Найти в Дзене

Фредерик Базиль: яркий дневной свет импрессионизма, который не успел засиять

«Этюд с деревьями» (фр. Étude d’arbres). 1863—1864. Холст, масло. 41 × 28 см. частное собрание
«Этюд с деревьями» (фр. Étude d’arbres). 1863—1864. Холст, масло. 41 × 28 см. частное собрание
-2

Фредерик Базиль — художник, чья короткая жизнь стала драматичным, но важным штрихом в становлении импрессионизма. Родившись в протестантской семье Монпелье и начав путь как студент-медик, он предпочёл кисть скальпелю и очень быстро вошёл в круг, где зарождалась новая живописная революция. В этой статье я, как искусствовед, объясню, чем уникальна его манера, почему он привлёк внимание современников и как стала трагически прервана его карьера.

«Мистическое обручение святой Екатерины» (фр. Mariage mystique de sainte Catherine). 1863. Холст, масло. 125 x 125 см. церковь Сен-Мартен, Бон-ла-Роланд (Франция)
«Мистическое обручение святой Екатерины» (фр. Mariage mystique de sainte Catherine). 1863. Холст, масло. 125 x 125 см. церковь Сен-Мартен, Бон-ла-Роланд (Франция)
Живопись | Фредерик Базиль | African Woman with Peonies, 1870
Живопись | Фредерик Базиль | African Woman with Peonies, 1870

Биография: кратко, но ёмко

Родился в Монпелье в состоятельной протестантской семье.

В 1862 г. переехал в Париж для продолжения медицинского образования.

Параллельно поступил в мастерскую Шарля Глейра, где сблизился с Клодом Моне, Пьером Ренуаром и Альфредом Сислеем.

С 1863 г. работал на пленэре — Шайи и Онфлёр стали его творческими полюсами.

1866 г. — заявился на Салон двумя работами; принята была «Натюрморт с рыбой».

1870 г. — «Купальщики» были приняты и замечены, но художник добровольно отправился на фронт и 28 ноября 1870 погиб при Бон-ла-Ролан.

«В саду» (фр. Au jardin). 1864. Холст, масло. 38 × 46 см. Частное собрание
«В саду» (фр. Au jardin). 1864. Холст, масло. 38 × 46 см. Частное собрание
-6

Художественное становление и влияние

В ранних картинах Базиля заметно влияние Эдуара Мане и Гюстава Курбе: приглушённая, земляная палитра и внимательное отношение к материальности предмета. Однако уже вскоре он начал отходить от теневых тонов в сторону яркого полуденного света — то, что станет его личной визитной карточкой. В отличие от многих коллег, писавших тонкие переходы рассветов и закатов, Базиль искал силу прямого дневного освещения, которое выявляло контуры и объём, делая сцены более «тактильными».

Обнаженная, лежащая  (1864). Холст, масло, 70,5 × 190,5 см. Музей Фабра, Монпелье, Франция 
Обнаженная, лежащая (1864). Холст, масло, 70,5 × 190,5 см. Музей Фабра, Монпелье, Франция 
Купальщики
Купальщики

Инновации и творческие особенности

  • Пленэр и обнажённая натура: Базиль одним из первых стал писать обнажённых на открытом воздухе — смелый шаг против академических норм.
  • Свет как материал: его палитра передавала не только цвет, но и плотность и температуру света — именно это отличает его от предшественников.
  • Композиционная смелость: в «Купальщиках» пространство организовано так, чтобы внимание зрителя сначала захватывала группа людей, а затем — яркое небо и лучи солнца.
-9
-10

Ключевые работы

«Натюрморт с рыбой»1866 Академическая тема в новой манере цвета«Купальщики, летняя сцена»1869 Пленэрная обнажённая натура, яркий дневной свет«Мастерская на ул. Кондамин» 1870 Исследование пространства ателье, не принятое Салоном.


Подробнее
«Портрет Ренуара» (фр. Portrait de Renoir). 1867. Холст, масло. 61 x 50 см. Музей Орсе, Париж (Франция)
Подробнее «Портрет Ренуара» (фр. Portrait de Renoir). 1867. Холст, масло. 61 x 50 см. Музей Орсе, Париж (Франция)

Реакция публики и критика

Базиль умело играл на противоречиях: принятие «Купальщиков» на Салон 1870 и жаркие обсуждения, о которых он писал родителям, давали понять — он на виду. Для него лучше были резкая критика и оживлённые дебаты, чем равнодушие. Он ощущал, что известность близка, и это придавало уверенности.

«Ворота королевы в Эг-Морт» (фр. Porte de la Reine à Aigues-Mortes). 1867. Холст, масло. 80,7 × 99,7 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)
«Ворота королевы в Эг-Морт» (фр. Porte de la Reine à Aigues-Mortes). 1867. Холст, масло. 80,7 × 99,7 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)
Фредерик Базиль – Терраса в Мерике
Фредерик Базиль – Терраса в Мерике

Трагедия войны и утерянный потенциал

Добровольный уход на фронт оказался роковым. 28 ноября 1870 Базиль погиб в бою; оставшиеся после него около 50 полотен — редкое, но важное наследие: в них виден ясно оформляющийся художник, близкий по духу импрессионистам, но с собственной, узнаваемой моделью света.

Семейный сбор
Семейный сбор

Наследие и почему он важен

Базиль — пример художника-переходника: он унаследовал реалистическую материальность Курбе и смелость Мане, но добавил в это идею «полуденного» света и смелость пленэрной натуры. Если бы он дожил, вероятно, стал бы одним из заметных лидеров того круга; даже в урезанном массиве произведений его вклад очевиден — в освещении, смелости и в поиске новой чувственности в живописи.

-15
-16

Фредерик Базиль — талант, чья жизнь оказалась прервана в момент творческого взлёта. Его полуденный свет, смелость пленэрной обнажённой натуры и стремление к непосредственности сделали его одной из ярких, пусть и коротких, глав в истории импрессионизма. Его наследие напоминает нам: иногда достаточно нескольких десятков картин, чтобы навсегда изменить представление о свете и форме.