Найти в Дзене
Марзоев Олег

7 сентября 2004 года на Николо-Архангельском кладбище Подмосковья хоронили погибших Героев спецназа ФСБ России, которые отдали свои жизни

7 сентября 2004 года на Николо-Архангельском кладбище Подмосковья хоронили погибших Героев спецназа ФСБ России, которые отдали свои жизни, спасая заложников в школе №1 Беслана...

Стояло девять гробов. Десятого Героя, Михаила Кузнецова, по желанию семьи хоронили на малой Родине, (на кладбище родового села Кузнецово/Юрово Раменского района Подмосковья).

В Беслане геройски погибли:

Подполковник Ильин Олег Геннадьевич,

Подполковник Разумовский Дмитрий Александрович,

Майор Велько Андрей Витальевич,

Майор Катасонов Роман Викторович,

Майор Кузнецов Михаил Борисович,

Майор Маляров Вячеслав Владимирович,

Майор Перов Александр Валентинович,

Лейтенант Туркин Андрей Алексеевич,

Прапорщик Лоськов Олег Вячеславович,

Прапорщик Пудовкин Денис Евгеньевич.

Сложно передать словами, с каким чувством скорби и благодарности мы ехали на Николо-Архангельское, на тот момент не только из СМИ, но уже от самих освобождённых заложников зная, что происходило. Мы ехали, чтобы от себя, от своей души и как осетины от Осетии быть там, отдать дань уважения Воинам.

Шел дождь, было много сотен людей. Тогда я знал про "Альфу" и "Вымпел" только дистанционно, мне не доводилось лично общаться и даже видеть, информацию черпал из СМИ, зная, что это элитные спецподразделения госбезопасности с особыми навыками и привилегиями. И, оказавшись там, глядя на лежащих в гробу воинов, "привилегии" их стали для меня очевидны. Привилегии погибнуть, защищая свой народ, отдавая жизнь за попавших в беду людей, которых ты наверняка не знал и уже никогда не узнаешь.

Произошедшая в Беслане трагедия, равно, как и Подвиг спецназовцев тогда, спустя четыре дня, еще не осознавались в полной мере: было ясно, что произошло то, что не должно было произойти никогда и они с заложниками приняли это на себя.

В тишине звучали слова о том, что за них обязательно отомстят. Эти слова были сказаны жестко и тихо, без тени пафоса или сомнения. И это были не просто слова. Царила атмосфера непривычной для обычных людей жертвенности, охватывающей тех, кто были мертвы и тех, кто их хоронили, кто без лозунгов и бравады готов был погибнуть так же, как их товарищи. Они были выше смерти. Эту атмосферу я вспомнил: она ощущалась на похоронах армейских офицеров, погибших в бою. Там, на Николо-Архангельском, я ощутил, что боевые офицеры вне ведомств, они едины духом, погибают в едином строю, вставая в единый небесный строй, чтобы жил каждый из нас, жила Россия. Когда гробы подняли и понесли, море людей расступилось и стали видны несколько флагов ВДВ, развевающихся у могильных холмов: многие пришли в ЦСН из армейских рядов.

Спецназовцы ФСБ, элита спецподразделений, 3 сентября 2004-го действовали выше инструкций, за пределами возможного, как если бы в школе были их родные дети. Они, люди из плоти и крови, чувствующие боль и уязвимые к наполнившему воздух свинцу, порой шли без бронежилетов и касок.

В те часы с риском для жизни спасали заложников многие герои, включая гражданских. Но бойцы ЦСН, спасая жизни... шли на смерть. Этим объясним трагический феномен: из спасавших погибали только они, хотя, были самыми подготовленными из всех для того, чтобы выжить.

Бойцы "Альфы" и "Вымпела", собрав весь свой опыт и профессионализм, направили его на то, чтобы вызвать удар террористов на себя и понесли безвозвратные потери, ставшие беспрецедентными за всю историю спецподразделений госбезопасности СССР и России. Ещё более полусотни сотрудников были ранены.

Во всем мире спецназ готовят к уничтожению террористов с учетом минимальных жертв среди заложников и разумеется безусловное сохранение собственных жизней. Но спецназ ФСБ России сознательно сместил приоритеты, возведя жизни заложников выше собственных жизней. Это беспримерное самопожертвование во имя тех, кто верил в них и ждал их защиты. Сотрудники ЦСН отдавали свои жизни за детей, попавших в беду, зная, что оставляют без отцов своих собственных... Этот беспримерный дух наших воинов, который был явлен в те трагические часы, вечен, став символом стойкости и единства, его не сломить ни временами и нравами, ни свинцом.

Вечная память и слава Героям! 🫡