Нил Гейман сам нашел режиссера
Незадолго до того, как писатель Нил Гейман закончил работу над своим произведением «Коралина», он обратился к режиссеру Генри Селику, который уже был известен по «Кошмару перед Рождеством». Нилу понравилась работа Генри, и он хотел, чтобы именно этот режиссер в своем собственном стиле сделал нечто похожее с «Коралиной».
Генри Селик внес изменения, чтобы расширить хронометраж
«Коралина» – это относительно небольшое произведение, которое получилось бы еще меньше, если бы его перенесли на большие экраны. Генри Селик даже заявил, что в случае работы с первоисточником в неизмененном виде он закончил бы фильм за 47 минут. Естественно, пускать такое в кинотеатры не стала бы ни одна студия, поэтому Генри с разрешения Нила пришлось внести несколько изменений в канон. Так, он добавил Вайборна Ловата, который помогает Коралине на протяжении всего фильма, хотя в книге он упоминается лишь однажды и не оказывает никакого влияния на сюжет. Кроме того, включение Вайборна помогало с одной проблемой: Селик не хотел, чтобы Коралина разговаривала сама с собой, поэтому некоторые ее монологи удачно трансформировались в диалоги с Вайборном.
Это не обычная покадровая анимация
Хотя «Коралина в стране кошмаров» считается анимационным фильмом, это не анимация в классическом ее представлении. На самом деле в фильме практически нет компьютерной графики, а все персонажи, интерьер, экстерьер и все остальное окружение Коралины – это фигурки, детали и модели, созданные командой из более чем четырехсот человек. Специально для «Коралины в стране кошмаров» была создана отдельная студия размером 13 квадратных километров, которая была разделена на 50 участков, заполненных различными локациями из фильма. К работе было привлечено около тридцати аниматоров, которые совместными усилиями создавали разные сцены и снимали примерно полторы минуты фильма каждую неделю.
Тадахиро Уэсуги думал, что это займет несколько недель
Генри Селик хотел, чтобы у «Коралины в стране кошмаров» был самый необычный и запоминающийся дизайн из всех его фильмов, и в порыве желания сделать это он разыскал малоизвестного японского иллюстратора Тадахиро Уэсуги, работы которого Генри нашел совершенно случайно. Тадахиро согласился помочь с дизайном и рассчитывал на то, что закончит работу за несколько недель, однако производство фильма затянулось на полтора года. Он создал сад с сотнями цветов, несколько персонажей, дом Коралины и все остальное, а его самой главной заслугой было то, что в реальном мире он сделал дизайн в одной цветовой палитре, а в другом мире – более ярким и насыщенным.
Компьютерная графика использовалась лишь в некоторых моментах
Селик проделал впечатляющую работу, чтобы его фильм запомнили на долгие годы, и чтобы он стал культовым. И не в последнюю очередь у него это получилось благодаря тому, что в «Коралине в стране кошмаров» практически полностью отсутствует компьютерная графика. Она использовалась только в тех случаях, когда Генри нужно было убрать швы с кукол и тросы, с помощью которых аниматоры управляли модельками. Примечательно, что Селик не хотел использовать графику и в этом, однако руководство студии буквально приказало ему замазать все неудобные моменты. Кроме этого, компьютерные художники включались в работу, когда им нужно было добавить определенные цвета. Так, огонь в фильме был создан с помощью рисованной анимации, но раскрашивали его уже специалисты по спецэффектам.
«Коралина в стране кошмаров» в цифрах
К работе над фильмом в совокупности было привлечено 450 человек, однако все они никогда не работали одновременно, и Генри Селик все время кого-то привлекал к работе, а с кем-то расставался, потому что его услуги больше не требовались. У него даже был отдельный человек, который шил одежду для кукол. Это была художница по волокну Алтея Кром, которая работала с настолько тонкими спицами, что их практически не было видно. Что же касается модели Коралины, то она была не одна – на самом деле было создано 28 одинаковых Коралин, каждую из которых создавали по несколько недель. Интересно, что у каждой куклы головы состояли из двух частей, чтобы им можно было менять выражения лиц: по словам создателей фильма, у Коралины было более двухсот тысяч различных лицевых анимаций, а у ее матери – более пятнадцати тысяч.
Саундтреки для «Коралины в стране кошмаров» написала группа They Might Be Giants
К музыкальной части своего фильма Генри Селик привлек группу под названием They Might Be Giants, которая написала десять треков. Однако в фильме прозвучал лишь один из них. Все дело в том, что группа изначально написала десять треков в тональности мюзикла, но съемочной команде потребовались более мрачные песни, поэтому в фильм попал только один, который поет другой отец Коралины. В конце концов Генри Селик по большей части использовал саундтреки Будапештского симфонического оркестра, в котором солистку, что интересно, тоже звали Коралиной.
Персонажей озвучили известные актеры
К озвучиванию мультипликационных персонажей нередко зовут известных актеров, и «Коралина в стране кошмаров» не стала исключением. Саму Коралину озвучила Дакота Фаннинг, которая до этого снялась в фильмах «Гнев», «Городские девчонки», «Я – Сэм» и «Война миров». Компанию ей составили Тери Хэтчер в роли матери Коралины, Дон Френч, озвучившая Мириам, Кит Дэвид, подаривший свой голос коту, а также Иэн Макшейн, приложивший свою руку к созданию Сергея Бобинского. Тери Хетчер наиболее известна по «Отчаянным домохозяйкам», а Кит Дэвид – по «Чужим среди нас» и «Нечто».
Самые неожиданные практически эффекты
Анимация в фильме выглядит довольно убедительно и кажется, будто все создано с помощью компьютерной графики, но, чтобы достичь такого результата, съемочной команде пришлось идти на различные хитрости. К примеру, снег был создан из суперклея и пищевой соды, а, когда Коралина идет к колодцу, и на нее падают листья, в действительности на нее падал мелко нарезанный попкорн, окрашенный в розовый цвет. Всего на съемочной площадке было 250 тысяч кусочков попкорна, на разрезание которых команда потратила 800 часов
«Коралина в стране кошмаров» держала рекорд несколько лет
За полтора года основных съемок Селику удалось создать более полутора часов фильма, что в свое время сделало «Коралину в стране кошмаров» рекордсменом по хронометражу среди фильмов с покадровой анимацией. Этот рекорд был превзойден лишь в 2022 году режиссером Гильермо дель Торо, который снял «Пиноккио Гильермо дель Торо» и обошел «Коралину в стране кошмаров» на 17 минут.
Добро пожаловать домой
Когда Коралина ужинает со своей другой семьей, ее другая мать подает торт, на котором написано «welcome home». Причем на слове «home» буква «o» обозначена двойной петлей – в графологии это означает, что автор говорит неправду. При этом в слове «welcome» буква «o» без двойной петли. И это имеет смысл, ведь другая мать действительно рада приветствовать Коралину, но это не ее настоящий дом.