Ничего особенного. В 1830 году в семье крепостного крестьянина Акима Овчинникова родился мальчик. Обычный очередной крепостной в поместье князя Волконского, что расположено селе Суханово Московской губернии.
Когда Паша немного подрос, окружающие его люди заметили, что он очень любил рисовать. И не просто любил, а делал это мастерски, с вдохновением.
Сыну Акима в чём-то повезло, можно так сказать. Расторопного, понятного, а главное, талантливого мальчугана заприметил сам князь. Хозяин решил поддержать юное дарование. Да и кто знает, может быть, у Волконского были на мальчика свои планы. Сейчас это не важно.
Важно лишь то, что в 12 лет Павел с помощью князя оказался в Москве. Его отправили учиться ювелирному делу. В мастерской по изготовлению золотых и серебряных изделий он за пять лет прошел путь от подмастерья до мастера золотых дел. Ему удалось в совершенстве овладеть техникой перегородчатой эмали. В будущем он станет признанным специалистом в этой области.
Как оказалось, у Павла был не только талант в изобразительном искусстве, но и хорошая такая предпринимательская жилка. В 1850 году Овчинников добился освобождения от крепостничества. Сколько ему это стоило, опять же нам неизвестно. Тогда крепостные с такими навыками, какие были у Павла, ой как ценились. Видно, князь Волконский благоволил молодому человеку и взял с него по минимуму.
Через год Павел женился. Удачно. Приданное жены составило около 1000 рублей. Вот эти средства предприимчивый Павел Овчинников и вложил в собственное дело – открыл ювелирную мастерскую в 1‑м Гончарном переулке на Таганке. Через три года эта мастерская превратилась в небольшую фабрику, оборот которой к 1857 году составил около 2 млн рублей. Фабрика маленькая, но уж больно удаленькая оказалась.
Ничего удивительного. Производство было налажено так, что в начале 60-х предприятие Овчинникова становится законодателем моду в русском ювелирном деле. Вот вам и бывший крепостной холоп!
Фабрика Овчинникова первая начала выпускать изделия в традиционном древнерусском стиле, украшенных перегородчатой эмалью, филигранью и гравировкой. За основу были взяты эскизы знаменитых русских мастеров, таких как Ипполит Монигетти, Александр Опекушин, Виктор Васнецов и других художников сказочных миров.
1865 год. «Вишенка на торте» успешного бизнеса бывшего крепостного. Фабрику удостоили высшей наградой того времени — «поставщик двора цесаревича», будущего российского императора Александра III. Это звание необходимо было подтверждать ежегодно, с чем Овчинников успешно справлялся. В этом же году Павлу Акимовичу предоставили привилегию наносить государственный герб на выпускаемую продукцию. Немного было таких.
Когда в 1881 году Александр III взошел на российский престол, то он сделал вчерашнего крепостного Павла Акимовича Овчинникова главным придворным ювелиром. И не просто приблизил к себе промышленника, а являлся поклонником направления и творчества Овчинникова.
К своим тридцати пяти годам Павел Акимович накопил огромное состояние по тем временам. Но несмотря на свое богатство, вёл простую жизнь, предпочитал неприметную одежду и бытовую скромность. Деньги вкладывались не во внешние атрибуты, а в развитие бизнеса. Самое важное, чему он научился, было понимание того, что истинный успех достигается благодаря простым людям труда.
Работникам фабрики создали достойные условия для труда. Они получали высокую заработную плату. Сравните, когда царский офицер получал 80 рублей, то высококвалифицированные работники Овчинникова могли гордиться 500–700 рублями.
Однако ценность предприятия заключалась вовсе не только в высоких доходах сотрудников. Здесь действовала настоящая школа для талантливых ребят, где помимо профессионального мастерства изучали живопись, экономику и иностранные языки. Семьи рабочих поддерживались материально, детский труд был запрещён полностью. Трудится на фабрике начинали лишь после восемнадцати лет, пройдя перед этим основательное обучение.
Работники постоянно повышали квалификацию, отправлялись на зарубежные стажировки, сотрудничали с известными мастерами искусства и архитектуры. Для всех создавались прекрасные условия труда: светлое помещение, бесплатное питание, медицинское обслуживание и обязательные оплачиваемые творческие отпуска длительностью в месяц.
Всё это было сделано вовсе не из добрых намерений, а от ясного осознания одной простой истины: творец, чувствующий вдохновение и уважение, способен создавать произведения искусства, способные поразить весь свет.
Павел Акимович подарил миру не просто процветающее производство, а образец бизнеса, который сохраняет достоинство и человечность. Его смерть в 1888 году вызвала огромную скорбь среди работников фабрики: абсолютно все они, включая тех, кто уже давно ушёл на заслуженный отдых с хорошей пенсией, пришли проводить своего хозяина в последний путь.
Приглашаем вас в свою Группу в "ВКонтакте"! Присоединяйтесь.
Рекомендуем почитать: