Мой первый автомобиль — старенький SAAB 9000, которому на тот момент уже минул десяток лет. В машине был установлен газ, но при необходимости она могла работать и на бензине. Тогда было довольно выгодно иметь автомобиль на газу, но у него была своя специфика езды, которая держала меня в постоянном напряжении. Помню свою первую самостоятельную заправку: как боялась снести заправочную колонку и подъехала к ней раза с десятого. Огромным плюсом было то, что газом заправлял машину специально обученный работник, и мне надо было только правильно запарковать мой SAAB. Где-то через полгода машина просто встала практически посреди дороги – отказал двигатель. Старушку починила и продала.
Следующим автомобилем стал BMW 3-й серии, возрастом также около 10 лет. После него – шестилетний BMW X5, у которого сломался экран. На обеих машинах каталась по паре лет. Затем приобрела Mercedes-Benz Gelandewagen. Ему было меньше трёх лет, но это не спасло его от постоянных поломок, особенно с электроникой. Так что через 1,5 года попрощалась с ним и купила новый BMW X6 в лизинг. К нему не было никаких претензий, отъездила 5 лет с удовольствием. Продала по причине того, что X6 не соответствовал моему статусу по мнению коллег по работе. В нашем обществе по какой-то причине считают, что владельцы BMW – это особая каста людей, которые выделяются из общей массы, что может сказываться на повседневном общении.
Последней моей машиной, на которой я езжу по сей день и очень ей довольна, стала Toyota RAV4 с полным приводом. Купила ее в 2021 году. По правде говоря, инициатором покупки был муж, поскольку он сам ездит на такой же «Тойоте», и его мама тоже. Конечно, у меня были мысли о Lexus, но внешний вид и начинка RAV4 перевесили. Мне очень хотелось именно белого цвета – он, мне кажется, идеальным для этой машины. Еще одним весомым аргументом была цена в 38 тысяч евро, потому как подобная комплектация у BMW стоила бы в районе 120 тысяч. А это уже ощутимая разница.
На тот момент латвийские дилеры Toyota предлагала три варианта RAV4. Первый стоил около 20 000 евро и выглядел простовато: с тряпичным салоном, без люка и т.п. Второй вариант, за 30 000 евро, был уже с кожаными сиденьями, но люка и еще каких-то вещей в нем не было. И, наконец, третья версия за 38 000 евро, где есть полный набор всего, что придумала Toyota для этой модели, и ничего больше добавить в комплектацию ты уже не можешь. Именно такой вариант я и выбрала. Единственное дополнение, которая внесла — установка печки возле пассажирского сиденья для подогрева машины. Включаю её, как правило, за час до выезда, чтобы в холодное время года сесть в тёплый автомобиль, который стоит на улице перед домом. Цена такого удовольствия вместе с установкой у частника — 700 евро. Что касается электрообогревов, то они есть в сиденьях, на руле, греются переднее и заднее стекло.
Свой RAV4 приобрела в лизинг на 5 лет. Условия: 10% платишь в момент приобретения машины и далее каждый месяц делаешь взнос около 500 евро. Если у тебя хорошая кредитная история, то лизинг дают без проблем, и решение принимают в тот же день. Но сам автомобиль пришлось подождать где-то полгода из-за пандемии.
Несмотря на то, что я инженер по образованию и мне нравится разбираться во всяческих механизмах, это совершенно не относится к машинам. Они для меня – лишь средство передвижения. Мне нравится, как моя машина выглядит внешне, но мне не интересны её технические характеристики. К слову, то, что объём двигателя в моём автомобиле 2,0 литра и что коробка передач – вариатор, узнала у мужа. Поэтому далее будут комментарии девочки, которые вряд ли будут полезны для мужской половины читателей, но женской аудитории, возможно, пригодятся. И я могу прокомментировать лишь те функции RAV4, которые знаю, так как пользуюсь ими практически каждый день.
Здесь есть полный привод, адаптивный круиз-контроль, и камеры кругового обзора, которые сильно упрощают парковку. Режим Snow всегда включаю во время снегопада или гололёда – он отлично стабилизирует машину. Салонное зеркало может трансформироваться в экран, куда выводится изображение с камеры заднего вида – очень удобно, если машина загружена под завязку и ничего не видно. Из недостатков – маленький бак на 55 л. Знаю, что мой RAV4 тратит на 100 км в городе 8-9 л, на трассе — 7 л при цене на 95-й бензин 1,52 евро/л. Много или мало – судите сами.
У моей машины есть три режима вождения: Eco, Normal, Sport. Обычно езжу в Normal, но, если мне надо перестроится быстрее обычного, то использую режим Sport, но делаю это очень редко, увеличивается расход бензина. Eco не использую, по ощущениям он медленный — даже обогнать никого не могу на этом режиме.
Потрясающе работает автоматическая система экстренного торможения: словно RAV4 думает за меня. Как-то выезжала задом со школьной парковки, и вдруг машина резко встала. Меня так тряхануло, что я испугалась. Стала смотреть в чём дело и увидела в камере заднего вида кусочек уезжающего самоката, на котором нёсся какой-то школьник. И подобных случаев у меня было уже три. Так что мой автомобиль спасает меня от подобных инцидентов, и за это ему отдельная благодарность.
Что касается техобслуживания у дилера, то оно проводится каждые 15 000 км. Списки процедур всегда разные, в зависимости от пробега. После каждого ТО присылают видео со всеми работами, которые были проделаны. Недавно машина прошла очередное обслуживание на 60 000 км. Была сделана замена моторного масла и масляного фильтра, поменяли воздушный и салонный фильтры. Также была произведена доливка оригинального очистителя топливных форсунок Toyota, заменена тормозная жидкость, масло в раздаточной коробке и в заднем дифференциале. Обошлось мне это ТО в 493 евро. Плюс к этому заплатила 1200 евро за покупку и замену всех тормозных колодок и дисков, т.к. при визуальном осмотре был констатирован износ.
Пару месяцев назад произошла первая серьёзная проблема — стал отключается экран во время езды. Когда обратилась к дилеру, то там просто перезагрузили систему, взяв с меня 70 евро, но проблема повторилась. Во второй раз решили, что это гарантийный случай (гарантия на мой RAV4 — 5 лет), но не смогли разобраться. На данный момент проблема не устранена — всё еще принимают решение. Также у меня были случаи, когда трескались штатные легкосплавные диски. Мне везло, что колеса сдувались довольно медленно, даже не сразу это замечала. По этой причине всегда сама доезжала до сервиса без необходимости менять колеса прямо на дороге.
Раньше отдавала свои машины на химчистку в сервис, но уже несколько лет делаю это самостоятельно, потому как качество меня не удовлетворяло. Больше не хочу допускать чужие руки до салона своей машины.
Теперь расскажу про страховку: кроме SAAB на все остальные машины делала обе страховки — каско и ОКТА (аналог российской ОСАГО). Оформляла их через своего страхового менеджера, который делает это за 5 минут. Сумма страхового полиса зависит от многих аспектов. Думаю, они схожи с теми же критериями, что и в России. Каско на Toyota RAV4 мне обходится в 334 евро/год, ОКТА — 59 евро/год.
За 20 лет вождения у меня было три аварии: два раза была виновата я и один раз – другой водитель. Расскажу поподробнее. Первая авария случилась со мной на BMW X5, когда въехала в зад машины, которая резко остановилась передо мной на знаке «Стоп». Прямо на месте мы быстренько оформили акт, бланк которого был у меня в бардачке машины, и разъехались по своим делам. Второй случай: на BMW X6 заезжала на мост и задела ограждение, поцарапав машину сбоку. Позвонила в полицию, чтобы сообщить о нанесении ущерба госимуществу, а после отвезла машину в сервис для оформления акта о повреждении по каско и составлении сметы на ремонт, что было проделано прямо при мне. Уже на следующий день машину отремонтировали. Третий случай произошёл также на BMW X6, но уже по вине водителя строительного микроавтобуса: мне надо было заехать во двор, откуда задом выезжал этот микроавтобус. Наверно, он меня не заметил, и так задом в меня и въехал. Он полностью признал свою вину. Так что мы доехали до ближайшей заправки, составили акт, и по каско мне всё починили.
Еще такой нюанс: при аварии в Латвии не требуется вызывать полицию, если нет пострадавших и когда все участники происшествия согласны со своей долей вины. В этом случае прямо на месте оформляется акт, который при необходимости можно взять на любой бензоколонке, затем он подписывается и можно разъезжаться. На всё про всё уходит 15-20 минут.
В заключении несколько слов по тратам на RAV4. Общая сумма затрат на ТО и ремонт с 2021 года — 1700 евро. Транспортный налог в год — 160 евро, но у меня трое детей, что даёт мне скидку 50 %. Техосмотр — 35 евро. В общей сложности на машину тратится 10-15 % семейного бюджета.
Я обожаю свой RAV4 и очень довольна этой моделью. На данный момент — это мой идеал. Если и поменяю когда-нибудь, то только на Toyota. Возможно, к тому времени будут более интересные предложения.
Марина Лупане, 44 года. Стаж вождения — 20 лет
Что еще почитать:
«Хотелось, чтобы машина была китайская»: отзыв владельца Geely Monjaro