Год 1974-й стал трудным и изнурительным периодом в истории британской рок-группы Black Sabbath. Несмотря на издание в конце 1973 года довольно успешного пятого студийного альбома «Sabbath Bloody Sabbath» (выпущен 1 декабря 1973 года, номер по каталогу WWA Records – ACB 00166 / WWA 005), который моментально завоевал массовую аудиторию слушателей, получив за несколько недель «серебряную» сертификацию в Великобритании, «золотую» - в Канаде и «платиновую» - в США, и благоприятный одноименный мировой тур, кульминацией которого стало феноменальное выступление в городе Онтарио, Калифорния, США, 6 апреля 1974 года на фестивале «California Jam», транслировавшегося по всей стране телеканалом «ABC», музыканты коллектива оказались на грани финансового банкротства.
Сделаем музыкальную паузу и посмотрим фрагмент выступления на канале «ЭКИРА» группы Black Sabbath на фестивале «California Jam» 6 апреля 1974 года:
В тот момент, когда мировое турне «Sabbath Bloody Sabbath Tour» было в самом разгаре, музыканты коллектива вокалист Оззи Осборн (Ozzy Osbourne), гитарист Тони Айомми (Tony Iommi), басист Гизер Батлер (Geezer Butler) и барабанщик Билл Уорд (Bill Ward) обнаружили, что часть их недвижимости, счётов, банковских активов и даже техническое оборудование принадлежали не им, а группе менеджеров Black Sabbath, которых возглавлял продюсер и один из руководителей компании звукозаписи «Worldwide Artists Management Ltd.» Патрик Энтони Михан (Patrick Meehan).
Пытаясь разобраться в причинах происходящего, музыканты обратились к своему контракту с Патриком Миханом. Удивительным образом вскрылось, что на него оформлена вся недвижимость, включая жилые дома музыкантов, купленные ими на собственные денежные средства.
В начале 1970-х годов участники Black Sabbath познакомились с именитым британским менеджером, продюсером, бизнесменом и импресарио Доном Арденом (Don Arden, настоящее имя Гарри Леви (Harry Levy), который успешно вёл дела таких именитых групп Air Supply, The Small Faces, The Move, Electric Light Orchestra и Trickster.
Этот человек с выдающимся чувством юмора и помешанный на традиционных семейных ценностях, в делах был безжалостным дельцом, строивший свой имидж по образцам из старых гангстерских фильмов. Среди исполнителей и коллег Дон Арден получил прозвище «Аль Капоне рок музыки».
Одним днем, в конце 1970 года фронтмен Black Sabbath Оззи Осборн посетил офис Дона Ардена по гастрольным делам, где познакомился с его восемнадцатилетней дочерью по имени Шерон (Sharon Rachel Osbourne), которая в будущем станет его продюсером, как сольного исполнителя, и верной женой.
Конфликт с менеджером Патриком Миханом закончился попыткой музыкантов Black Sabbath расторгнуть с ним имеющейся контракт. После того как коллектив единогласно уведомил вторую сторону и посчитал дело завершенным, квартет подписал новое соглашение с импресарио Доном Арденом, что вызвало спор с прежним руководством Black Sabbath. Этот конфликт привел к судебным разбирательствам с предыдущими менеджерами группы, которые длились около двух лет и привели к финансовым и репутационным потерям. Музыкантам постоянно приходили повестки явиться в суд, когда они находились в студиях или в концертном туре.
Black Sabbath единогласно выступили в судебных процессах против своего бывшего менеджера Патрика Михана. Последний пытался помешать группе расторгнуть взятые на себя обязательства. По словам музыкантов, коммерческий представитель обманывал их, например, никогда не давал прямого ответа на вопрос, сколько денег заработал коллектив за турне и на продажах копий альбомов. Также Патрик Михан заставлял участников группы участвовать в концертах, которые они не хотели, и оставлял себе деньги, полученные за выступления. Основным аргументом расторжения обязательств стало вскрытие ведения двойного учёта прибыли и бухгалтерии.
В результате этих юридических разбирательств группе пришлось выплатить крупную сумму, чтобы расторгнуть контракт и избавиться от его услуг. Значительные средства были затрачены на услуги адвокатов, которые, вместе с высоким налогом на судопроизводство, полностью опустошили бюджет Black Sabbath. Указанные обстоятельства сказывались на взаимоотношения музыкантов внутри коллектива. Впервые возникли трения между Оззи Осборном и Тони Айомми. У Гизера Батлера появились первые признаки затяжной депрессии и социофобия. Билл Уорд всё больший интерес проявлял к алкоголю, нежели к творчеству группы, которая переставала быть прежним монолитным механизмом.
Ситуация стала выправляться благодаря активной работе Дона и Шерон Арденов, с последней у Оззи Осборна начали завязывать отношения, еще больше отдаляясь от остальной троицы музыкантов. Концертный тур 1974 года начал пополнять банковские счета музыкантов, но необходима была новая студийная пластинка, которая помогла бы стабилизировать финансы и снизить градус отношений между участниками квартета.
Приступив к исполнению обязанностей, Дон Арден назначил нового управляющего менеджера Марка Форстера (Mark Forster), который стал больше посредником между ним и Black Sabbath, чем самостоятельной фигурой.
В начале 1975 года обстановка стала спокойнее. Музыканты были готовы к новой студийной работе. В феврале 1975 года менеджер Марк Форстер арендовал помещения студии «Morgan Studios», расположенной в районе Уиллесден (Willesden) на северо-западе Лондона, Англия.
Продюсерами студийной записи нового альбома, который получит название «Sabotage», стали гитарист Тони Айомми и инженер Майк Бутчер (Mike Butcher). Хотя в официальных реквизитах альбома в качестве продюсера будут указаны все участники Black Sabbath. Впоследствии Оззи Осборн сетовал на то, что именно этот альбом ознаменовал начало авторитаризма гитариста и «студийной мании Айомми».
Накануне рекорд-сессии Black Sabbath «Morgan Studios» была переоборудована. В конце 1974 года её владелец Барри Могран (Barry Morgan) приобрёл ещё одну недвижимость за углом, чтобы открыть четвертое рабочее помещение («Studio 4»), которое оказалось самым большим по площади. Она была оснащена уникальной консолью и микшерным пультом модели «Cadac 28x24». Также накануне работы Black Sabbath был смонтирован первый в Великобритании двадцати четырёхдорожечный магнитофон «Ampex», но позже он заменён на марку «Studer A80».
В каждой из диспетчерских «Morgan Studios» было по три ревербератора «EMT plate», по два ограничителя марок «Pye» и «UREI». В студиях также использовались микрофоны «Neumann U47» и «U67».
Выразив в названии альбома «Sabotage» всю злобу, ярость и ненависть, которые музыканты испытывали по поводу конфликта с менеджментом, они и в музыке постарались выплеснуть все свои чувства и эмоции. Пластинка «Sabotage», записанная в разгар судебного разбирательства, стала своего рода отражением сложной ситуации между группой и их бывшим менеджером. В финальном треке «The Writ» диска Оззи Осборн высмеял поведение менеджера Патрика Михана, а композиция «Hole in the Sky» станет одной из самых тяжёлых песен в каноне Black Sabbath.
«Sabotage» записывался длительный период и стал самым дорогостоящим студийным альбомом коллектива. В общей сложности музыканты Black Sabbath провели в «Morgan Studios» целых четыре месяца, поделённые на трехнедельные сессии. По воспоминаниям инженера и сопродюсера Майка Бутчера, коллектив работал в свободном графике. Он приходил в студию во второй половине дня, а музыканты начинали появляться только после четырех часов после полудня. Обычно работа начиналась в девять вечера и продолжалась до одного или двух часов следующих суток.
Предыдущий альбом «Sabbath Bloody Sabbath» ознаменовал новое направление в звучании группы, добавив в него элементы прогрессивного рока и более сложные инструментальны конструкции. Аналогичный подход получила работа над диском «Sabotage», который демонстрировал творческий рост музыкантов коллектива и максимально усложненные музыкальные формы и структуры. Ярким примером служат композиции «Megalomania», «Supertzar» и «The Writ», своеобразные миниатюрные симфония, оратория и кантата.
