большим, чем просто криминальный фильм. По сути, это размышление о верности, предательстве и неизбежности распада.

Трейлер. Ирландец (2019)

____________________________

Малкольм Икс / 'Malcolm X' (1992)

-6

«Мы не приземлились на Плимутской скале. Плимутская скала приземлилась на нас!» «Малкольм Икс» Спайка Ли — одна из величайших экранных биографий, охватывающая практически всю жизнь одного человека и отражающая эпоху его существования. Фильм исследует каждый важный момент в жизни Малкольма Икса (Дензела Вашингтона), от его трудной юности и тюремного заключения до его становления как пламенного борца за расширение прав и возможностей чернокожих и, наконец, до его превращения в более объединяющую фигуру в глобальной борьбе за справедливость. Каждая минута кажется ценной , каждая сцена добавляет глубины сложной, противоречивой и, в конечном счёте, преобразующей жизни одной из важнейших фигур в американской истории.

Режиссура Ли сочетает документальный реализм со стилизованными элементами, оживляя историю. И хотя размах фильма эпичен, внимание режиссёра к деталям в его характере очень интимное. Ему в этом очень помогает самоотверженная, феноменальная звезда. Великолепная игра Вашингтона настолько захватывает, что это совсем не похоже на актёрскую игру.

Малкольм Икс 1992

____________________________

Список Шиндлера / 'Schindler’s List' (1993)

-7

«Кто спасает одну жизнь, тот спасает весь мир». «Список Шиндлера» длится 195 минут, но при этом он не кажется растянутым; каждая сцена несет в себе историческую ценность. Снятый в суровых черно-белых тонах, фильм рассказывает о превращении Оскара Шиндлера (Лиама Нисона) из предприимчивого бизнесмена в вынужденного спасителя во время Холокоста. В свое время он стал значительным шагом вперед в развитии амбиций как режиссера, так и актеров. Нисон придает Шиндлеру харизматическую неоднозначность, в то время как образ нацистского коменданта Амона Гёта, созданный Рэйфом Файнсом, леденит душу, изображая банальность зла.

Хронометраж позволяет постепенно нарастать ужасу , делая моменты надежды и человечности ещё более выраженными. К финальным сценам Стивен Спилберг создал фильм, который одновременно является и мучительным историческим документом, и глубоко трогательным исследованием нравственного пробуждения. Фильм длинный, потому что так и должно быть, ведь некоторые истории невозможно и не следует излагать в сжатом виде.

Список Шиндлера — Русский трейлер (фильм 1993) / Schindler's List

____________________________

Властелин колец: Возвращение короля / 'The Lord of the Rings: The Return of the King' (2003)

-8

«За Фродо». Прошло уже более 20 лет, и ни одна фэнтезийная серия до сих пор не смогла превзойти «Властелина колец». Каждая часть трилогии блестяща, но «Возвращение короля», пожалуй, лучшая. Даже при продолжительности 3 часа 21 минуту (и более 4 часов в расширенной версии) фильм сохраняет баланс между зрелищностью и эмоциями. Осада Минас-Тирита и последние шаги Фродо (Элайджа Вуд) к Роковой горе показаны с захватывающим дух размахом, но Питер Джексон ни на секунду не забывает о личных ставках.

Множественные концовки пародировались, но они важны: после столь напряжённого пути фильму удаётся дать каждой нити обрести свой покой. Фильмы «Властелина колец» также вышли в идеальное время: компьютерная графика была достаточно мощной, чтобы оживить ключевые моменты, но всё же слишком дорогой и сложный, поэтому создатели фильма в основном полагались на практические эффекты. Этот уникальный баланс — причина того, что большинство визуальных эффектов выглядят настолько правдоподобно и до сих пор впечатляют.

____________________________

Крестный отец 2 / 'The Godfather Part II' (1974)

-9

«Держи друзей близко, а врагов ещё ближе». Первый фильм «Крёстный отец» был великолепен, Фрэнсис Форд Коппола в продолжении пошёл ещё дальше. «Крёстный отец 2» расширяет сагу о Корлеоне, превращая её в эпическую картину, которая одновременно является и приквелом, и сиквелом. Фильм длится 3 часа 22 минуты без единой лишней сцены. Благодаря двойной структуре фильм обладает шекспировским размахом: Майкл Корлеоне (Аль Пачино) укрепляет свою власть в настоящем, а молодой Вито Корлеоне (Роберт Де Ниро) возвышается в прошлом.

Оба актёра на пике своей карьеры. Ледяной контроль Пачино контрастирует со спокойной харизмой Де Ниро, показывая двух мужчин, чьи судьбы сложились в схожих мирах, но пути разошлись. Операторская работа, музыка и актёрская игра также отличаются поразительной точностью. Коппола использует длительность фильма, чтобы углубить трагедию обоих: Майкл обретает всё, к чему стремился, и теряет всё, что имело значение; Вито накапливает богатство и влияние, унаследованные от поколения к поколению, но запускает долгосрочные ужасы.

____________________________

Семь самураев / 'Seven Samurai' (1954)

-10

«Такова природа войны: эти поля, эта деревня, они никогда не изменятся». «Семь самураев» длится 3 часа 27 минут, но при этом ощущается динамичным и динамичным, как любой современный эпический боевик. Сюжет фильма Акиры Куросавы прост: семь воинов защищают деревню от бандитов. Однако режиссёр превращает эту незамысловатую концепцию в нечто трансцендентное. Он заполняет время тщательной проработкой персонажей, социальными комментариями и мастерски поставленными боевыми сценами . Каждый самурай уникален, каждому жителю деревни даны моменты глубины, что делает ставки глубоко личными.

Куросава использует хронометраж, позволяя напряжению то нарастать, то ослабевать, создавая живой мир, где победа горько-сладка, а жертвы неизбежны. В частности, финальная битва под дождём остаётся вершиной кинематографического экшена, сочетая хаос с ясностью. Современные блокбастеры всё ещё заимствуют структуру «Семи самураев», но мало кто может сравниться с ним по сочетанию масштаба, человечности и чёткости повествования. Каждая минута тщательно продумана и занимает своё место.

Семь самураев (1954) - Трейлер. Shichinin no samurai