Численность населения Европы составляет около 10% населения мира. Для региона характерна неблагоприятная демографическая ситуация, обусловленная низкой рождаемостью и низким естественным приростом. При росте средней продолжительности жизни наблюдается старение населения. В числе стран-лидеров — Италия, Испания, Франция, Швеция, Исландия. За последние годы заметно увеличился возраст вступления в брак, набирает популярность идеология осознанного нежелания иметь детей — чайлдфри (от англ. childfree — «свободный от детей»). Вместе с тем во многих европейских странах показатели численности регулируются миграционными притоками.
Плотность населения
Средняя плотность населения в регионе — 113 чел/км², что заметно превышает среднемировой показатель (58 чел/км²). Наиболее заселены Центральная и Южная Европа, эти показатели значительно снижены в странах Северной Европы. Так, на территории Ватикана проживает 1 913 чел/км², в Монако — 16 403 чел/км², в Латвии — 32,6 чел/км², в Литве — 55,2 чел/км².
Урбанизация
Для стран Европы характерен высокий уровень урбанизации, более 75% населения проживает в городах. Это связано с высокими уровнем индустриального развития, которое характерно для многих стран региона. Максимальные показатели типичны для стран Западной и Северной Европы: Монако (100%), Бельгии (98%), Исландии (93%), Нидерландов (91%). Наименее урбанизированные страны: Албания (63%), Польша (60%), Сербия (57%), Словения (55%), Словакия (54%), Молдавия (43%).
В числе особенностей, характеризующих расселение европейского региона, — концентрация населения в наиболее крупных городах. Это способствует быстрому росту агломераций: Лондонской (9 млн чел.), Парижской (7,1 млн чел.) и других. Результатом разрастания и слияния соседних агломераций становятся мегалополисы, например Английский (включает агломерации Лондона, Бирмингема, Манчестера, Ливерпуля и других городов), Рейнский (кольцевая агломерация Рандстад в Нидерландах, Рейн-Рур и Рейн-Майн в ФРГ и другие). Каждый из них включает десятки агломераций, где проживают более 30–35 млн человек. Получило развитие формирование огромных межгосударственных мегалополисов.
Традиционно самые большие по численности населения города — столицы. В странах, имеющих выход к морям и океанам, столицы расположены в приморской зоне: Стокгольм, Осло, Афины, Лиссабон и другие.
Формированию городских агломераций способствует субурбанизация — процесс переселения жителей в пригороды больших городов и их развитие. Высокий уровень доходов населения фактически стирает границы между жителями городов и сельских населённых пунктов: автомобилизация населения, хорошо развитая социальная инфраструктура.
Этнорелигиозный состав
Большинство языков стран Европы относятся к индоевропейской языковой семье (финны, венгры и эстонцы — финно-угорская семья). Английский, испанский и французский, русский языки — рабочие языки ООН.
Среди европейских государств преобладают однонациональные (доля национальных меньшинств около 5%). Многонациональных стран (два и более титульных народа) относительно немного: Бельгия, Швейцария, Испания, Великобритания, Босния и Герцеговина, Сербия, Румыния.
Основная религиозная конфессия — христианство, разделённое на разные течения. В Северной Европе исповедуют протестантизм, в Южной — католицизм, в Восточной — православие. Для центральной части европейского региона характерно смешение религиозных течений.
Два клика до сундука с сокровищами!
Шпаргалки по всем предметам, планеры для подготовки к ВПР и гайд по работе с докладами
Специализация хозяйства стран Европы
Регион Зарубежной Европы — мировой лидер по размерам производства, экспорту товаров и услуг. В числе самых экономически развитых стран — Германия, Франция, Великобритания и Италия — страны «Большой семёрки». Относительно невысокие экономические показатели характерны для некоторых стран Восточной и Южной Европы.
Хозяйственному развитию европейских стран способствуют следующие факторы:
- выгодное экономико-географическое положение (приморское положение большинства государств);
- обеспеченность высококвалифицированными кадрами;
- высокий уровень развития транспортной инфраструктуры;
- интеграционные процессы между странами региона.
Топливно-энергетический комплекс
В работе топливно-энергетического комплекса постепенно увеличивается доля стран, импортирующих энергоресурсы из других регионов мира (Персидский залив, Африка и Россия). В некоторых странах сохраняется развитие на собственном сырье — угле (Германия, Франция, Великобритания, Польша), нефти и газе (месторождения на шельфе Северного моря разрабатывают Великобритания и Норвегия).
Западная Европа — район развитой атомной энергетики. АЭС работают во Франции, Бельгии, ФРГ, Великобритании, Швеции, Словакии. Страны Скандинавского полуострова лидируют по производству электроэнергии с ГЭС.
В странах Европы были заложены основы создания ветрогенераторов для получения ветровой электроэнергии. Всё больше стран стремятся использовать экологически чистые источники энергии: геотермальную энергию (Исландия) и энергию приливов (Франция и Норвегия).
Геотермальная электростанция в Исландии
Машиностроение
Ведущая отрасль экономики Зарубежной Европы — разнообразное машиностроение, на долю которого приходится около трети промышленного производства, что составляет почти половину экспортной продукции. Этому способствует высокая концентрация квалифицированной рабочей силы и научных центров, использование высокоразвитой инфраструктуры, внедрение передовых технологий. Важную роль играет географическое положение, обеспечивающее быструю доставку ресурсов и готовой продукции.