Во время рекорд-сессии альбом «Sabotage» обрёл собственную концепцию. Тематика стала концентрироваться на социальном протесте, мистицизме, устоях общества, определяющих нормы общественных границ, и поведения в повседневной человеческой среде.
Оригинальный альбом «Sabotage» издан 28 июля 1975 года, номер по каталогу NEMS – 9119 001. 27 сентября 1975 года пластинка заняла позицию № 7 в национальном хит-параде Великобритании, а неделю спустя строчку № 28 в американских чартах «US Billboard 200». Диск также активно пользовался спросом и посетил рейтинги Австралии, Канады, Германии, Норвегии и Новой Зеландии.
По итогам продаж, диск «Sabotage» получил «серебряную» сертификацию в Великобритании и «золотую» - в США. Он стал первый альбомом группы, который не получил «платиновый» статус в Америке.
Позже большинство критиков сойдутся во мнении, что альбом «Sabotage» группы Black Sabbath станет не только новаторской работой, но и первым диском стиля, который позже получит название прогрессивный металл. В нём сочетаются разные музыкальные направления: хард-рок, хэви-метал, прог-рок, барокко-рок. Для записи композиций используются акустические гитары, фортепиано, синтезаторы, хор. Журнал The Rolling Stone счёл его лучшим диском на тот момент в истории группы.
С пластинки выйдет единственный самостоятельный релиз. Им станет японская версия сингла «Am I Going Insane (Radio)» (Single Edit) / «Hole In The Sky» (выпущен 13 февраля 1976 года, номер по каталогу Vertigo – SFL-2060, Vertigo – 6165 300), который будет добавлен в расширенное переиздание 2021 года.
В 2020 году главный исполнительный директор (СЕО) Томас Коусфельд (Thomas Coesfeld) лейбла «BMG», владеющий эксклюзивными правами на выпуск продукции бренда «Black Sabbath», с согласия всех ключевых участников группы, запустил кампанию по расширенному и роскошному («Супер-Делюкс») переизданию альбомов музыкального коллектива («The Black SabbathSuper Deluxe Edition series»).
Особенности переиздания включали в себя заново ремастированные версии оригинальных альбомов, новое пересведение (микширование) ряда треков, неизданный студийный и концертный контент, а также книги, буклеты с цитатами участников группы, редкими фотографиями и постерами. Все содержимое помещалась в коробку или футляр. Релизы выходили в нескольких вариантах: виниловые пластинки, компакт-диски, цифровой контент. Ряд альбомов выпускались самостоятельно в обычных («регулярных») изданиях, без дополнительных записей и редких треков.
Серия «The Black Sabbath Super Deluxe Edition series» была приурочена к пятидесятилетнему юбилею с момента основания группы Black Sabbath. К концу 2021 года и на момент выхода переиздания альбома «Sabotage» были подготовлены следующие релизы:
- - «Paranoid» (The Super Deluxe Edition), выпущен 9 октября 2020 года, номер по каталогу BMG – BMGCAT401BOX, BMG – R1 556692;
- - «Black Sabbath Vol. 4» (The Super Deluxe Edition), выпущен 12 февраля 2021 года, номер по каталогу BMG – BMGCAT462BOX, BMG – R1 643817;
- - «Sabotage» (The Super Deluxe Edition), выпущен 11 июня 2021 года, номер по каталогу Warner Records – BMGCAT495BOX, Rhino Records – R1 645954;
- - «Technical Ecstasy» (The Super Deluxe Edition), выпущен 1 октября 2021 года, номер по каталогу BMG – BMGCAT518BOX.
Руководитель лейбла «BMG» Томас Коусфельд и Тони Айомми поручили проведение нового мастеринга «Sabotage» и компоновку дополнительного материала инженерам Энди Пирсу (Andy Pearce) и Мэтту Уортэму (Matt Wortham). Восстановление оригинальных плёнок проходило на оборудовании «Trident TSM» и «Lyrec 24 track» лондонской компании «Majestic Studios».
Как в случае других переизданий серии «роскошных изданий Black Sabbath», к ремастированной версии альбома «Sabotage» прилагался дополнительный материал. Таковым стали концертная запись «North American Tour Live '75» и японский сингл «Am I Going Insane (Radio)» (Single Edit).
Диски №№ 2 и 3 (в переиздании на виниловых пластинках №№ 2-4) нового релиза «Sabotage» (The Super Deluxe Edition) содержали концертную запись шоу от 5 августа 1975 года в конференц-зале крытого выставочного центра «Асбери Парк» («Asbury Park Convention Hall») штата Нью-Джерси, США.
По факту, данное выступление Black Sabbath единственная сохранившаяся целиком аудиозапись высокого качества из 67 концертов тура «Sabotage Tour» 1975 – 1976 годов. Целиком музыкальная программа легально не выходила, но издавалось на неофициальном релизе (бутлеге) под названием «Heaven And Earth» (выпущен летом 2002 года, номер по каталогу Bondage Music – BON269/270).
Вместе с тем, концертные треки со второго дика «Hole in the Sky», «Symptom of the Universe» и «Megalomania» в несколько иной редакции официально присутствовали в составе двойного альбома «Past Lives» (выпущен 2 октября 2002 года, номер по каталогу Sanctuary – 06076-84561-2). Другие записи от 5 августа 1975 года легально изданы в наборе «Sabotage» (The Super Deluxe Edition) впервые.
Дополнительный контент (концертная запись «North American Tour Live '75» и японский сингл «Am I Going Insane (Radio)» (Single Edit) представлен исключительно в физических релизах переиздания альбома «Sabotage» 2021 года, которые изданы в формате роскошных коробок. Самостоятельные издания и цифровой контент содержит лишь ремастерированный диск «Sabotage» с маркировкой «Original Album 2021 Remaster».
Концепцию обложки оригинального релиза альбома «Sabotage» разработал концертный технический руководитель, управляющий живых выступлений, а также по совместительству водитель Black Sabbath Грэхэм Райт (Graham Wright).
Он подготовил оригинальные снимки группы на фоне зеркала. Художественную идею воплотила компания дизайнерская компания «Cream» из столицы Нидерландов города Амстердама.
Для переиздания альбома «Sabotage» в расширенной (роскошной) серии 2021 года взяты оригинальные идеи Грэхэма Райта, которые были доработаны британским художником и арт-проектировщиком Хьюи Гилмором (Hugh Gilmour). Им разработано оформление для коробки, футляра, книги и пластинок.
Изображение группы Black Sabbath на фоне большого бронзового зеркала с искаженными отражениями визуально символизирует «диссоциативное расстройство идентичности» («ДРИ»), при котором идентичность человека не является целой и складывается впечатление, что в теле одного человека существует несколько разных личностей или, в другой терминологии, эго-состояний или альтер-эго.
Дата выхода ремастированного и расширенного переиздания альбома «Sabotage» 11 июня 2021 года. Несмотря на то, что коробочный релиз стоил дороже одинарных альбомов, он 24 июня 2021 года смог добраться до позиции № 65 хит-парада Великобритании в разделе «физических релизов» («Official Physical Albums Chart»). Бокс-сет также занял строчки № 32 в «независимых» чартах и № 7 «Рок и Металл релизов».
Кроме того, выпуск «Sabotage» (Super Deluxe Edition) отметился в списках Австралии, Бельгии, Германии, Шотландии, Швейцарии, Хорватии.
Полный трек-лист расширенного переиздания 2021 года альбома «Sabotage» группы Black Sabbath:
Диск № 1 / CD № 1 / Пластинка № 1 (стороны «А» и «B») / LP № 1 (Sides one and two): ремастрированная версия альбома «Sabotage» 2021 года (Original Album «Sabotage» 2021 Remaster):
01. «Hole in the Sky» - 3:59
02. «Don't Start (Too Late)» (instrumental) - 0:49
03. «Symptom of the Universe» - 6:29
04. «Megalomania» - 9:42
05. «Thrill of It All» - 5:55
06. «Supertzar» (instrumental) - 3:44
07. «Am I Going Insane (Radio)» - 4:14
08. «The Writ» (includes hidden track «Blow On A Jug») - 8:45
Продолжительность звучания диска 43 минуты 40 секунд.
