Сразу без предисловия поехали. Почти строго не север. Отмечаем пройденные параллели.
Олонец и окрестности, 60,98º Северной широты
Расположен в центре самой большой в Карелии Олонецкой равнины, на слиянии Олонки и Мегреги. Интересная особенность такого расположения – деревенская агломерация тянется по обеим берегам Олонки выше и ниже Олонца на 30 км. Да и само название происходит от финского alanko – низина.
Долгое время был столицей Обонежья - русской Карелии, пока в 1784 году не уступил первенство Петрозаводску. А уже в нашем веке новая трасса E-105, срезав угол, прошла мимо Олонца.
Матросы, 61,78º Северной широты
Порог Большой Толли на реке Шуя. Просто красивое место с удобным подъездом.
Кижи, 62,07º Северной широты
… достать чернил и плакать. И не учите меня, как надо ставить ударение. Этот образ, как и его «неправильное» произношение, вошел в сознание с раннего детства. Когда уже взрослым первый раз увидел его воочию, понял, что буду возвращаться и возвращаться.
Мянсельга, 62,28º Северной широты
Редкая карельская деревня стоит на холме, вдалеке от воды. Мянсельга, как и следует из названия, одна из них.
Космозеро. 62,33ºСеверной широты
Когда-то над Космозером возвышались три деревянных шатра: две церкви и одна колокольня. Сейчас остался одинокий шатер церкви Александра Свирского. Успенская церковь сгорела во время войны.
Шуньга. 62,59ºСеверной широты
Большое село в Заонежье, бывший перевалочный пункт на пути к Белому морю. До начала XX века Шуньгская ярмарка проводились четыре раза в год. Расположено посреди озера Путкозеро, на острове, соединённом мостами с двумя берегами. Село дало название минералу шунгит, единственное в мире месторождение которого находится неподалеку.
Беломорск. 64,53ºСеверной широты
Здесь начинается (нет, всё-таки заканчивается) Беломорканал. С XII века до 1938 года был селом Сороки, от карельского Соарийоки. Именно отсюда старцы Герман и Савватий в 1429 году отправились на Соловки основывать монастырь.
Кемь. 64,95º Северной широты
Живописный город в устье одноименной реки и ворота на Соловки. Хотя Соловецкий архипелаг относится к Архангельской области, доплыть туда проще из Кеми, точнее, из пригорода Кеми - Рабочеостровска.
Жемчужиной Кеми является уникальный трехшатровый Успенский собор начала XVIII века. Интересен автомобильный Гайжевский мост, на котором с трудом разъедутся два мотоцикла.
Всенародную известность Кеми принес мой любимый актер Сергей Филиппов. Старшее поколение наверняка помнит его бессмертную реплику: «Йя, Йя, Кемская волость». Кстати, среди уроженцев Кеми есть известный российский актер, вот, например, его камео.
Архипелаг Кузова. 64,93ºСеверной широты
Сюда заехать мы не планировали. Нам просто повезло: частный катер до Соловков завозил группу отдыхающих (или, всё-таки, туристов) на остров Немецкий Кузов.
Соловки. 65,03º Северной широты
Во всех отношениях место сакральное. Силуэт монастыря знаком каждому, кто держал в руках бумажные деньги.
Здесь намешано всё: бизнес и вера, туристы и паломники, нищета и дороговизна. Для курорта – пыльно и не обустроено, для молитвы – суетно. Но величественно.
Анзерский остров. 65,15ºСеверной широты
Попасть сюда ещё сложнее, чем на Соловки. Но и атмосфера здесь совсем другая: нет суеты, рекламы, толп туристов. Недаром Голгофо-Распятский скит славился самым строгим уставом.
Панозеро. 64,97ºСеверной широты
Одно из немногих карельских поселений, было включено в список памятников мировой культуры, находящихся под угрозой уничтожения. Ильинская церковь середины XIX века, изуродованная в годы советской власти, действует. Приезжий батюшка совершает службы, а волонтеры борются за её сохранение. Пока речь не идет о возрождении, только о консервации.
Но самое сильное впечатление – это паром через Кемь. Никаких заморочек с техникой безопасности, паромщик находится на дальнем берегу, когда видит машину – запускает движок. Трос перетягивает понтон через 250-метровую реку и удерживает у причала. Одна машина комфортно умещается в понижении понтона, говорят, перевозили за раз до 12-ти машин. Перевоз бесплатный, но рабочий день у паромщика до пяти.
Ковда. 66,69º Северной широты
Отсюда начинается Заполярье. Деревянная Никольская церковь конца XVI века, одна из самых старых на Севере. Само село всего на век старше.
Колвицкий водопад. 67,08ºСеверной широты
Скорее порог. Настоящий водопад или Черный падун расположен в другом рукаве Колвицы. В любом случае, Большой Толли нервно курит в сторонке.
Кировск. 67,61ºСеверной широты
Возник как город-рудник, но в последнее время стал городом-курортом. Горнолыжным. Причина – город с трех сторон окружен горами. Следствие – мы попали не в сезон, но индустрия развлечений не терпит пустоты. Работает подъемник Большой Вудъявр, от него можно подняться на ближайшую вершину массива Айкуайвенчорр. Минуя кафе и прочие развлекалки.
Отдельный рассказ о вокзале в Кировске. Есть версия, что где-то в коридорах НКВД перепутали папки и проект вокзала для узловой станции Апатиты попал на тупиковую ветку в Кировск. Мне довелось уезжать с этого вокзала, хотя не было даже прямых вагонов на Москву или Ленинград, в Апатитах приходилось делать пересадку. Сейчас вокзал в Кировске заброшен, до вокзала в Апатитах меньше часа езды на автобусе.
Полярно-альпийский ботанический сад-институт имени Н.А. Аврорина. Самый северный в России.
Кольская ветровая электростанция. 68,85º Северной широты
Если оставить в стороне споры об экологии и экономике, зрелище просто завораживает.
Териберка. 69,15ºСеверной широты
Всё, приехали, дальше дороги нет.
Популярность Териберки поражает воображение. Да, прекрасные песчаные пляжи, но море совсем не Красное, и даже не Черное, а Баренцево, после купания можно смело записывать в моржи.
Северная красота она особая – суровая и не яркая. И суровые ребята викинги тоже где-то рядом, за ближайшим мысом.
Надкопанье. 60,42º Северной широты
Мы почти дома. Родная Питерская широта. Родной Питерский классицизм. Мы вернулись с Севера. На Северо-запад.
Спасибо, что дочитали. Деньги и лайки не нужны, доктор цветы и конфеты не пьёт. Заходите ещё, поделитесь с друзьями, напишите комментарий – буду признателен.