Я беру назад свои слова о том, что золотое время для жанра ужасов было в восьмидесятых. Мы живем в нем сейчас. Оно подкралось незаметно и идет. Иначе я не могу объяснить тот факт, что почти каждый месяц нам презентуют «Самый страшный фильм года».
Одно из самых нашумевших событий в мире кино – фильм «Орудия», который в 2025 году был чуть ли не самым ожидаемым хоррором. Это вызвано частично тем, что в 2022 году сценарист и режиссер Зак Креггер, создавший «Орудия», выпустил довольно качественный «Варвар» про нехороший дом в нехорошем месте, где в нехорошем подвале обитали агрессивные дикие создания, придерживающиеся своеобразной диеты. «Варвар» смотрели, о нем говорили и его запомнили. Когда появилась информация про грядущие «Орудия», киноманы, почуявшие через трейлер годноту, притаились. Я вместе с ними.
Насколько же годно получилось? Давайте посмотрим.
Краткий пересказ и куча спойлеров
Фильм начинается с предыстории, которую нам рассказывает чей-то загадочный голос. Однажды ночью семнадцать детей проснулись и покинули свои дома в 02:17. Больше их никто не видел. Звучит все как городская страшилка, которую рассказывают ночью у костра. Но все это было на самом деле. Далее нас перебрасывают на городское собрание, где местные жители хотят линчевать Джастин - местную учительницу. Такой гнев вызван тем, что все пропавшие дети – ученики ее класса. Пропали все, кроме одного – Алекса. Директор школы Маркус пытается защитить учительницу, убеждая отчаявшихся родителей в том, что девушка не виновна в пропаже детей. Но все убеждены в обратном.
Далее идет довольно интересный ход повествования – история делится на части, раскрывая события через некоторых отдельных героев. Но это не их взгляд на ситуацию, а именно события, которые разворачиваются, делая картину более полной и давая ответы на возникающие вопросы. Такой вот эффект матрешки.
Несмотря на то, что Джастин подозревали в страшном, ее вины в пропаже детей не было. И из этого не делали интригу. Она пытается выяснить причины случившегося, ищет контакт с Алексом, за что регулярно получает по шапке от директора школы Маркуса. Он ей прямым текстом говорит – сиди тихо, не привлекай внимание, но горящие ниже пояса пионерские костры энтузиазма не дают Джастин покоя. Она ищет правду, приключения и пьяную половую связь с Полом – своим бывшим. Если до правды придется еще докопаться, то алкоголь и Пол у нее буквально под рукой. Пол вообще персонаж колоритный.
Полицейский-алкоголик в завязке, который несмотря на то, что женат и работает под руководством своего тестя, бежит по первому зову Джастин, желая в такой сложный для бывшей момент подставить ей свое крепкое мужское...Да, именно это, и еще плечо. А учитывая тот факт, что Пол напоролся на шприц наркомана Джеймса, неизвестно какие инфекции при этом подхватив, его желание обмениваться физиологическими жидкостями с Джастин вызывает еще больше вопросов.
Кажется со всей этой вакханалией Джастин могла бы забыть про то, что ее обвиняют в преступлении, но выведенная на машине красной краской надпись «Ведьма» не дает расслабиться. А оставил эту надпись Арчер - один из отцов пропавших детей, который был уверен в том, что Джастин детокрадка. Сомневаться в своей теории он стал после того, как увидел озверевшего Маркуса, который подобно исчезнувшим детям, попавшим на камеры видеонаблюдения, мчался к Джастин, чтобы выбить из учительницы всю дурь.
Обдумав ситуацию, Арчер решил поделиться с Джастин результатами расследования, которое он проводил самостоятельно, используя арсенал строителя. Его строительные девайсы оказались очень кстати для прокладывания маршрута исчезнувших детей на карте. Дети все бежали в одном направлении, в конкретную точку, и Джастин в этой точке узнала дом мальчика-который-не-пропал.
А в доме у Алекса просто какой-то проходной двор. Сначала его родители решили приютить у себя тетку матери Алекса – Глэдис. Мол, она очень больна и ей нужна помощь. Глэдис приехала с кучей барахла, клоунским париком и очень стремным цветком, который выглядел так, словно его нужно похоронить на кладбище биологических отходов. Через какое-то время родители Алекса впали в ступор, а немощная Глэдис начала буквально светиться здоровьем.
Продемонстрировав мальчику фокус с тем, как она наматывает родительские волосы на веточку от своего уродского цветка, предварительно уколов палец о его шип, затем ломает палочку и родители мальчика начинают с каменными лицами тыкать свои лица вилками, Глэдис дает понять Алексу, что она полностью контролирует сознание его родителей. И если он хочет, чтобы с ними все было хорошо, он должен молчать о том, что происходит в его доме, покупать суп в банке для кормежки родителей и слушаться свою тетку.