Диск № 2 / CD № 2 / Пластинки №№ 2 и 3 (стороны «С», «D», «E» и «F») / LP №№ 2 & 3 (Sides three, four, five and six): «North American Tour Live '75», part one:
01. «Supertzar» / «Killing Yourself to Live» - 6:45
02. «Hole in the Sky» - 4:36
03. «Snowblind» - 6:44
04. «Symptom of the Universe» - 4:34
05. «War Pigs» - 8:23
06. «Megalomania» - 10:59
07. «Sabbra Cadabra» - 5:20
08. «Jam 1» / «Guitar Solo» - 7:52
09. «Jam 2» / «Drum Solo» - 6:06
10. «Supernaut» - 2:21
11. «Iron Man» - 6:16
Продолжительность звучания диска 70 минут 4 секунды.
Диск № 3 / CD № 3 / Пластинка № 4 (стороны «G» и «H») / LP № 4 (Sides seven and eight): «North American Tour Live '75», part two:
01. Medley: «Guitar Solo» / «Orchid» / «Rock 'n' Roll Doctor» / «Don't Start (Too Late)» - 8:46
02. «Black Sabbath» - 6:46
03. «Spiral Architect» - 5:15
04. «Embryo» / «Children of the Grave» - 6:00
05. «Paranoid» - 3:03
Продолжительность звучания диска 29 минут 52 секунды.
Диск № 4 / CD № 4 / Пластинка № 5 (стороны «I» и «J») / LP № 5 (Sides nine and ten):
01. «Am I Going Insane (Radio)» (Single Edit) - 3:27
02. «Hole in the Sky» - 3:59
Продолжительность звучания диска 7 минут 27 секунд.
Авторы всех песен и инструментальных композиций переиздания альбома «Sabotage» Билл Уорд, Гизер Батлер, Оззи Осборн и Тони Айомми.
Состав музыкантов группы Black Sabbath и технического персонала, указанных в реквизитах издания переиздания альбома «Sabotage»:
- Тони Айомми (Tony Iommi): продюсирование, электрогитары, фортепиано, синтезаторы, электромеханический орган, арфа;
- Билл Уорд (Bill Ward): ударные инструменты, перкуссия, колокола, фортепиано, бэк- и скэт-вокал на композиции «Blow on a Jug»;
- Джеральд «Джезз» Вудрофф (Gerald Woodroffe): клавишные на концертном альбоме «North American Tour Live '75»;
- Энди Пирс (Andy Pearce) и Мэтт Уортэм (Matt Wortham): посекундный мастеринг 2021 года песен альбома «Sabotage», сингловых треков и концертных записей на оборудовании лондонской компании «Majestic Studios».
Разбираем состав расширенного и коробочного издания «Sabotage» (The Super Deluxe Edition) песня за песней. Рассмотрим историю создания каждой композиции, включая концертный материал, смысл произведений, а также отдельно остановимся на особенности мастеринга 2021 года.
Диск № 1 (CD № 1, пластинка № 5) полностью дублирует в ремастрированной версии 2021 года оригинальный альбом «Sabotage» (Original Album «Sabotage» 2021 Remaster), а диск № 4 (CD № 4, пластинка № 5) сингл «Am I Going Insane (Radio)» (Single Edit) / «Hole In The Sky» (2021 Remaster):
Открывающая альбом «Sabotage» композиция под названием «Hole in the Sky» была сочинена участниками Black Sabbath на начальном этапе работы в студии «Morgan Studios» в феврале 1975 года. Сложные гитарные риффы придуманы Тони Айомми, а текст композиции о загрязнении окружающей среды сочинил Гизер Батлер. Кроме того, данным произведением музыканты пытались выразить разочарование геополитическими и общественными проблемами, ложных реальностей и стремление к бегству, на фоне общественных и экзистенциальных беспорядков.
Композиция «Hole in the Sky» может рассматриваться как отражение коллективной психики эпохи, где общество страдало от войны, утрат надежд и поиска смысла в запутанном мире.
Основные рекорд-сессии трека «Hole in the Sky» состоялись в марте 1975 года. Причем Оззи Осборн сделал множество прогонов и дублей в целях придать своему голосу максимально высокий тембр с минимальным количеством обертонов. Вокалист остался недоволен итоговым результатом, тогда продюсер Майк Бутчер выделил высокий вокал Оззи Осборна поверх «основной» инструментальной дорожки («basic track») в финальном сведении песни. Подобный эффект позволил полностью сконцентрироваться на идеях и посыле Hole in the Sky».
После куплета «Я видел псов войны, здесь правящих свой пир. / Здесь Запад и Восток воюют мир за мир» («I've watched the dogs of war enjoying their feast / I've seen the western world go down in the east») и инструментальной интерлюдии, песня «Hole in the Sky» неожиданно обрывается, уступая дорогу акустической пьесе под названием «Don't Start (Too Late)». Такой резкий обрыв композиции ещё более подчеркивает яростный гнев песни-протеста.
Помимо альбома «Sabotage» трек «Hole In The Sky» выйдет на стороне «Б» сингла «Am I Going Insane (Radio)». По этой причине в новом переиздании «Sabotage» (The Super Deluxe Edition) 2021 года он будет представлен в студийной редакции дважды.
Песня «Hole In The Sky» обретёт популярность у слушателей. Black Sabbath моментально добавят её в концертный сет-лист. Дебют композиции состоится на шоу, которое пройдет 14 июля 1975 года на спортивной арене «Толедо» («Toledo Sports Arena») города Толедо, штат Огайо, США. Публика моментально примет новый «гимн агрессии». Спустя десятилетия песня «Hole in the Sky» послужит основой для развития стилей трэш-метал и дэт-метал.
В составе второго диска расширенного переиздания «Sabotage» (The Super Deluxe Edition) 2021 года представлена концертная версия «Hole in the Sky» (Live at North American Tour Live '75). Она заметно отличается от студийной записи за счёт сбалансированного распределения инструментов и вокала Оззи Осборна. Песня звучит раскованнее и свободнее.
Интересна также реакция аудитории, принимающая новое творение Black Sabbath. Тихая и умеренная атмосфера превращается в аплодисменты и крики толпы в зале.
Слушаем «Hole in the Sky» (Live at North American Tour Live '75) в редакции альбома «Past Lives»:
В отличии от первых изданий альбома «Sabotage» на виниловых пластинках в 1975 году, ремастированный трек 2021 года подвергся редакции и корректировке скорости воспроизведения, потеряв четыре секунды времени. По всей видимости, инженеры Энди Пирс и Мэтт Уортэм поступили так умышлено, так как ускорение записи придало композиции большую динамику и экспрессию.
Кроме того, номер получил лучшую атмосферу, прежде всего за счёт холодности цифрового звучания. Убранные артефакты и дефекты середины 1975 годов, позволяют лучше сконцентрировать внимание на вокале Оззи Осборна и музыкантов Black Sabbath.
Слушаем «Hole in the Sky» (Remastered 2021):
Инструментальный акустический трек «Don't Start (Too Late)» (instrumental) продолжительностью менее минуты, созданный преимущественно талантом Тони Айомми, записан в марте 1975 года. Название он получил из-за того, что во время рекорд-сессии музыканты играли до того, как инженер звукозаписи Робин Блэк приступил к записи, восклицая «Не начинайте слишком поздно!» («Don’t start too late!»).
В концепции альбома «Sabotage» название песни можно рассматривать как метафорическое предупреждение или совет. Оно намекает на важность своевременности и необходимости использовать возможности, пока они не исчезли.
Кроме того, «Don't Start (Too Late)» может быть музыкальным представлением о разочаровании музыкантов Black Sabbath из-за многочисленных неудач, которые коллектив испытывал в период судебных тяжб.
Импровизация служит прелюдией к более тяжёлым и интенсивным песням альбома «Sabotage», минимизируя градус напряжения и снижая уровень агрессии. Также композицию можно интерпретировать как медитацию или паузу, которая позволяет группе и слушателям собраться с мыслями накануне более серьезных и глубоких произведений.
Исполняя партию на испанской шестиструнной гитаре, которая имитирует средневековую лютню, Тони Айомми формирует приятные, многослойные, отрывистые узоры. К финалу трека они просто затихают, создавая вакуумную паузу перед раскатом грома «Symptom of the Universe».
Ремастеринг 2021 года незначительно отличается от оригинального релиза композиции «Don't Start (Too Late)», но некоторые нюансы присутствуют. Прежде всего заметно отсутствие сторонних шумов в акустических партиях, а также общий фон увеличения уровня громкости. Оба аспекта позволяют насладиться игрой ведущего гитариста Black Sabbath, поняв высокий уровень профессионализма и мастерства Тони Айомми.
Слушаем с превеликим удовольствием «Don't Start (Too Late)» (instrumental) (Remastered 2021):
Первые идеи относительно композиции «Symptom of the Universe» пришли Тони Айомми в конце 1974 года, когда группа отдыхала от изнурительного турне, но еще готовилась для работы в студийных условиях. Этот промежуток времени с декабря 1974 года по февраль 1975 года гитарист посвятил созданию новых идей, которые позже постарался воплотить на альбоме «Sabotage». Когда все четверо участников Black Sabbath собрались в помещениях «Morgan Studios», он продемонстрировал жесткие и интригующие риффы будущей песни. Они единогласно были утверждены остальными музыкантами для дальнейшей работы.
Текст песни «Symptom of the Universe», полный мистицизма, космических образов, древней мифологии и внеземной любви, написал Гизер Батлер по мотивам собственного сновидения.
Развивая идеи «Symptom of the Universe» группа перешла в спонтанный студийный джем, совершенно непохожий на остальную часть трека. Именно он, записанный за несколько часов, стал заключительной частью песни.
Интересный факт, что звучащий на записи высокий голос Оззи Осборна плод творческих усилий, давшиеся вокалисту с большим трудом. Авторы песни, Тони Айомми и Гизер Батлер, настаивали на особом исполнении Оззи Осборном «вокальной дорожки» («vocal track») в широком голосовом диапазоне, который по их мнению соответствовал замыслу «Symptom of the Universe». Бас-гитарист считал, что количество нот, которые должен спеть вокалист, обязаны быть максимальным: от самого низкого звука до самого высокого. Делая попытки записать нужный диапазон, фронтмен постоянно срывал голос, работа на пределе собственных возможностей, что вызывало смех у других участников Black Sabbath. Гизер Батлер отметил, что «он не вытягивает мелодию». Тогда вокалист отказался решить проблему и продолжить запись.
Указанное обстоятельства привели группу к первым серьезным творческим разногласиям. Оззи Осборн обвинил бас-гитариста в сложном и спорном тексте, а Тони Айомми «досталось» за невероятные пассажи и переходы мелодии, которые сложны для восприятия.
В итоге на финальном этапе микширования пришлось прибегнуть к значительному монтажу, когда разные фрагменты были «склеены» в единое музыкальное полотно. Инженер звукозаписи Робин Блэк и Тони Айомми провели невероятное количество студийного времени, чтобы придать песне законченный вид. При этом, гитарист постоянно пытался переделать собственные партии. Он записал несколько раз одну электрогитару, а потом наложил дорожки друг на друга.
Также необходимо особо отметь игру Билла Уорда, который ни до ни после не демонстрировал подобного мастерства и техники.
Этот трек альбома «Sabotage», ставший классическим произведением Black Sabbath, известным миллионам слушателей, наполненный сменами тональности и темпа, одно из лучший и сложных произведений группы. Основной рифф песни «Symptom of the Universe» считается структурным и звуковым предшественником трэш-метала, возникшего в начале 1980-х годов.
Когда Тони Айомми и Гизер Батлер настояли на включения песни «Symptom of the Universe» в концертный сет-лист, то помятую студийные сложности, Оззи Осборн отказался. Однако, музыканты предложили вокалисту переработать песню, убрав для «живого» исполнения из структуры одну треть композиции, сократив шестиминутное произведение до четырех. Упрощения заметно сказались на концертной подаче, так как трек стал похож на «грязный» и мощный хард-блюз. Финальная импровизационная часть «Symptom of the Universe» полностью убрана, что позволило завершать номер несколькими аккордами.
Спустя время, отношение Оззи Осборна к песне «Symptom of the Universe» заметно изменилось на положительное одобрение. Музыкант включил её в собственный сольный концертный репертуар, выпустив на альбоме «Speak of the Devil» (выпущен 27 ноября 1982 года, номер по каталогу Jet Records – JETDP 401), но ещё больше упростив подачу материала.
Слушаем «Symptom of the Universe» (Live at North American Tour Live '75) в редакции альбома «Past Lives»:
Ремастированная версия песни «Symptom of the Universe» 2021 года, подготовленная сотрудниками «Majestic Studios», выводит это шедевр на новый высокий художественный уровень. Первое, что обращает внимание при прослушивании, это отсутствие «гулкого эха», характерного для всех прошлых релизов альбома «Sabotage».
Номер получил «космическую» прозрачность, что особенно заметно по акустическим вставкам. На обновленном треке «Symptom of the Universe» (Remastered 2021) заметны изменения позиций эквалайзера, устранение лишней реверберации и вокальных искажений.
К сожалению, благодаря такому улучшению звука стали более явно заметны места монтажной «склейки» композиции. В этом случае необходимо создание нового стерео микса, который позволил бы исправить некоторые аспекты оригинального сведения 1975 года.
Довольно странно, почему весь альбом «Sabotage» не был ремикширован для издания в серии «The Black Sabbath Super Deluxe Edition series», как это сделано для релиза «Technical Ecstasy» (The Super Deluxe Edition), который содержит две (ремастированную и ремикшированную) альтернативные версии. Выпуск «Sabotage» (The Super Deluxe Edition) в аналогичном виде только бы приобрел весомость от включения дополнительного диска.
Слушаем «Symptom of the Universe» (Remastered 2021):
Изобретательно скомпонованная и сложносочиненная композиция «Megalomania» - совместное творение всех участников квартета Black Sabbath. На протяжении нескольких месяцев с февраля по апрель 1975 года музыканты работали в лондонской «Morgan Studios» над данной мини-сюитой, продолжительностью практически десять минут, что делает её второй по времени воспроизведения песней, после трека «Warning» дебютной пластинки «Black Sabbath» (выпущена 13 февраля 1970 года, номер по каталогу Vertigo – VO 6 / 847 903 VTY).
В песне исследуются темы душевной борьбы и стремления к освобождению от разрушительных сил, связанных с манией величия и бредовыми фантазиями о власти над другими людьми. Текст мини-сюиты «Megalomania» описывает состояние погружения в самообман, где реальность и фантазия размываются. Всё это приводит к конфликту героя с внутренними демонами и борьбе за самообладание и самоконтроль.
Несмотря на тот факт, что инструментальная «основная дорожка» («basic track») была записана всего за несколько дней, Тони Айомми постоянно дорабатывал и вносил изменения в музыкальное оформление, заменяя одни партии другими. Оззи Осборн также работал с вокалом за несколько рекорд-сессией, силясь представить лучший результат. Интересный момент, что оба указанных участников Black Sabbath старались появляться в студии в разное время, чтобы минимизировать личное общение из-за возрастающего количества обид и сложных конфликтов.
На треке «Megalomania» можно услышать, как для звучания вокала Оззи Осборна использовалось реверсивное воспроизведение («reverse vocals»), при котором части песни воспроизводятся в обратной последовательности. При записи также активно использовался многослойный дабл-трек («double track»), то есть дублирование «вокального трека» («vocal track») на разные звуковые дорожки, к части которых применён эффект реверберации («reverberation echo»).
