Повесть Л.Н.Толстого «Хаджи-Мурат» посвящена событиям кавказской войны. Писатель рассказывает один эпизод, посвященный соратнику Шамиля – Хаджи-Мурату и произошедший в 1851 году.
Мы встречаемся с главным героем повести в переломный момент его судьбы. Хаджи-Мурат, который не один год был верным соратником Шамиля, рассорился с ним и, теперь, прячется в одном из аулов:
Садо знал, что, принимая Хаджи-Мурата, он рисковал жизнью, так как после ссоры Шамиля с Хаджи-Муратом было объявлено всем жителям Чечни, под угрозой казни, не принимать Хаджи-Мурата. Он знал, что жители аула всякую минуту могли узнать про присутствие Хаджи-Мурата в его доме и могли потребовать его выдачи. Но это не только не смущало, но радовало Садо. Садо считал своим долгом защищать гостя — кунака, хотя бы это стоило ему жизни, и он радовался на себя, гордился собой за то, что поступает так, как должно.
— Пока ты в моем доме и голова моя на плечах, никто тебе ничего не сделает, — повторил он Хаджи-Мурату.
Хаджи-Мурат внимательно посмотрел в его блестящие глаза и, поняв, что это была правда, несколько торжественно сказал:
— Да получишь ты радость и жизнь.
Но соседка увидела Хаджи-Мурата и среди ночи пришлось бежать. В лесу его ждали верные люди. Хаджи-Мурат принимает решение сдаться русским.
В русских войсках среди офицеров и солдат только и было разговоров о сдаче Хаджи-Мурата, этого воинственного и страшного горца.
Впереди всех ехал на белогривом коне, в белой черкеске, в чалме и папахе и в отделанном золотом оружии человек внушительного вида. Человек этот был Хаджи-Мурат. Он подъехал к Полторацкому и сказал что-то по- татарски. Полторацкий, подняв брови, развел руками в знак того, что не понимает, и улыбнулся. Хаджи-Мурат ответил улыбкой на улыбку, и улыбка эта поразила Полторацкого своим детским добродушием… Он ожидал мрачного, сухого, чуждого человека, а перед ним был самый простой человек, улыбавшийся такой доброй улыбкой, что он казался не чужим, а давно знакомым приятелем. Только одно было в нем особенное: это были его широко расставленные глаза, которые внимательно, проницательно и спокойно смотрели в глаза другим людям.
Хаджи Мурат с одной стороны вызывает уважение у земляков и у русских, а с другой стороны Шамиль его считает врагом, а русские не доверяют.
Какая сцена встречи князя М.С.Воронцова и Хаджи-Мурата!
Глаза этих двух людей, встретившись, говорили друг другу многое, невыразимое словами, и совсем не то, что говорил переводчик. Они прямо, без слов, высказывали друг другу всю истину: глаза Воронцова говорили, что он не верит ни одному слову из всего того, что говорил Хаджи-Мурат, что он знает, что он – враг всему русскому, всегда останется таким и теперь покоряется только потому, что принужден к этому. И Хаджи – Мурат понимал это и все-таки уверял в своей преданности. Глаза Хаджи-Мурата говорили старику этому надо бы думать о смерти, и надо быть острожным с ним. И Воронцов понимал это и все-таки говорил Хаджи-Мурату то, что считал нужным для успеха войны.
Хаджи Мурат мужественный, смелый человек, соблюдающий предписания своей религии, и служба у русских для него вынужденная мера. Он очень страдает о своей семье, оказавшейся в заложниках у Шамиля, и просит помощи у Воронцова освободить семью, тогда он будет служить России в полную силу. Воронцов уверяет, что император очень милостив, и надо ждать его решения.
Хаджи-Мурат всегда верил в свое счастье. Затевая что-нибудь, он был вперед твердо уверен в удаче,- и все удавалось ему. Так это было, за редким исключением, во все продолжения его бурной военной жизни. Та, он надеялся, что будет и теперь. Он представлял себе, как он с войском, которое даст ему Воронцов, пойдет на Шамиля, и захватит его в плен, и он опять будет управлять не только Аварией, но и всей Чечней, которая покорится ему…
Министр Чернышев, который получил депешу от князя Воронцова и, прочитав его рапорт о сдаче Хаджи-Мурата, решил все говорить невыгодно для Воронцова (он очень не любил князя за его знатность и богатство) императору Николаю I.
«Но план этот не удался Чернышеву только потому, что в это утро 1 января Николай был особенно не в духе и не принял бы какое бы ни было и от кого бы то ни было предложение только из чувства противоречия».
Николая I представлен в повести очень жестоким, своенравным и с безжизненными, холодными глазами.
Вообще, помимо основных событий, связанных с Хаджи-Муратом, Лев Николаевич виртуозно показал самых разных людей от высшей аристократии до простых офицеров и солдат, от Шамиля до стариков, женщин и детей горцев.
Красавец офицер Бутлер, решивший выйти из гвардии (игра в карты довела его до полного разорения) и недавно прибыл на Кавказ:
Бутлер, испытывая бодрое чувство радости жизни и вместе с тем опасности смерти и желания деятельности и сознания причастности к огромному, управляемому одной волей целому. Бутлер, нынче во второй раз выходил на дело, и ему радостно было думать, что, вот, сейчас, начнут стрелять по ним и, что он не только не согнет головы под пролетающим ядром или не обратит внимания на свист пуль.
Мне было очень жаль солдата Авдеева, решившего идти на службу вместо старшего брата, особенно, когда читаешь, какая обстановка была у него дома!
Страшно читать о набеге на аул русскими войсками.
Вернувшиеся в аул, после набега русских, чеченцы нашли все разрушенным и сожженным. В каждой сакле раздавался вой женщин. Сына Садо, кунака Хаджи-Мурата закололи штыками. Он молча пошел копать могилу для сына.
О ненависти к русским никто не говорил. Чувство, которое испытывали все чеченцы от мала до велика, были сильнее ненависти. Это было ..не признание этих русских собак людьми…
Старики решили послать к Шамилю послов, прося его о помощи. Покориться русским было противно их религиозному закону и чувству отвращения.
А Хаджи-Мурат сидел в это время под надзором казаков. Ему разрешали прогулки со своими мюридами. Но он мучился думами о семье. Воронцов все откладывал и откладывал дать войска на выручку матери, жен и детей. К Хаджи-Мурату допускали регулярных лазутчиков, которые рассказывали о Шамиле и его передвижениях.
Что делать? Поверить Шамилю и вернуться к нему? - думал Хаджи-Мурат.- Он лисица – обманет. Если бы же он не обманул, то покориться, ему, рыжему обманщику нельзя было. Нельзя было потому, что он теперь после тог, как я побыл у русских, уже не поверит мне,- думал Хаджи-Мурат.
Отчаявшись получить помощь от Воронцова и русских властей, он стал подумывать прорваться самому к Шамилю и спасти семью…
Мне показалось, что Л.Н.Толстой явно на стороне своего героя.
Куст «татарина» состоял их трех отростков. Один был оторван, и, как отрубленная рука, торчал остаток ветки. На других двух было на каждом по цветку. Цветки эти когда-то были красные, теперь же были черные. Один стебель был сломан, и половина его, с грязным цветком на конце, висела книзу; другой, хотя и вымазанный черноземной грязью, все еще торчал кверху. Видно было, что весь кустик был переехан колесом и уже после поднялся и потому стоял боком, но все-таки стоял. Точно вырвали у него кусок тела, вывернули внутренности, оторвали руку, выкололи глаз. Но он все стоит и не сдается человеку, уничтожившему всех его братии кругом его. «Экая энергия! — подумал я. — Все победил человек, миллионы трав уничтожил, а этот все не сдается».
Описывая один военный эпизод, Л.Н.Толстой показал войну во всей ее страшной истине и жестокости. Замечу, что в школьные годы я это произведение открывала и, наверное, читала. Но не помню ничего.
Сейчас от чтения было не оторваться. Настолько интересна и прекрасна повесть!
Спасибо Юлии- канал «БиблиоЮлия» за Новый долгий марафон: читаем Льва Толстого, благодаря которому, я открыла для себя это замечательное произведение!
А вы читали повесть «Хаджи-Мурат»?