Но через какое-то время силы Глэдис опять иссякли. Как стало понятно из ее разговора, она забрала жизненные силы у родителей Алекса, но их было не так много. И теперь ей нужны еще. Она уговаривает мальчика принести ей личные вещи ее одноклассников, чтобы ей стало лучше, а после этого она уедет. Алекс очень хочет, чтобы тетка свалила, и приносит ей карточки от личных ящиков своих одноклассников. Этой же ночью, в 02.17, Глэдис проводит ритуал и 17 детей сбегают в дом к Алексу. Там их паркуют в подвал, а у Алекса появляется необходимость покупать больше супа в банке, потому что появились еще 17 голодных ртов. После исчезновения детей Глэдис напела всем о том, что родители у Алекса тяжело больны, у отца вообще инсульт случился, и она как настоящая сестра милосердия приехала за ними безвозмездно ухаживать. На эту историю купились все. И только Джастин не купилась. Ее смущало то, что Алекс отказывается идти с ней на контакт, окна в доме залеплены газетами, и вообще, проверить бы эту семью дополнительно. Она так настойчиво просила Маркуса о том, чтобы он встретился с родителями мальчика, что тот сдался под натиском неугомонной учительницы и организовал встречу. Но по причине того, что родители Алекса покрываются мхом в гостиной, на встречу смогла прийти только Глэдис. Когда же Маркус пояснил, что ему нужно встретиться именно с родителями мальчика, женщина с красными волосами задумала недоброе. Явившись в нерабочее время к Маркусу домой, она провернула трюк с волосами и колючей палкой, натравив обезумевшего Маркуса сначала на своего партнера (да, директор школы гей, и не скрывает. Но мы это осуждаем), она добавила к палке раздобытые ранее волосы Джастин, и вот Маркус уже мчится к учительнице. Линии Джастин, Арчера и Маркуса пересекаются, но путь приключений Маркуса быстро прерывается, когда его сбивает авто во время погони за улепетывающей на машине Джастин.
Теперь и Джастин, и Арчер убедились в том, что дом Алекса нужно проверить.
Приехав на место, они заметили патрульную машину Пола, чья сюжетная линия уже подходит к концу. Все дело в том, что вездесущий наркоман Джеймс в поисках того, что плохо лежит, пробрался в дом к Алексу, и нашел в подвале припаркованных детей. И когда судьба в очередной раз свела его с Полом, он надоумил его посетить странный дом, желая получить награду за то, что нашел потеряшек. Но вот к чему жизнь Джеймса не готовила, так это к тому, что полицейский зайдет в дом, и тоже пропадет. День прошел, на улице стемнело, а Пол только покинул здание к облегчению Джеймса. Но рано он радовался, потому что Пол пришел только для того,чтобы утащить Джеймса. Так они пропали оба.
Глэдис поняла, что раз ее начали посещать полицейские, то дело дрянь. Пора валить. Она приказала (именно приказала. Алекс стал кем-то вроде маленького помощника Са(нты)таны) собирать вещи. Утром она отправляются в путь.
А там как раз и Джастин с Арчером приехали. Зайдя в дом, они увидели замершего Пола и Джеймса. И знаете, какое время наступило? Время финального рубилова. Серьезно. После того, как Пол и Джеймс напали на посетителей старой ведьмы, режиссер решил добавить в кадр мяса. Драки были, стрельба была, снятие с лица кожи овощечисткой тоже было...Осталось только зубы бритвенным станком почистить. Пол и Джеймс выходят из игры, но заклятье накладывают на Арчера и он пытается придать лицу Джастин интересный сливовый цвет, удерживая ее в области шеи. Маленькому Алексу тоже не сладко – ему приходится убегать от собственных родителей. Но он уже достаточно времени провел в компании злой ведьмы, и кое-чему у нее научился. Ощипав парик Глэдис, он проворачивает трюк с палочкой и вот ведьма, которая только что ликовала, слышит топот тридцати четырех ног. Это дети, ведомые силой заклятья Алекса, бегут к ней. И им нужны вовсе не обнимашки. Помните финал в фильме «Парфюмер»? Здесь похожая ситуация. После непродолжительной погони ведьма была поймана и разорвана на фантики. Поле того, как ее разобрали на пазл, чары спали. Дети, Арчер, родители Алекса остановились. Но если Арчер быстро пришел в себя, то родители Алекса и дети остались в состоянии кабачков.
Арчер нашел сына. Алекс отправился к другой тете, хорошей. Родители Алекса отправились есть суп в лечебницу. Джастин докопалась до правды. Дети вернулись в свои дома, а некоторые из них через какое-то время даже вновь начали говорить.
Вывод
Это определенно не самый страшный фильм года. И даже не самый напряженный. И уж точно не самый загадочный. На моменте, когда Джеймс проникает в дом Алекса и находит в подвале детей, вся таинственность рассыпается. Да и не было ее толком. Слишком подозрительно ведет себя Алекс, слишком криповая у него тетка. Единственное, что мне было не сразу очевидно – мотив Глэдис. Какое-то время я подозревала, что это история про инопланетян. Но даже здесь вот это поворота не получилось. Как только Глэдис первый раз достала свою колючую палку, стало понятно, что инопланетян здесь нет.
Многие сравнивают «Орудия» с «Последней дуэлью» по характеру повествования. Мол, и в первом, и вов тором случае режиссеры использовали прием ненадежного рассказчика. Не согласна. В «Последней дуэли» действительно использовался такой прием, и одна и та же история прокручивалась с разных точек зрения. Другими словами, история искажалась в зависимости от фильтров восприятия рассказчика. Здесь же нам показывают историю под разным углом, вплетая в нее разных персонажей. При этом, история не искажается в зависимости от личности рассказчика. Она становится объемнее, потому что нам показывают, что в один и тот же промежуток времени происходило с разными персонажами. Мне этот прием с одной стороны нравится, потому что он не избит и достаточно оригинален, но у него есть достаточно большой минус – он убивает интригу, потому что в каждой истории нам даются очевидные наводки и подсказки к развязке.
Особо выдающейся актерской игры я здесь не могу отметить. Все играют на уровне «нормально».
Один из критиков похвалил фильм за то, что в нем показана полностью законченная история. Опять же поспорю. Что сделали с колдовским цветком? Вернутся ли родители Алекса к полноценной жизни? И мне немного не хватило предыстории про Глэдис. Все, что я поняла про этот персонаж, так это то, что она паразитка и похожа на инопланетянку.
Этот фильм не лучше «Варвара». Он хорошо сложен, это бесспорно. Но он не оправдывает той славы, что бежала впереди него.
Поставлю этому очередному самому страшному фильму года 6/10, и успокоюсь.