В композиции «Megalomania» участники Black Sabbath демонстрируют все свои профессиональные навыки и новообретённые знания, как в сочинении, так и в создании и записи музыки. На шестой минуте звучания Тони Айомми выдает блестящую и сумасшедшую сольную партию, а после чего происходит ритмическое смещение риффа на восьмую долю такта. Такой сдвиг создаёт особое музыкальное напряжение и глубокий диссонанс «Megalomania».
Последние три минуты звучания представляют собой великолепное смешение гитар, голоса, оркестровок и эффектов. Все это делает песню «Megalomania» - абсолютным шедевром Black Sabbathи хард-рока!
Безусловно этот заглавный номер альбома «Sabotage» моментально стал украшением концертного репертуара группы, который обволакивал и накрывал аудиторию слушателей, вводя их в трансовое и гипнотическое состояние. Несколько замедлив темп и расширив инструментальные вставки, Black Sabbath удалось на высоком профессиональном уровне исполнить мини-сюиту «живьём».
Слушаем «Megalomania» (Live at North American Tour Live '75) со второго диска релиза «Sabotage» (The Super Deluxe Edition) в редакции альбома «Past Lives»:
Обновленный вариант «Megalomania» 2021 года, подготовленный звуковыми инженерами Энди Пирсом и Мэттом Уортэмом под чутким контролем Тони Айомми, звучит более чётко, звонко и громко по сравнению с предыдущими выпусками песни. Убрав артефакты саунда прошлых лет, стало отчётливо слышно каждый инструмент. Особенно заметно по педальной тарелки «хай-хэт» («hi-hat», «высокая шляпа») Билла Уорда, которая проявляется во второй половине композиции.
Отличия присутствуют также в вокальной партии Оззи Осборна. Новые нюансы и детали заметны на использовании эффекта реверберации, которые стали выразительные. По всей видимости, инженеры умышлено вывели их громкость на передний план звучания. Просто великолепно!
Слушаем «Megalomania» (Remastered 2021):
Меркнувшая на фоне двух предыдущих произведений альбома «Sabotage» композиция под названием «Thrill of It All» стала самым проблемным треком всего диска. Основным автором музыкальной идеи песни стал Тони Айомми, а лирика принадлежала перу Гизера Батлера. Текст произведения затрагивает экзистенциальные вопросы о жизни, свободе и поиске смысла в хаотичном и запутанном мире.
Основные рекорд-сессии песни «Thrill of It All» проходили в «Morgan Studios» в марте 1975 года. Причём изначально работа шла легко и непринужденно и была записана с незначительными доработками за несколько дней. Когда окончательный вариант был готов для финального микширования, техник Дэйвид Харрис стал делать замеры звуковых сигналов в целях слухового контроля одной из пленок. Оказалась это мастер-запись трека «Thrill of It All». В итоге измерительные фонограммы записали поверх новой песни Black Sabbath. Она стала испорченной. Группе пришлось снова собраться и перезаписать «Thrill of It All». Тем не менее рабочая атмосфера была испорчена, а для завершения понадобилось множество новых дублей. Из-за этого в реквизитах, указанных на конверте альбома, напротив имени и фамилии Дэйва Харриса появилась надпись: «инженер записи и «саботажник».
Динамичная, мощная и яркая рок-подача «Thrill of It All» построена на отрывистом стаккато-риффе Тони Айомми. Певческая подача Оззи Осборна приятна и узнаваема. Начиная с четвертой минуты воспроизведения трека наступает активная звуковая атака, которую усиливают фортепьяно и синтезатор, делая атмосферу более космической и фантасмагоричной. Такие элементы больше характеры для прог-роковых групп, а не хард-рока. Впрочем, все слушается органично, уместно и интересно.
Композиция «Thrill of It All» не получила широкой известности, как ряд других треков альбома «Sabotage». Black Sabbath не исполняли её на концертных шоу. На различных сборниках и компиляциях она не отметилась. Даже сами авторы со временем стали её забывать. В интервью для американского канала «Lifeminute» басист Гизер Батлер не сразу вспомнил песню. Правда, подумав сообщил, что «Thrill of It All» — одна из наиболее мелодичных композиций в каталоге группы. В песне есть две части: жёсткие риффы Тони Айомми и мелодичные клавишные, которые вдохновили на радикальные изменения стиля группы».
Ремастеринг 2021 года песни «Thrill of It All» был направлен прежде всего на снижение уровня эха во второй части трека, так как доминирование синтезаторов добавляли записи лишних шумов. Текущее обновление позволило скорректировать общий фон. В такой версии «Thrill of It All» обрела более гнетущую атмосферу и тяжёлый саунд.
Слушаем «Thrill of It All» (Remastered 2021):
Единственный автор полноформатной инструментальной пьесы «Supertzar» - гитарист Тони Айомми. Он сочинил её, находясь в собственном доме, расположенном в природе Стаффорда, графство Стаффордшир, Великобритания, который музыкант приобрёл в 1972 году.
Ранняя демонстрационная запись («home demo») содержит партии меллотрона, на который добавлялись различные вокализы. Фрагменты этой записи частично попали в финальный микс пьесы «Supertzar».
Название композиции использует комбинацию слов «суперзвезда» («superstar») и «цар» («tzar», вариация слова «царь», «Российский Император»).
Основанная часть трека «Supertzar», включая все партии в стиле «гитарный рифф и оркестр», разбавленные различными эффектами вроде хора, струнной секции, резонирующих ударных Билла Уорда и синтезатора, записана в лондонской «Morgan Studios».
Для придания уникальной энергетики и эпического саунда сверхъестественной композиции, Тони Айомми пригласил Камерный хор Англии (The English Chamber Choir). Участники хора заполнили всё огромное помещение новой студии № 4 («Studio 4»). Процесс исполнения и записи контролировал британский аранжировщик и продюсер Уил Мэлоун. Мужские голоса звучали наподобие монашеских песнопений. На арфе сыграл сам Тони Айомми и его первая супруга Сьюзан Сноудон (Susan Snowdon), с которой он бракосочетался в 1973 году. Шафером на их свадьбе был барабанщик группы Led Zeppelin Джон Генри Бонэм (John Henry Bonham).
Призрачно-мрачная инструментальная пьеса «Supertzar» с участием камерного хора содержала несколько интересных отсылок. Барабанщик группы Билл Уорд сыграл партию на церковных колоколах, которая стилизована под сопровождающую основную музыкальную линию художественного фильма «Изгоняющий дьявола» («The Exorcist», «Экзорцист», дата премьеры 26 декабря 1973 года) американского режиссера Уильяма Фридкина (William Friedkin). Медленный гитарный рифф Тони Айомми исполнил «tempo di marcia». Музыкант переключался с тяжёлой гитары с эффектом дисторшн («distortion», «искажение») на акустическую, но рифф всегда игрался им в маршевом темпе.
Вокалист Оззи Осборн не участвовал в записи пьесы «Supertzar», но когда он услышал финальный микс, то конечный результат напугал его. По его оценке, музыка напоминала ему «шум, словно Бог дирижирует оркестром во время конца света». Тони Айомми со свойственной ему сдержанностью заметил, что композиция «звучала очень необычно и очень здорово».
С момента выпуска инструментальная пьеса «Supertzar» на долгие годы войдёт в стандартный сет-лист Black Sabbath в качестве вступительной фонограммы. Первое её появление состоится на втором выступлении группы в поддержку альбома «Sabotage» 16 июля 1975 года в «Международном Амфитеатре» («International Amphitheater») города Чикаго, штат Иллинойс, США.
В туре «The Sabotage Tour» она была представлена в попурри с композицией «Killing Yourself to Live» из альбома «Sabbath Bloody Sabbath». Делая такое сочетание жутким и местами зловещим.
Даже во время турне «The Eternal Idol Tour» 1987 года знаменитые многослойный трели мужского и женского хоров, перемежающиеся странным гитарным риффом, больше похожим на русскую народную колыбельную, открывали каждое выступление.
