Найти в Дзене

Иван Бунин — великий писатель или мастер слова? Разбор произведений

Ностальгируя в Италии по русской природе и красивому русскому языку, я перечитываю наших писателей. И в этом процессе открываю для себя много интересного и нового. Друзья, я пишу об этом, потому что для меня, как для преподавателя английского, крайне важно уметь чётко формулировать мысли и правильно строить композицию. Эти навыки необходимы не только для изучения иностранного языка, но и для нашей повседневной жизни. И как раз одну противоречивую для меня вещь я хочу обсудить с вами. А пока, погрузитесь в атмосферу... “Кругом чернел шумный сад, над поляной стоял бледный свет. Ночь была лунная, но какая-то мучительная, оссиановская. Ветер, ледяной, северный, свирепствовал, верхушки старых деревьев мрачно и слитно ревели, кусты шумели остро, сухо и как будто бежали вперед; по небу, замазанному чем-то белесым, по небольшому лунному пятну в огромном радужном кольце быстро неслись с севера, где было особенно зловеще и угрюмо, темные и страшные, какие-то не наши, а как будто морские облака,

Ностальгируя в Италии по русской природе и красивому русскому языку, я перечитываю наших писателей. И в этом процессе открываю для себя много интересного и нового.

Друзья, я пишу об этом, потому что для меня, как для преподавателя английского, крайне важно уметь чётко формулировать мысли и правильно строить композицию. Эти навыки необходимы не только для изучения иностранного языка, но и для нашей повседневной жизни.

И как раз одну противоречивую для меня вещь я хочу обсудить с вами. А пока, погрузитесь в атмосферу...

“Кругом чернел шумный сад, над поляной стоял бледный свет. Ночь была лунная, но какая-то мучительная, оссиановская. Ветер, ледяной, северный, свирепствовал, верхушки старых деревьев мрачно и слитно ревели, кусты шумели остро, сухо и как будто бежали вперед; по небу, замазанному чем-то белесым, по небольшому лунному пятну в огромном радужном кольце быстро неслись с севера, где было особенно зловеще и угрюмо, темные и страшные, какие-то не наши, а как будто морские облака, вроде тех, что изображали старинные живописцы ночных кораблекрушений.”

Какое место Вы нарисовали в воображении? Вспомнили ли Вы какого-то писателя, читая эти строки? Несомненно это принадлежит признанному виртуозу слова, от которого я ожидала такой же пронзительной глубины смыслов. Но

прочитав несколько его произведений, меня потрясло то, что ее в них я не нашла. Потрясло меня это, потому что автор, которого мы проходили в школе, а значит я считала, относится к великим русским писателям. Это Иван Алексеевич Бунин. Если кратко, то основной смысл его произведений в чувственности, эмоциональности, красоте момента. Но это ли главное в жизни? Почему тогда Бунина считают великим писателем и проходят в школе? Что он хотел сказать? Почему не любил Достоевского и в пику его роману “Преступление и наказание” написал рассказ “Петлистые уши”, где главный герой убил и не раскаялся? Я задавалась вопросом: чему он хотел научить читателя? Ведь “Преступление и наказание” не только про раскаяние, там гораздо более глубокие пласты. Не оправдали ожиданий и другие произведения И.А. Бунина. В романе “Жизнь Арсеньева” мы следим за становлением юноши с его младенчества. Меня впечатлили яркие, пронзительные описания русской природы, ностальгия по прошлому, но при этом неприятно поразило прослеживавшиеся презрение и высокомерие к крестьянам, некрасивым внешне людям. В поступках и мыслях главного героя столько легкомысленности и потакания собственным страстям, что не удивительно, что он не смог создать семью с девушкой, которую он любил. В другом известном произведении, новелле “Легкое дыхание”, описывается история молодой девушки, которая также шла на поводу у своих мимолетных желаний, вообще не осознавая ни причин, ни последствий своих действий, что говорит также о незрелости личности. Оба романа заканчиваются трагически, но при этом читатель не чувствует отношение автора. И я каждый раз оставалась в недоумении в конце: “ну и что же из этого следует?”. Что этим хотел сказать автор?

За ответами на эти вопросы я пошла к литературоведу, но виртуальному за неимением другого, к ИИ. Интересная дискуссия привела к финальному вопросу: может ли писатель называться великим, если он не затрагивает глубоких вопросов о смысле жизни и развития человека? Для меня был однозначный ответ - нет. Для меня великий писатель тот, кто дает моральные уроки для души читателя, делает ее выше, чище, чьи произведения соответствуют высокому камертону. Так что для меня Иван Алексеевич Бунин со всем уважением останется мастером слова, ярким импрессионистом в литературе, но все же не великим. А какой писатель Вам приходит на ум при слове "великий"?