«Курьер» - фильм, который изменил жизнь целого поколения. Но остается актуальным до сих пор.
Попробуем посмотреть заново - и увидеть то, что ускользало. Для начала давайте разберем интересные и малоизвестные факты о фильме.
Курьера мог сыграть Харатьян
Режиссёр перебрал больше сотни ребят - от театральных студий до «случайных» лиц.
Харатьян и Верник рассматривались, как ключевые актеры на главную роль. Но
Шахназарову всё чего то не хватало.
Ни один претендент не давал того ощущения живой неловкости, которую требовал
главный персонаж - Иван Мирошников. Харатьян и Верник выглядели слишком хорошо и
правильно, а главный герой обязан был быть нелепым.
Всё перевернула Анастасия Немоляева. Она пришла на площадку, как дочь оператора
Николая Немоляева и буквально «принесла» с собой «Ивана» - своего одноклассника
Фёдора Дунаевского. У парня не было за плечами театральной школы, не было
правильной пластики.
Худсовет мялся, Шахназаров настоял. Позже он сформулирует просто:
«В его взгляде была нужная мне искренность, не сыгранная эмоция, а настоящая тревога».
Костюмы Кати - отдельный сюжет эпохи дефицита. Импортные вещи не достать - часть
гардероба режиссёр одолжил у жены, а пару ярких деталей добывали буквально из
чемоданов знакомых, вернувшихся из-за границы.
В массовке на улице пляшут реальные московские подростки. Им сказали
«просто будьте собой» - и на экране впервые для советского кино зазвенела «роботика», а
брейк-данс под «Rockit» Херби Хэнкока стал визитной карточкой фильма.
Как же сильно от этого выиграл фильм!
«Мы впервые увидели на большом экране не постановочный брейк-данс, а настоящую
уличную культуру, прямо привезённую на съёмочную площадку», - рассказывал один из
актеров массовки.
Поэтому фильм так и понравился молодежи - там было ровно то, что происходило в их
жизни, что добавляло искренности.
Символы и скрытые смыслы
Главный скрытый смысл, который многие зрители считали декорацией - африканская
линия.
На деле это карта внутреннего мира Ивана. Африка - побег из серого дня в пространство
приключения, где себя можно перепридумать заново.
Копьё, вонзившееся в дверцу шкафа, маска отца, звери в карьере - всё это не буквально
про экзотические теплые страны. А про подростка, который ищет дверь наружу. Пусть и
несколько “волшебную”, но на то они и мечты.
И эта проходит лейтмотивом через весь фильм.
Шахназаров поймал этот момент эпохи, пожалуй, раньше всех в отечественном
кинематографе. Когда происходило перерождение человека. Взгляд на прежние,
устаревающие, уже неактуальные установки. И открытость новому.
Знаки в кадре просты и точны. Зеркала в квартире не столько отражают, сколько
раздваивают - подросток примеряет то маску циника, то мечтателя. Лифт - не
«подъём-спуск», а переход между состояниями. Вышел - и ты снова в своих мечтах об
«Африке». Вошёл - и снова погрузился в серую клетку рутины.
Курьер в журнале «Вопросы познания» - такая роль тоже выбрана не случайно.
Уже изначально в ней заложен парадокс - журнал серьезный, с большими претензиями. А
его роль - максимально простая.
И хорошо показано расслоение в обществе, которое задумано быть равным. Комната
Ивана против просторного дома профессора. Дворовые ребята против «золотой
молодежи» в компании Кати. Разница не только в метрах и мамином сервизе - в доступе к
будущему. Поэтому роман у этих двоих заранее обречён: они вроде бы и говорят на одном
языке, но живут в двух разных плоскостях.
Герой отказывается от роли «шестёрки» в системе - и делает это не с помощью лозунгов,
а используя будничную иронию. Такой способ сопротивления заметили миллионы - за
первый год «Курьер» посмотрели десятки миллионов зрителей, молодёжь вдруг увидела в
кино своё право сомневаться.
Зачем «Курьер» нужен школьникам: уроки для поколения гаджетов
Фильм вошёл в список Минпросвещения, как рекомендованный для просмотра
школьникам.
Для подростка фильм полезен тем, что заставляет задуматься и по новому взглянуть на
многие важные вопросы.
Тут часто встает вопрос выбора. Что важнее - удобная роль или собственный голос. Где
проходит граница между честностью и изоляцией. Как не стать циником, когда вокруг одни вывески.
«Курьер» учит не смирению, а мысли. Герой смеётся над красивыми титулами и пустыми
фразами взрослых - и это прямой урок медиа-грамотности.
Он ошибается, бывает резким, иногда несправедливым - и это урок эмоционального
интеллекта.
Его «Африка» - не призыв бежать, а способ пережить скуку и найти себя. Да, сегодня
вместо Африки часто выбирают виртуальные миры, да и словарик субкультур поменялся,
но задача осталась прежней: не потерять собственное «я» в шуме чужих ожиданий.