Слушаем «Supertzar» / «Killing Yourself to Live» (Live at North American Tour Live '75):
Ремастированная версия «Supertzar», подготовленная кудесниками звука Энди Пирсом и Мэттом Уортэмом, убирает дефекты оригинальной мастер-ленты, делая холодное и потустороннее звучание пьесы настолько выверенным, что прослушивание становится максимально камерным, гнетущим и проникновенно-атмосферным.
Инструментальный номер «Supertzar» стал одной из тех редких композиций, которые позволили максимально проявиться «творческому безумию» Тони Айомми. Обновлённое звучание 2021 года помогает в раскрытии оригинальной идеи музыканта, которая развивалась и эволюционировала из простой домашней заготовки в сложную и многообразную пьесу. В наше время она слушается с еще большим завораживающим интересом и вовлеченностью!
Слушаем «Supertzar» (Remastered 2021):
Песня «Am I Going Insane (Radio)» авторское доминирование Оззи Осборна, чей творческий потенциал еще больше раскроется в сольном творчестве музыканта. Первые идеи трека появились летом 1974 года, когда он наигрывал различные мелодии на модульном синтезаторе марки «Муг» («Moog»). Вокалист задумал её как сольную композицию для использования (и возможного выпуска на сингле под собственным именем) в период простоя между альбомами «Sabbath Bloody Sabbath» и «Sabotage».
Как рассказывал Билл Уорд в интервью издания «Shockwaves Magazine», посвящённого музыке в стиле тяжёлый металл: «Оз с этим Мугом сводил нас с ума, однако песня хороша. И, оглядываясь назад, можно сказать, что она была неким предвестником его сольной карьеры. Его индивидуальность проявилась во всей красе в этой вещи. Термин «радио» («radio») – это сленговое слово, которым жители Бирмингема называют сумасшедших. В основе прикола лежит рифма «mental» - «radio-rental».
Слушатели же сочли, что данная приставка «радио» обозначает то, что поп-песня была специально записана для радиостанций. Этим же они объясняли её выход на сингле.
По воспоминаниям Гизера Батлера: «текст песни Оззи был, безусловно, автобиографическим». Основным посылом песни «Am I Going Insane (Radio)» группы Black Sabbath является отражение паранойи, внутреннего беспокойства и сомнений в своём психическом состоянии.
В тексте рассказывается о проблемном человеке, который чувствует, что за ним наблюдают, из-за чего испытывает неловкость действий и неуверенность поведения. Герой ищет утешения, выходя на улицу, надеясь найти свободу и место, где можно спрятаться от своих внутренних страхов и демонов.
Повторяющийся вопрос в припеве «Схожу ли я с ума?» («Am I going insane— insane?») отражает растущее беспокойство и сомнения исполнителя. Он выражает отстранённость от жизни, подавленность и отсутствие способности ясно видеть.
Когда группа Black Sabbath начала работу над новым диском в студии «Morgan Studios» в феврале 1975 года, то вокалист отказался от первоначального плана выпуска сольного сингла и предложил записать песню «Am I Going Insane (Radio)» совместно.
Номер «Am I Going Insane (Radio)» погружает в атмосферу внутреннего беспокойства и неопределённости. Кроме того, по мере затухания композиции раздаётся тревожный крик, словно кто-то сходит с ума. Инженер звукозаписи Робин Блэк умышлено добавил этот эффект, который он обнаружил на немаркированной кассете, случайно найденной в студии. Настоящее безумие!
Вокалисту Оззи Осборну не понравились отзывы на песни «Am I Going Insane (Radio)» и «Supertzar». Он считал, что эти две композиции отвлекают внимание от основной концепции альбома «Sabotage», который мог бы стать безупречной пластинкой.
Несмотря на недовольство песней со стороны Оззи Осборна и негативной реакции критики, она приобрела популярность у простого слушателя, а полгода спустя после выхода «Sabotage» трек «Am I Going Insane (Radio)» включен в первый официальный сборник группы под названием «We Sold Our Soul for Rock ’n’ Roll» (выпущен 15 января 1976 года, номер по каталогу NEMS – 6641 335).
Записанный в 1975 году при наличии модного по тем временам электронного синтезатора трек «Am I Going Insane (Radio)» звучал современно, уникально и примитивно. Именно изобилие такого звучания привело, что на записи присутствовало резонирующее эхо. Предпринимая попытки выровнять саунд других инструменты, продюсер Майк Бутчер «задвинул» вокал Оззи Осборна на задний план, спрятав «глубоко» в миксе.
Новый мастеринг 2021 года несколько устраняет ошибки сведения середины семидесятых годов, стараясь сформировать хрупкий баланс «вокальной дорожки» и музыкальных инструментов. Получилось неидеально, на пределе технических возможностей. Композиции «Am I Going Insane (Radio)» необходимо абсолютно новое сведение (ремикширование), которое поможет выстроить ровное панорамное звучание. Ждём.
Слушаем «Am I Going Insane (Radio)» (Remastered 2021):
Несмотря на тот факт, что сама песня «Am I Going Insane (Radio)» не вписывается в репертуар Black Sabbath и служит безрассудной попыткой изменить идентичный стиль группы, было принято решение выпустить специальную (сокращенную) редакцию на сингле для британского, японского и азиатских рынков.
Усеченная на несколько строк и инструментальных пассажей, композиция также отличается за счёт скорости воспроизведения и уровня громкости. Именно данная редакция была впервые переиздана на компакт-диске в составе коробки «Sabotage» (The Super Deluxe Edition). Да, виниловая версия тоже наличествует.
Слушаем «Am I Going Insane (Radio)» (Single Edit) (Remastered 2021):
Песня «The Writ» группы Black Sabbath была написана преимущественно Оззи Осборном при помощи Тони Айомми. Он помог с формированием мелодии и аранжировкой.
Фронтмен написал текст, вдохновленный разочарованием группы в своём бывшем менеджере Патрике Михане, подавший на них в судебные органы после увольнения.
Песня умышлено была озаглавлена «Повестка» («The Writ»). Название предложил продюсер Майк Бутчер после того, как адвокаты Патрика Михана без предупреждения ворвались в «Morgan Studios». По сути, композиция «The Writ» группы Black Sabbath — гневное открытое письмо звукозаписывающему лейблу и менеджменту компании «Worldwide Artists Management Ltd.». В лирике произведения выражены чувства предательства и желание оставаться верным своему творческому видению.
Трек «The Writ» можно рассматривать как гимн для артистов, борющихся с ограничениями музыкальной индустрии, выражающий эмоции разочарования, предательства и стремления к творческой свободе.
Композиция «The Writ» плавно переходит из предыдущего трека «Am I Going Insane (Radio)» альбома «Sabotage», где смех перемешивался с мучительным криком. Детский плач был записан на кассету без опознавательных знаков, которая была найдена на микшерском пульте в студии. Когда продюсер Майк Бутчер проиграл её на половинной скорости воспроизведения, плач ребёнка приобрел жуткий оттенок. Смех же принадлежал австралийскому знакомому Гизера Батлера.
Каждая из восьми минут композиции «The Writ» полны справедливого негодования. Для Оззи Осборна исполнение ядовитой ведущей вокальной партии являлось терапевтическим лечебным эликсиром. В его голосе присутствуют моменты, когда в нем прозываются эмоции и слышен гнев. Первая половина песни несколько однообразна и монотонна, пока на пятой минуте не вступает мелодичная акустическая гитара Тони Айомми, поддерживаемая перкуссией Билла Уорда.
Весной 1975 года, через месяц после завершения записи в Лондоне, Майк Бутчер вылетел в Нью-Йорк, чтобы контролировать процесс сведения и мастеринга альбома «Sabotage». Именно здесь продюсер добавил в конец песни «The Writ» отрывок, который он записал без ведома группы. Это запись того, как Оззи Осборн и Билл Уорд дурачатся в студии, наигрывая на фортепиано песенку американского кантри-коллектива Nitty Gritty Dirt Band.