Ведущие позиции занимает автомобилестроение. Автомобильные концерны размещают свои филиалы по всему миру. Наиболее мощные производственные предприятия расположены на территории Германии («Фольксваген», «БМВ»), Франции («Рено», «Ситроен», «Пежо») и Италии («Фиат», «Альфа Ромео», «Феррари»), Швеции («Вольво»), Великобритании («Бентли», «Роллс-Ройс») и другие.
Высокую конкурентоспособность имеют предприятия на рынке электротехники — около трети мировой продукции. В числе ведущих стран: Германия, Франция, Великобритания, Италия.
Химическая промышленность
Получила широкое развитие, ориентирована на использование местного и привозного сырья, отходов других отраслей промышленности. На этот регион приходится около 30% мировой химической продукции. Крупнейшие производства находятся в Германии (неорганическая и органическая химия), Франции (минеральные удобрения, синтетический каучук), Швейцарии (фармацевтическая промышленность).
Металлургия
Чёрная металлургия получила развитие в странах, традиционно располагающих металлургическим сырьём: Германия, Великобритания, Франция, Люксембург, Швеция, Польша и другие. Экономически выгодно стало размещать предприятия вблизи портов. Со второй половины ХХ в. многие страны (Италия, Нидерланды, ФРГ, Франция) развивают отрасль, используя более дешёвое импортное сырьё.
Цветная металлургия хорошо представлена предприятиями алюминиевой и медной промышленности. Ведущие страны по производству алюминия на собственном сырье: Франция, Италия, Венгрия, Румыния, Греция. На базе дешёвой электроэнергии развивается производство в Норвегии, Швейцарии, Австрии и Германии. В числе стран-лидеров по производству меди — Германия, Франция, Великобритания, Италия, Бельгия, Польша, Сербия.
Одна из самых старых и традиционных отраслей промышленности региона — лёгкая промышленность — в настоящее время составляет конкуренцию странам Азии. Франция и Италия сохраняют свои позиции в области высокой моды. Швейная отрасль развита в Португалии и Франции, обувная — в Италии и Испании, ковроткачество в Бельгии.
Транспорт
Для транспортной системы Европы характерен высокий уровень развития. По обеспеченности транспортными путями сообщения она занимает первое место в мире. Сравнительно небольшие расстояния стимулировали развитие автомобильного транспорта, обеспечивающего основные грузо- и пассажироперевозки. Значимость железных дорог в экономике стран постепенно снижается.
Несмотря на наличие развитой сети автомобильных и железных дорог, значительная часть междугородных поездок осуществляется воздушным транспортом. В числе крупнейших — аэропорты Лондона, Парижа, Франкфурта-на-Майне и другие.
Традиционно важную роль в регионе играет речной транспорт. В странах Европы находятся крупнейшие по грузообороту порты мира: Роттердам, Марсель, Лондон, Гамбург, Антверпен, Генуя и другие.
Сельское хозяйство
В большинстве стран представлено интенсивным хозяйством, использующим передовые методы и технологии обработки земель, выращивания животных и растений. Природные факторы и исторические условия развития способствовали формированию трёх основных типов сельского хозяйства:
- Североевропейский с преобладанием молочного животноводства и выращиванием кормовых культур.
- Среднеевропейский с молочно-мясным животноводством, свиноводством, птицеводством и выращиванием разнообразных кормовых культур.
- Южноевропейский с преобладанием растениеводства (зерновые, фрукты, оливки, орехи, табак).
Уборка зерновых
Сфера услуг
Зарубежная Европа — крупнейший финансовый центр мира, где ведущая роль главных финансовых центров принадлежит Лондону и Цюриху.
Для Европейского региона характерна высокая туристская активность. По посещаемости туристов лидируют страны Южной и Западной Европы — Франция, Италия, Испания. Стабильно высокие показатели характерны для Великобритании, Чехии, Греции.
Развитие сферы туризма на территории Европы определяют следующие факторы:
- природные — мозаичность ландшафтов, комфортные для отдыха климатические условия, морские пляжи, близость к туристическим объектам;
- культурно-исторические — разнообразные исторические и архитектурные памятники разных эпох, сохранившиеся традиции народов;
- социально-экономические — высокий уровень экономического развития стран, транспортная и социальная инфраструктура;
- политические факторы — стабильная политическая обстановка в регионе, единая валюта во многих странах, упрощённый паспортный режим.
Миланский собор (Италия)
ИТОГИ
- Численность населения стран Европы составляет около 10% населения мира. В регионе наблюдается неблагоприятная демографическая ситуация, для которой характерна низкая рождаемость и старение населения.
- Для стран Европы характерен высокий уровень урбанизации (более 75%), обусловленный высоким уровнем индустриального развития. Максимальные показатели типичны для стран Западной и Северной Европы.
- Преобладают однонациональные страны, многонациональных стран (два и более титульных народа) относительно немного. Основная религия — христианство.
- Ведущая отрасль экономики Зарубежной Европы — разнообразное машиностроение (треть промышленного производства). На долю химической промышленности приходится около 30% мировой химической продукции. Производство чёрной и цветной металлургии во многих странах развивается на привозном сырье.
- Высокий уровень развития имеет транспортная система, представленная всеми видами транспорта. Там находятся крупнейшие в мире международные порты и аэропорты.
- Природные факторы и исторические условия развития способствовали формированию трёх основных типов сельского хозяйства: Североевропейского, Среднеевропейского и Южноевропейского.
- Природные, культурно-исторические, социально-экономические и политические факторы обусловили высокий уровень развития сферы туризма.