Найти в Дзене

Священные камни Центральной России

Большие природные камни-валуны считались священными у очень многих народов, в том числе и у русских. Такие камни обращали на себя внимание необычным размером, формой или расположением. Они отмечали места силы и сами могли считаться средоточием силы. Поклонение священным камням на Руси формирует цельную традицию, которая берет начало в самой глубокой древности и продолжается и в наши дни. Отношение православной церкви к народному почитанию священных камней всегда было сложным. С обрядами у камней нередко активно боролись, и при этом над самими камнями иногда возводили православные храмы. В 1986 году в западном притворе ярославской церкви Николы Мокрого, известной своей красивой архитектурой, росписями и "падающей" колокольней, был найден вмурованный в пол огромный (видимая часть - 3,6 на 3,2 метра) камень. По-видимому, храм в середине XVII века специально построили над ним. К сожалению, церковь сейчас на реставрации, зайти внутрь не получилось, сфотографировать удалось только снаружи.
Оглавление

Большие природные камни-валуны считались священными у очень многих народов, в том числе и у русских. Такие камни обращали на себя внимание необычным размером, формой или расположением. Они отмечали места силы и сами могли считаться средоточием силы. Поклонение священным камням на Руси формирует цельную традицию, которая берет начало в самой глубокой древности и продолжается и в наши дни.

Отношение православной церкви к народному почитанию священных камней всегда было сложным. С обрядами у камней нередко активно боролись, и при этом над самими камнями иногда возводили православные храмы.

Церковь Николы Мокрого в Ярославле

В 1986 году в западном притворе ярославской церкви Николы Мокрого, известной своей красивой архитектурой, росписями и "падающей" колокольней, был найден вмурованный в пол огромный (видимая часть - 3,6 на 3,2 метра) камень. По-видимому, храм в середине XVII века специально построили над ним. К сожалению, церковь сейчас на реставрации, зайти внутрь не получилось, сфотографировать удалось только снаружи. В конце этой статьи вы можете найти ссылку на статью о церкви Николы Мокрого с фото интерьера и камня.

Синий камень Переславля-Залесского

Пожалуй, самый известный из почитаемых камней Центральной России - это переславский Синь-камень. Стоявший когда-то на вершине Ярилова холма недалеко от берега Плещеева озера, в конце XVII века он был сброшен вниз и закопан в яме, но вскоре снова вышел на поверхность. Зимой 1788 года камень решили заложить в фундамент церкви в пригородной слободе Переславля. Его попытались перевезти по льду замерзшего озера, но лед проломился, и камень утонул. Но история священного камня на этом не закончилась. Под водой озера он медленно продвигался всё ближе к берегу, пока в конце 1840-х годов не показался над водной поверхностью. Сейчас, как можно увидеть на фото, камень лежит на берегу озера в отдалении от воды. Его синий цвет становится особенно заметным, если полить камень водой.

Гусь-камень и Девичий камень в Коломенском

Два известных почитаемых камня находятся в Москве, в знаменитом парке старинной царской усадьбы Коломенское. Голосов овраг, пересекающий парк, сам по себе считается мистическим местом, где границы между временами и мирами тонки и проницаемы. На склонах оврага находятся два чтимых камня. Один из них - Гусь-камень.

Второй, еще более известный - Девичий, или Девий камень. Широкую известность он получил в 1970-е годы. Тогда распространилось мнение, что камень обладает целебной силой. К нему началось настоящее паломничество, сложились обряды поклонения камню. По древним легендам, этот камень (или оба камня в Коломенском) связан со святым Георгием Победоносцем, поэтому особенно много людей приходят к камню в весенний Егорьев день 23 апреля (6 мая по новому стилю).

Есть и много других почитаемых камней, расположенных в менее известных местах. Там меньше туристов, но местные жители по-прежнему приходят к священным валунам.

Статья о церкви Николы Мокрого с фото камня