Эта импровизация, продолжительность двадцать семь секунд, получила название «Blow on a Jug». Она включена в некоторые виниловые версии альбома «Sabotage» (включая ремастированные версии 2009 и 2021 года). Запись воспроизводится на приглушённой громкости.
Ремастированная версия «The Writ» (с треком «Blow On A Jug»), подготовленная в 2021 году на техническом оборудовании компании «Majestic Studios», обладает чётким звучанием, приятным разделением инструментов, мощными низкими частотами, из-за чего трек кажется «тяжелее».
За счёт обновленного саунда инструментальные переходы в песне слушаются намного гармоничнее и естественнее. Вокальная линия Оззи Осборна очищена и выстроена в панорамном контексте музыкального сопровождения без эха погружения. Отличный вариант!
Слушаем «The Writ» (включая скрытую композицию «Blow On A Jug») (Remastered 2021):
Диски №№ 2 и 3 (CD №№ 2 и 3, пластинки №№ 2-4), вошедшие в состав расширенного переиздания альбома «Sabotage» (The Super Deluxe Edition), содержат концертное выступление Black Sabbath 5 августа 1975 года в помещении крытого выставочного центра «Асбери Парк» («Asbury Park Convention Hall») штата Нью-Джерси, США.
Данный релиз получил название «North American Tour Live '75». Это важный документ ушедшей эпохи, так как запечатлено шоу группы на пике творческой формы. Кроме того, можно услышать, как звучат Black Sabbath по-настоящему, без студийных эффектов, оркестровых наложений и иллюзий идеального исполнения. Становится заметно, что это единый, мощный, грубый и яростный механизм, способный улавливать настроение зала и переключатся на импровизации.
Когда музыканты после выпуска диска «Sabotage» отправились в путь, то наняли нового участника – клавишника Джеральда «Джезз» Вудроффа (Gerald Woodroffe), основной задачей которого было воспроизведение тех фортепианных партий, которые Тони Айомми включил в их последние альбомы.
На концерте в «Асбери Парке» музыканты Black Sabbath помимо треков с нового альбома «Sabotage», о которых описано выше, исполнили известные и востребованные хиты, такие как «Snowblind», «War Pigs», «Sabbra Cadabra», «Supernaut», «Iron Man», «Orchid», «Rock 'n' Roll Doctor», «Black Sabbath», «Spiral Architect», «Embryo», «Children of the Grave», «Paranoid», а также сыграв несколько уникальных импровизаций и джемов «Jam 1» / «Guitar Solo», «Jam 2» / «Drum Solo».
Наиболее яркое и необычное воплощение получила композиция «Sabbra Cadabra» (Live at North American Tour Live '75), чья студийная версия представлена на альбоме «Sabbath Bloody Sabbath». Именно данное исполнение делает трек максимально энергичным с бьющей через край гитарной подачей Тони Айомми и Гизера Батлера.
Предлагается послушать «Sabbra Cadabra» (Live at North American Tour Live '75), диск № 2 переиздания «Sabotage» (The Super Deluxe Edition):
Наконец, под занавес, самая необычная, мрачная и хард-блюзовая композиция под названием «Black Sabbath», студийная версия которой выпущена на дебютной пластинке 1970 года. Слушаем «Black Sabbath» (Live at North American Tour Live '75), диск № 3 переиздания «Sabotage» (The Super Deluxe Edition):
Заключение.
Подвергнутый в момент выпуска критике, альбом «Sabotage» в настоящее время рассматривается как одно из ключевых произведений группы Black Sabbath и значимой работой в истории хард-рока. Несмотря на свою относительную коммерческую неудачу в сравнении с предыдущими пластинками группы, этот диск спустя десятилетия занял важное место среди почитателей жанра благодаря своему экспериментальному звучанию и эмоциональному накалу композиций, заложив основу радикально тяжёлым направлениям, как хэви-метал.
С позиции дня сегодняшнего такие произведения Black Sabbath, как «Hole in the Sky», «The Writ», «Megalomania» и «Symptom of the Universe» безапелляционно воспринимаются, как классика жанра, вошедшие в творческое наследие группы музыкантам будущих поколений. Радикальные эксперименты и новаторские подходы «Sabotage» стали источником вдохновения для последующих исполнителей, включая такие коллективы, как Metallica, Iron Maiden, Megadeth.
Расширенное коробочное переиздание 2021 года «Sabotage» (The Super Deluxe Edition), содержащее новый мастеринг одноименного альбома, сингла «Am I Going Insane (Radio)» и концертного шоу «North American Tour Live '75», воздает дань оригинальному релизу 1975 года и возвращает современным слушателям магию «классического состава» Black Sabbath.
Помимо уникального звука, качественно восстановленного контента, справочной информации в виде книги, фотографических снимков группы Black Sabbath периода 1975 года, получаем новый (неизданный ранее) материал.
Вместе с тем, как описано в обзоре выше, сам альбом «Sabotage» получил лишь ремастеринг с оригинальных лет, хотя для устранения массы технических недостатков и артефактов звучания семидесятых годов, необходимо сведение и микширование. В отличии от ряда других переизданий серии «The Black Sabbath Super Deluxe Edition series» диск с подобным ремиксом отсутствует.
Вторым существенным недостатком данного переиздания альбома «Sabotage» является дефицит рабочих и альтернативных вариантов композиций, фальстартов, ранних дублей, черновых миксов. Довольно странный подход издателей, так как выходившие в 2021 году параллельные релизы «Black Sabbath Vol. 4» (The Super Deluxe Edition) и «Technical Ecstasy» (The Super Deluxe Edition) подобный контент содержат.
Таким образом, ремастированное издание «Sabotage» (The Super Deluxe Edition) представляет собой модернизованный выпуск классической работы Black Sabbath, сохраняющее её художественное значение, но предлагающее лучшее техническое исполнение и дополнительные бонус-треки для любителей качественной музыки и поклонников хард-рока.
Согласно сведениям интернет-ресурса Discogs ремастированная версия 2021 года альбома «Sabotage» (The Super Deluxe Edition) рок-группы Black Sabbath в период 2021 – 2022 годов издана в восьми вариантах, включая цифровой контент, виниловые пластинки, компакт-диски. Рассмотрим наиболее интересные форматы.
1. Black Sabbath: «Sabotage» (The Super Deluxe Edition). European 4 180-gram LP, 1 45 RPM SP and 40-page book with photos Stereo Remastered Box Set Edition. BMG – BMGCAT495BOX, BMG – R1 645954.
Массивный европейский выпуск «Sabotage» (The Super Deluxe Edition) 2021 года на пяти виниловых пластинках, одна из которых сингл, помещенных в картонную коробку. Релиз содержит ремастированную версию альбома «Sabotage» со скрытым треком «Blow On A Jug» (2021 Remaster), три диска с полной, включая джемы и импровизации, версией концерта «North American Tour Live '75», большая часть которого издана впервые, семидюймовую реплику оригинального японского сингла «Am I Going Insane (Radio)» (Single Edit) / «Hole in the Sky», аналогичным образом прошедший процедуру восстановления с оригинальной мастер-ленты, тур-бук 1975 года, сорокастраничную книгу с фотографиями и постер.
Посекундный мастеринг выполнен инженерами Энди Пирсом (Andy Pearce) и Мэттом Уортэмом (Matt Wortham) на оборудовании лондонской компании «Majestic Studios». Исполнительным руководителем и котроллером выступил Тони Айомми, который самостоятельно прослушал и скорректировал все композиции альбома «Sabotage». Именно его компания «Gimcastle Ltd.» занимается выпуском всей продукции музыканта и Black Sabbath в XXI веке.
Тираж всех пластинок отпечатан на заводах холдинга «Sanctuary Records Group Ltd.», расположенных на территории Германии.
Благодаря столь тщательному контролю за выпускаемой продукцией, покупатель получает практически безупречный прессинг знаменитого альбома Black Sabbath. Текстура винила плотная, тяжелая, ровная, без следов производства и стружки.
