12 августа 47-летняя альпинистка, спускаясь с вершины, сломала ногу. Спасатели пытались эвакуировать женщину с высоты более семи тысяч метров, но все их попытки оказались тщетными. Четыре года назад она оставила мужа, который перенес инсульт на пике Хан-Тенгри. Этот поступок всю жизнь терзал ее сердце. О своих чувствах она рассказала в документальном фильме Руслана Колунина.
История повторяется
25 июля Наталья Наговицина отправилась покорять пик Победы. В группе было четверо альпинистов: Наталья, Роман Мокринский, немец Гюнтер Зигмунд и итальянец Лука Синигилья.
12 августа они начали спуск с вершины. Наталья страховала Романа. Но на самом опасном участке под Черной скалой он сорвался и потянул за собой напарницу. В результате падения Наталья получила повторный перелом ноги, которую уже ломала весной во время тренировки.
По словам друзей альпинистки, Роман, вместо того чтобы помочь Наталье, отстегнулся от нее и ушел, не оставив даже рации. Он спустился к палатке, где уже были Лука и Гюнтер. Немец с итальянцем решили передать Наталье палатку, спальник, газовую горелку, воду и еду. Они провели с ней ночь, согревая ее своими телами. Однако Лука обморозил руки, и мужчинам пришлось уйти, оставив Наталью одну. В ту же ночь Лука умер от отека мозга, а Роман, по словам друзей Наговициной, ожидал их в безопасной пещере.
Друзья-альпинисты настаивают на расследовании действий Романа Мокринского. Другие, включая подругу Наговициной, считают, что мужчину нельзя винить. "Возможно, он не мог поступить иначе. Возможно, ему команда из альплагеря была — уходить, так как он не может ничем помочь Наташе. Наташе ведь тоже команда была оставить мужа Сережу. При таких же обстоятельствах. В таких ситуациях это обычная практика", — отмечает женщина.
Добрый знак
Наталья выросла в Перми. Там же она встретила Сергея Наговицина и вышла за него замуж. У пары появился сын. Семья часто переезжала: сначала в Читу, затем в подмосковный Чехов, а несколько лет назад в Москву. Наталья работала советником в Центризбиркоме РФ.
У супругов было общее увлечение — альпинизм. Вместе они покорили несколько вершин. Летом 2021-го они отправились штурмовать пик Хан-Тенгри в Киргизии.
Супруги прилетели в Бишкек 24 июля. Они купили самый дешевый тур на вершину, который не включал даже трансфер до базового лагеря. Внезапно им позвонили организаторы и предложили бесплатные места в автобусе, следующем туда. Наталья восприняла это как добрый знак.
Сначала удача была на их стороне. Погода была отличная: светило солнце, ветер почти не беспокоил. Наговицины шли в большой группе туристов, среди которых были команды из разных стран. С ними был итальянец Лука Синигилья, который не говорил по-русски, а на английском в их группе общались только они. Поэтому Лука постоянно следовал за ними.
Группа достигла определенной точки, и альпинисты разбили лагерь. Однако, получив предупреждение о неблагоприятной погоде, они решили отложить восхождение на вершину. По словам Натальи, первым на штурм решился Лука. Его подъем занял 25 часов, и он вернулся живым и довольным. Вдохновленные его примером, Наговицины собрали палатку и отправились вверх. Переночевав на высоте 6400 метров, они начали восхождение к вершине.
Инсульт
"Погода была отличная, тепло, легкий ветерок, — вспоминала Наталья в фильме "Остаться с Хан-Тенгри. Трагедия на горе". — Мы шли с мужем, как вдруг он пожаловался на боль в желудке. Мы подумали, что он что-то съел не то, и остановились. Он съел шоколадку, и боль вроде бы прошла. Мы продолжили путь, не останавливаясь. Вдруг он резко остановился, упал. Оказалось, его парализовало".
Наталья призналась, что плохо разбиралась в работе рации. С трудом сориентировавшись, она связалась с базовым лагерем. Врач предположил инсульт. Начальник лагеря приказал Наталье оставить мужа и спускаться.
— Где вы сейчас?
— Под куполом, высота 6800 метров.
— Как его состояние?
— Не может сидеть, валится набок, сознание спутанное.
— Наташа, вам нужно спускаться. Вы ничем ему не поможете! Как меня поняли?
— Я все поняла. Но я не могу его оставить.
Боялась остаться инвалидом
— Наташа, вам нужно спускаться, погода портится, скоро ночь.
— Я не оставлю мужа. Он совсем беспомощный, я питье ему даю.
— Значит, ваше решение ночевать рядом с ним?
— Да.
Гиды тогда удивлялись ее спокойствию. Она не кричала, не плакала, лишь четко следовала указаниям спасателей. Единственное, что она отказалась сделать, — оставить мужа. В фильме она объяснила свой поступок.
"Я осознала, что мой ребенок взрослый, а муж в беспомощном состоянии. Поэтому я решила остаться с ним. Если уйду, он умрет. Если останусь, есть шанс, что выживет. Муж говорил: они знают, что делают, спускайся. Я ответила: не беси меня. И вдруг он обнял меня, и я поняла, что поступила правильно. Я не боялась смерти, боялась остаться инвалидом. Что отморожу руки и ноги, и мне их отрежут", — поделилась она.
В базовом лагере сообщили, что к ним направляется группа гидов-спасателей. Наговицины ждали помощи. У них не было ни палатки, ни спальника. Всё осталось внизу, в их лагере, на высоте 6400 метров. Им пришлось провести холодную ночь на голых камнях. Наталья ничего не ела и не пила, всё оставила мужу.
Начальник лагеря предупредил Наталью не спать, иначе не проснется. Она не спала двое суток, к этому времени у Сергея начался бред, были отморожены ноги. Наталья пыталась его согреть, ворочала, растирала. На рассвете Наталья увидела, что лицо Сергея тоже обморожено — оно почернело. В этот момент их нашли гиды.
Наталья вспоминала: "Мы очень обрадовались, нам казалось, что нас спасут. Я поверила гидам. Они сказали мне спускаться. Я спустилась. Перед уходом бросила взгляд на мужа: он попросил привезти ему в больницу квас".
Обещали вернуться
Наговицина увидела, как супруга упаковывают в кокон для транспортировки. Она спустилась в свой лагерь на высоте 6400 метров. Однако, проводники предложили переместить палатку в общий лагерь на 6200 метров, и сказали, что куда же принесут и Сергея. Наталья согласилась.
Она забрала палатку, спустилась в общий лагерь и сразу уснула в первой попавшейся пустой палатке. "Проснулась, вышла и увидела, что погода окончательно испортилась, началась метель", — рассказывала она.
Наталья ждала мужа, но гиды пришли одни. Они сообщили, что тащили Сергея, но устали, и оставили его в бывшем лагере на 6400 метрах, они уложили Сергея на снег, укутали в спальник и пристегнули к перилам. Они обещали вернуться на следующий день. Наталья не спала всю ночь. Но когда они отправились за Сергеем на следующий день, его уже не было. По всей видимости, в бреду он снял обвязку и куда-то уполз, возможно, в расщелину. Наталья считала, что если бы она осталась в их палатке на 6400 метрах, этого бы не произошло. И тогда, возможно, Сергея удалось бы спасти.
Через год Наталья вновь взошла на Хан-Тенгри и установила памятную табличку на скале, где погиб Сергей.
Сергей Наговицин навсегда остался на той вершине. Вероятно, его супруга также навсегда останется на соседней горе.