Если ты читаешь это, значит, либо ты такой же авто-задрот, как и я, либо случайно ткнул на статью, пока скучал в очереди в поликлинике. И в том, и в другом случае — тебе повезло. Потому что история первого Ford Mustang — это не про классический маслкар, а про сумасшедший концепт, который мог бы стать провалом века.
Сначала был Chevrolet (и позор)
Да, да, легенда Mustang началась с… Chevrolet. В конце 50-х они выпустили Corvair Monza — среднемоторный спортивный автомобиль. Ответ европейским Volkswagen и Porsche. Красивый? Да. Успешный? Нет. Машина переворачивалась на поворотах, рекламой её никто не поддержал, продажи рухнули — проект умер.
Ford тоже захотел авто «для молодёжи», ведь их Thunderbird был слишком большим, слишком дорогим и слишком «для папы». Нужно было что-то компактное и дерзкое. Так за дело взялся Ли Якокка и его Fairlane Group.
Как рождался Mustang I
По поручению вице-президента Ford Юджина Бордина нарисовали 7 вариантов дизайна. Победил эскиз Джо Ороса — того самого, кто приложил руку к Thunderbird 1955 года.
Прототип был… ну, мягко говоря, странный: двухместный кабриолет с клиновидным кузовом, без бамперов (спасибо, безопасность, можешь отдыхать), лобовое стекло без стоек по шею водителю, выезжающие фары, кресла без регулировки (но руль и педали можно подстроить), сзади за креслами — ролл-бар для безопасности, а выхлопные трубы торчали вместо бампера.
Имя, эмблема и немного магии
Сие творение нужно было как-то назвать. Генри Форд II предложил T-bird II (вот это фантазия!). Джо Орос — Cougar (это имя потом всплывёт позже). Но финально победил вариант Джона Наджара — Mustang, в честь истребителя P-51 «Mustang».
Эмблему — бегущую лошадь — нарисовал дизайнер Фил Кларк.
А ещё интересный факт: сам Джон Наджар ранее участвовал в создании Lincoln Futura (1955), собранного вручную в ателье Ghia за 250 тысяч долларов. И знаешь что? Именно этот концепт позже превратился в Бэтмобиль для сериала 1966 года. То есть Mustang родился чуть ли не из той же творческой «колбы», где создавали машины супергероев.
От макета к живой машине
Ford не ограничился макетом из стекловолокна. Руководство отправило его в мастерскую Troutman-Barnes в Лос-Анджелесе с задачей: «За три месяца сделать полностью рабочий прототип».
Что сделали:
спроектировали пространственную раму из стальных труб и колесной базой — 2286 мм, навесили алюминиевые панели, поставили независимую подвеску, боковые воздухозаборники сделали функциональными, они направляли потоки воздуха в радиатор находившийся сзади.
Главная проблема — мотор. У Ford в США не было компактных двигателей. Решение пришло из европейского подразделения: V-образная четвёрка 1.9 л + коробка передач от немецкого Ford Cardinal.
Интересный факт: именно в этой мастерской в 1967 году собрали первый четырёхдверный Porsche 911, который стал «дедушкой» нынешней Panamera. То есть Mustang I и «семейный» Порше родились в одной кузне инженерного безумия.
Дебют Mustang I
7 октября 1962 года на Гран-при США в Уоткинс-Глен за руль сел гонщик Дэн Герни. Mustang I проехал круг не намного медленнее болида Формулы-1. Публика офигела — аплодисменты, восторг, овации.
Но восторг быстро закончился: прототип был слишком опасным и непрактичным. В серию его не пустили.
Что стало дальше
Mustang I показали на нескольких автосалонах, потом убрали. В 1967 году машину восстановили, и с 1974 года она хранится в музее Генри Форда в Дирборне.
Ирония в том, что этот «Мустанг» по сути оказался прототипом другой модели Ford - GT40, а классический Mustang 1964 года строился практически с нуля.
Финал
Mustang I не стал легендой. Но без него не было бы того самого Mustang, который мы знаем. Иногда миру нужна неудача, чтобы потом родилась настоящая икона.
👉 А теперь вопрос к тебе: как думаешь, если бы в серию пошёл именно этот прототип, был бы Mustang культовой машиной, или остался бы музейным экспонатом?
Краткая история Ford Mustang. Часть 2/Ford Mustang 1964-1973: взлёт, культ и первое падение легенды