Теперь о звуке. Качество воспроизводимого аудио сигнала студийных альбома и сингла на высшем уровне. Это густой, обволакивающий, пульсирующий саунд, с чёткими низкими частотами и средней панорамой способен опровергнуть доводы любого скептика. Здесь звучание и ярость настоящей работы Black Sabbath. Акустические номера, например «Don't Start (Too Late)», и тихие контрастные вставки обрели чёткость и прозрачность, без какой-либо мешанины с гулким эхом.
Однако, три пластинки с концертом «North American Tour Live '75» звучат несколько приглушённо. По всей видимости инженеры «Majestic Studios» пытались вытянуть и отстроить лучший звук, но феноменального уровня достичь не удалось, что предсказуемо. В целом, «живое» шоу позволят погрузиться в атмосферу тех лет. Давайте не забывать, что когда запись осуществлялась, её не планировали издавать официально. В любом случае, это достойное пополнение коллекции неизданного ранее материала.
Увесистая коробка «Sabotage» (The Super Deluxe Edition) виниловых пластинок – прежде все прерогатива истинных меломанов и узкой группы аудиофилов. Именно им сей релиз будет интересен, так как обладает уникальной атмосферой звука. Звука настоящей музыки Black Sabbath.
2. Black Sabbath: «Sabotage» (The Super Deluxe Edition). European 4 CD and 40-page book with photos Stereo Remastered Box Set Edition. BMG - BMGCAT495QCD, BMG – R2 645954.
Аналог винилового выпуска «Sabotage» (The Super Deluxe Edition), выпущенный в 2021 году европейским подразделением корпорации «BMG», но уже на четырёх компакт-дисках.
Основой для данного издания стал аналогичный мастеринг «Majestic Studios» (смотри позицию № 1 обзора). Контент также полностью идентичен виниловой коробке, за исключением того, что концертный материал «North American Tour Live '75» поделён на два диска (CD №№ 2 и 3). Издание дополнено книгой с фотографиями, гидом по песням группы, репликой тур-бука 1975 года и цветным постером.
Матрица для тиражирования изготовлена лондонской компанией «Wired Masters». Производством физических копий (компакт-дисков) занималась немецкая фирма «Optimal Media GmbH». CD выполнены идеально.
Звучание этого выпуска «Sabotage» (The Super Deluxe Edition) хорошее. Слушатели получают пронизывающий атмосферный саунд с плотными басами и прописанными средними частотами. На высокой планке диапазона заметна легкая цифровая компрессия, часть инструментов сливаются в гул, но это можно заменить исключительно на качественной аппаратуре и высоком уровне громкости от 70 децибел (дБ).
Несмотря на это, данный релиз стал лучшим переизданием альбома «Sabotage» на CD, даже обойдя ремастированный выпуск 2009 года, который содержал некоторые ошибки кодирования сигнала, сказавшиеся на атмосфере песен.
С учётом этого, такой релиз «Sabotage» (The Super Deluxe Edition) на CD будет интересен не только преданным поклонникам Black Sabbath, страждущих любой релиз группы, но и широкой аудитории слушателей, которых может заинтересовать отличная музыка. Приобретая эту коробку, вы получаете наглядную часть истории рок-музыки, какой она была в 1975 году. Рекомендуется!
Смотрим на канале «ЭКИРА» рекламный ролик на переиздание альбома «Sabotage» в расширенной (The Super Deluxe Edition) версии:
3. Black Sabbath: «Sabotage». European 180-gram Reissue LP Album. Sanctuary – BMGRM058LP, BMG – BMGRM058LP.
Весьма странное и необычное переиздание альбома «Sabotage» на виниловой пластинке из «тяжёлой» чёрной массы, изданной в Польше для европейского рынка. Реквизиты на конверте указывают «2015 год», хотя основной выпуск состоялся в 2022 году, а за основу взят последний ремастеринг «Majestic Studios». Получается, что более новый релиз поместили в конверты, которые были отпечатаны ранее. По всей видимости, это сделано умышлено, в целях экономии. Одна пластинка содержит лишь сам альбом «Sabotage» без каких-либо дополнительных материалов.
За изготовление матрицы и нарезку лакер-диска («lacquer disk») отвечал британский инженер компании «Finyl Tweek» Грег Мур (Greg Moore). Производителем пластинки значится австрийская фирма «Takt Direct», которая владеет филиалами в странах Восточной Европы.
Пластинка. После вскрытия конверта обнаружилось, что поверхность диска запылена. Для устранения следов технического производства понадобилась мойка и очистка винила. Несмотря на это обстоятельство, сама поверхность сбалансирована, ровная, без дефектов и сколов.
Воспроизведение дает ровный звук без посторонних щелчков и треска. Удивительно, но данное издание обладает приятным саундом, с низкими басами и хорошо прописанными верхними частотами. Вместе с тем, мелкие звуки и нюансы звучат приглушённее. Детализация несколько заужена.
Несмотря на путаницу и технические аспекты, в целом данный релиз заслуживает внимание. Он прекрасно подойдет начинающему коллекционеру, желающему по достоинству оценить шедевр «Sabotage» от Black Sabbath. Не забываем про чистку виниловых пластинок перед прослушиванием!
4. Black Sabbath: «Sabotage». Brazilian Reissue CD Album. Voice Music – VMCD114.
Латиноамериканское переиздание альбома «Sabotage» 2021 года на компакт-диске в упрощенном варианте. Контент представлен лишь ремастированной версией оригинальных песен. Дополнительные треки отсутствуют.
Тираж изготовлен бразильской компанией «Mac Brasil Editorial Ltd». Пост-мастеринг записей не производился. Подробная информация об издании в буклете отсутствует.
Звучание диска посредственное. Заметно наличие чрезмерной цифровой компрессии, которая отражается на верхних частотах. Инструменты сливаются, порой не различимы звучание струн акустической гитары и тарелок ударной установки.
У буклета полиграфия никого качества. Изображение музыкантов на центральной обложке исполнено в блеклых тонах.
К сожалению, данное переиздание альбома «Sabotage» рекомендовать крайне сложно. Оно подойдет для прослушивания музыки фоном, например, во время вождения автомобиля или занятия спортом. Использовать такой релиз для серьезного рассмотрения в качестве эталона звука невозможно.
5. Black Sabbath: «Sabotage». 2021 Remastered. 8 х WAV Files 24-Bit / 96-kHz Stereo Album. Marketed by Rhino Entertainment Company, a Warner Music Group Company, © 2021 Warner Records Inc. ℗ 2021 Warner Records Inc.
Легальный цифровой контент альбома «Sabotage» и сингла «Am I Going Insane (Radio)», выпущенного отдельным самостоятельным релизом, представлен в аудио потоке высокого разрешения («Hi-Res») 24 бита на 96 кГц.
Для рекламы и продвижения цифровых продаж альбома «Sabotage», 14 апреля 2021 года стал доступен трек «Am I Going Insane (Radio)», который маркировался, как сингл. Песня представлена в альбомной редакции продолжительность более четырёх минут. Несмотря на работу по ремастерингу оригинального сингла 1975 года, уникальная версия песни для массового слушателя доступной не стала.
Дополнительный материал, включая концертные записи 1975 года, отсутствует.
Вместе с тем, воспроизведение файлов-контейнеров альбома «Sabotage» дарят слушателям звук, близкий к оригиналу. Треки сохраняют исходные данные и большую часть диапазона без потерь.
Заметна кропотливая работа специалистов «Majestic Studios» в аспекте поддержки идентичной длины волны при кодировании или декодировании звуковой дорожки. Указанное обстоятельство позволяет максимально сохранять аутентичность аудиозаписи альбома «Sabotage» группы Black Sabbath. Погружаемся!
6. Ремастированная версия 2021 года альбома «Sabotage» на стриминговой платформе «Яндекс.Музыка»:
«Все эти разговоры о металле и харде… я не подпишусь ни под единым словом. Рок — это просто хорошая музыка. Его нужно слушать, а не говорить о нём!». Оззи Осборн.
Общий итог на 87 баллов из 100 возможных.
Дополнительная информации о юбилейном переиздании 2021 года альбома «Sabotage» группы Black Sabbath: