Найти в Дзене

«Курьер» спустя 40 лет: что мы не замечали в фильме Шахназарова

Оглавление

«Курьер» - фильм, который изменил жизнь целого поколения. Но остается актуальным до сих пор.

Попробуем посмотреть заново - и увидеть то, что ускользало. Для начала давайте разберем интересные и малоизвестные факты о фильме.

Кадр из фильма "Курьер"
Кадр из фильма "Курьер"

Курьера мог сыграть Харатьян

Режиссёр перебрал больше сотни ребят - от театральных студий до «случайных» лиц.

Харатьян и Верник рассматривались, как ключевые актеры на главную роль. Но

Шахназарову всё чего то не хватало.

Ни один претендент не давал того ощущения живой неловкости, которую требовал

главный персонаж - Иван Мирошников. Харатьян и Верник выглядели слишком хорошо и

правильно, а главный герой обязан был быть нелепым.

Всё перевернула Анастасия Немоляева. Она пришла на площадку, как дочь оператора

Николая Немоляева и буквально «принесла» с собой «Ивана» - своего одноклассника

Фёдора Дунаевского. У парня не было за плечами театральной школы, не было

правильной пластики.

Худсовет мялся, Шахназаров настоял. Позже он сформулирует просто:

«В его взгляде была нужная мне искренность, не сыгранная эмоция, а настоящая тревога».

Костюмы Кати - отдельный сюжет эпохи дефицита. Импортные вещи не достать - часть

гардероба режиссёр одолжил у жены, а пару ярких деталей добывали буквально из

чемоданов знакомых, вернувшихся из-за границы.

-2

В массовке на улице пляшут реальные московские подростки. Им сказали

«просто будьте собой» - и на экране впервые для советского кино зазвенела «роботика», а

брейк-данс под «Rockit» Херби Хэнкока стал визитной карточкой фильма.

Как же сильно от этого выиграл фильм!

«Мы впервые увидели на большом экране не постановочный брейк-данс, а настоящую

уличную культуру, прямо привезённую на съёмочную площадку», - рассказывал один из

актеров массовки.

Поэтому фильм так и понравился молодежи - там было ровно то, что происходило в их

жизни, что добавляло искренности.

Символы и скрытые смыслы

-3

Главный скрытый смысл, который многие зрители считали декорацией - африканская

линия.

На деле это карта внутреннего мира Ивана. Африка - побег из серого дня в пространство

приключения, где себя можно перепридумать заново.

Копьё, вонзившееся в дверцу шкафа, маска отца, звери в карьере - всё это не буквально

про экзотические теплые страны. А про подростка, который ищет дверь наружу. Пусть и

несколько “волшебную”, но на то они и мечты.

И эта проходит лейтмотивом через весь фильм.

Шахназаров поймал этот момент эпохи, пожалуй, раньше всех в отечественном

кинематографе. Когда происходило перерождение человека. Взгляд на прежние,

устаревающие, уже неактуальные установки. И открытость новому.

Знаки в кадре просты и точны. Зеркала в квартире не столько отражают, сколько

раздваивают - подросток примеряет то маску циника, то мечтателя. Лифт - не

«подъём-спуск», а переход между состояниями. Вышел - и ты снова в своих мечтах об

«Африке». Вошёл - и снова погрузился в серую клетку рутины.

Курьер в журнале «Вопросы познания» - такая роль тоже выбрана не случайно.

Уже изначально в ней заложен парадокс - журнал серьезный, с большими претензиями. А

его роль - максимально простая.

-4

И хорошо показано расслоение в обществе, которое задумано быть равным. Комната

Ивана против просторного дома профессора. Дворовые ребята против «золотой

молодежи» в компании Кати. Разница не только в метрах и мамином сервизе - в доступе к

будущему. Поэтому роман у этих двоих заранее обречён: они вроде бы и говорят на одном

языке, но живут в двух разных плоскостях.

Герой отказывается от роли «шестёрки» в системе - и делает это не с помощью лозунгов,

а используя будничную иронию. Такой способ сопротивления заметили миллионы - за

первый год «Курьер» посмотрели десятки миллионов зрителей, молодёжь вдруг увидела в

кино своё право сомневаться.

Зачем «Курьер» нужен школьникам: уроки для поколения гаджетов

-5

Фильм вошёл в список Минпросвещения, как рекомендованный для просмотра

школьникам.

Для подростка фильм полезен тем, что заставляет задуматься и по новому взглянуть на

многие важные вопросы.

Тут часто встает вопрос выбора. Что важнее - удобная роль или собственный голос. Где

проходит граница между честностью и изоляцией. Как не стать циником, когда вокруг одни вывески.

«Курьер» учит не смирению, а мысли. Герой смеётся над красивыми титулами и пустыми

фразами взрослых - и это прямой урок медиа-грамотности.

Он ошибается, бывает резким, иногда несправедливым - и это урок эмоционального

интеллекта.

Его «Африка» - не призыв бежать, а способ пережить скуку и найти себя. Да, сегодня

вместо Африки часто выбирают виртуальные миры, да и словарик субкультур поменялся,

но задача осталась прежней: не потерять собственное «я» в шуме чужих ожиданий.