Найти в Дзене
Cougar Way

Краткая история Ford Mustang. Часть 1/Ford Mustang I (1962): прототип, который был слишком странным, чтобы жить

Оглавление

Если ты читаешь это, значит, либо ты такой же авто-задрот, как и я, либо случайно ткнул на статью, пока скучал в очереди в поликлинике. И в том, и в другом случае — тебе повезло. Потому что история первого Ford Mustang — это не про классический маслкар, а про сумасшедший концепт, который мог бы стать провалом века.

Concept Ford Mustang I (1962) спереди
Concept Ford Mustang I (1962) спереди
Concept Ford Mustang I (1962) сзади
Concept Ford Mustang I (1962) сзади

Сначала был Chevrolet (и позор)

Да, да, легенда Mustang началась с… Chevrolet. В конце 50-х они выпустили Corvair Monza — среднемоторный спортивный автомобиль. Ответ европейским Volkswagen и Porsche. Красивый? Да. Успешный? Нет. Машина переворачивалась на поворотах, рекламой её никто не поддержал, продажи рухнули — проект умер.

Ford тоже захотел авто «для молодёжи», ведь их Thunderbird был слишком большим, слишком дорогим и слишком «для папы». Нужно было что-то компактное и дерзкое. Так за дело взялся Ли Якокка и его Fairlane Group.

Chevrolet Corvair Monza 900 Spyder Turbo Convertible (1962)
Chevrolet Corvair Monza 900 Spyder Turbo Convertible (1962)
Ford Thunderbird Sports Roadster (1962)
Ford Thunderbird Sports Roadster (1962)

Как рождался Mustang I

По поручению вице-президента Ford Юджина Бордина нарисовали 7 вариантов дизайна. Победил эскиз Джо Ороса — того самого, кто приложил руку к Thunderbird 1955 года.

Прототип был… ну, мягко говоря, странный: двухместный кабриолет с клиновидным кузовом, без бамперов (спасибо, безопасность, можешь отдыхать), лобовое стекло без стоек по шею водителю, выезжающие фары, кресла без регулировки (но руль и педали можно подстроить), сзади за креслами — ролл-бар для безопасности, а выхлопные трубы торчали вместо бампера.

Юджин Бордина с Cobra Concept car
Юджин Бордина с Cobra Concept car
Ford Mustang I на этапе соглавования макета
Ford Mustang I на этапе соглавования макета

Имя, эмблема и немного магии

Сие творение нужно было как-то назвать. Генри Форд II предложил T-bird II (вот это фантазия!). Джо Орос — Cougar (это имя потом всплывёт позже). Но финально победил вариант Джона Наджара — Mustang, в честь истребителя P-51 «Mustang».

Эмблему — бегущую лошадь — нарисовал дизайнер Фил Кларк.

А ещё интересный факт: сам Джон Наджар ранее участвовал в создании Lincoln Futura (1955), собранного вручную в ателье Ghia за 250 тысяч долларов. И знаешь что? Именно этот концепт позже превратился в Бэтмобиль для сериала 1966 года. То есть Mustang родился чуть ли не из той же творческой «колбы», где создавали машины супергероев.

Реплика Lincoln Futura concept
Реплика Lincoln Futura concept
Batmobile 1966
Batmobile 1966

От макета к живой машине

Ford не ограничился макетом из стекловолокна. Руководство отправило его в мастерскую Troutman-Barnes в Лос-Анджелесе с задачей: «За три месяца сделать полностью рабочий прототип».

Что сделали:

спроектировали пространственную раму из стальных труб и колесной базой — 2286 мм, навесили алюминиевые панели, поставили независимую подвеску, боковые воздухозаборники сделали функциональными, они направляли потоки воздуха в радиатор находившийся сзади.

Главная проблема — мотор. У Ford в США не было компактных двигателей. Решение пришло из европейского подразделения: V-образная четвёрка 1.9 л + коробка передач от немецкого Ford Cardinal.

Интересный факт: именно в этой мастерской в 1967 году собрали первый четырёхдверный Porsche 911, который стал «дедушкой» нынешней Panamera. То есть Mustang I и «семейный» Порше родились в одной кузне инженерного безумия.

Движок Ford Taunus V4 выпускался с 1962 по 1981 год
Движок Ford Taunus V4 выпускался с 1962 по 1981 год
4-дверный Porsche 911S Troutman & Barnes 1967
4-дверный Porsche 911S Troutman & Barnes 1967

Дебют Mustang I

7 октября 1962 года на Гран-при США в Уоткинс-Глен за руль сел гонщик Дэн Герни. Mustang I проехал круг не намного медленнее болида Формулы-1. Публика офигела — аплодисменты, восторг, овации.

Но восторг быстро закончился: прототип был слишком опасным и непрактичным. В серию его не пустили.

Дэн Герни готовится к заезду на Mustang I
Дэн Герни готовится к заезду на Mustang I
Презентация Mustang I перед заездом в Уоткинс-Глен
Презентация Mustang I перед заездом в Уоткинс-Глен

Что стало дальше

Mustang I показали на нескольких автосалонах, потом убрали. В 1967 году машину восстановили, и с 1974 года она хранится в музее Генри Форда в Дирборне.

Ирония в том, что этот «Мустанг» по сути оказался прототипом другой модели Ford - GT40, а классический Mustang 1964 года строился практически с нуля.

Салон Mustang I
Салон Mustang I
Расположение узлов и агрегатов Mustang I
Расположение узлов и агрегатов Mustang I

Финал

Mustang I не стал легендой. Но без него не было бы того самого Mustang, который мы знаем. Иногда миру нужна неудача, чтобы потом родилась настоящая икона.

👉 А теперь вопрос к тебе: как думаешь, если бы в серию пошёл именно этот прототип, был бы Mustang культовой машиной, или остался бы музейным экспонатом?

Краткая история Ford Mustang. Часть 2/Ford Mustang 1964-1973: взлёт, культ и первое падение легенды