Кудесник и конь - два белых пятна на темном фоне картины Васнецова. Две ключевых фигуры в "Песни о вещем Олеге" Пушкина. Кажется, что между ними есть связь, гармония, единство, но какого плана?
Художник прекрасно уловил идею произведения пушкина о том, что явилось роковым в жизни Олега. Именно эти 2 фигуры стали роковыми , и между ними есть словно нечто общее. Может быть, сама тема рока. Она возникает, когда человек заходит в полосу жизни, где не все зависит только от него. Где что-то от него словно ускользает. Темный лес какой-то, а не прямая дорога. Где появляются намеки на силы богов, и на волю богов, а с ней мириться ты не всегда хочешь. И даже иногда не хочешь о ней и слышать.
"Темный лес": что и кто нас там ожидает
В жизни многих людей однажды наступает тот момент, когда они могут сказать про себя, как Данте в "Божественной комедии":
Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
Каков он был, о, как произнесу,
Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
Чей давний ужас в памяти несу!
Это момент встречи с чем-то непонятным для человека, момент главного испытания. В этот момент герою часто дается встреча с чем-то, воплощающим знание о высшей силе, и от поведения в момент встречи будет зависеть дальнейшая судьба человека. Данте встретил в этом полном диких зверей лесу своего любимого поэта Вергилия, и тот стал его проводником, его путеводной звездой, которая помогла итальянцу пройти целым и невредимым все ужасы ада и выйти к свету.
Вергилий стал его проводником, потому что Данте еще задолго до этой встречи любил этого поэта, боготворил и поэтому встретил его с надлежащим почтением. И Вергилий отозвался ему благодарностью и благоволением.
Но бывает, что некий герой, приближаясь к "темному лесу" своей жизни, продолжает вести себя надменно и самоуверенно. И вот тогда он наверняка совершит ошибку. Пройдет мимо чего-то, чего-то не поймет и не узнает.
Так случилось с героем "Песни о вещем Олеге". Он прошел свой жизненный путь до половины, многого добился, заслуженно стяжал славу, но потом из чистого поля, то есть понятного пространства его успехов и побед, он выехал в другое пространство, столкнулся с чем-то непонятным и неизвестным, что исходит из "темного леса":
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.
Из темного леса навстречу ему
Идет вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.
Однако разговор Олега со старцем не прошел так хорошо, как между Данте и Вергилием. Вместо смиренной мольбы о помощи к высшей силе (как это сделал Данте) Олег всячески показывает свое легкомыслие и превосходство над кудесником (об этом говорят его краткость, бесцеремонность, снисходительные усмешки, горделивые обещания дать награду, и мы можем предположить по его тону и манере. что герой и впрямь даже не слезает с коня в момент обращения к старцу, что хорошо почувствовал и передал Васнецов в своей картине).
Каков привет, таков ответ. Старец ответил несколько гневной и независимой речью, да еще и смерть от любимого коня в конце напророчил.
Посмотрим еще раз на картину. Олег немного усмехается, но его конь, наоборот, склонил так низко и серьезно свою голову, как будто кланяется "мудрому старцу". Так умный и чувствительный конь делает за Олега то, что тот сам забыл сделать. Как бы старается загладить вину Олега и скрасить нескромное поведение своего хозяина перед высшей силой.
А ведь старец действительно является проводником "воли небесной", стоя против Олега, воплощающего силу земную.
«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Ошибка Олега в том, что он не трепещет перед этой силой, предпочитая проявлять по привычке позицию силы и превосходства. Но это не всегда уместно. Человек не всегда может утверждать, что полностью контролирует ситуацию.
Произведение Пушкина стоит в ряду тех, где описывается момент встречи с чем-то роковым, непонятным и неизведанным. Высшая сила может помочь человеку в момент, когда он проходит свою жизненную "пустыню", или свой "темный лес", и тогда эта сила поможет человеку полностью преобразовать и возвысить его жизнь,наполнив высшим смыслом. Это происходит между Данте и Вергилием, и это же происходит между героем и божественной силой в "Пророке" Пушкина.
А вот Олег - среди тех героев Пушкина, которые оказались не готовы к этой встрече. И она не смогла их преобразить. Олег не смог никак измениться. он остался на том же уровне развития, ухватившись за свои обычные земные инстинкты - обычный страх смерти, страх за себя и свою жизнь. Желание все самому контролировать. Страх перед другим (перед своим конем), перед его силой и мощью. Олег погибнет, так ничего и не поняв, с тем же мировоззрением, в котором ровным счетом ничего не поменяется.
Доказательство тому - его рискованное и трансгрессивное поведение близ останков коня. Олег наступает на череп, что является выражением насмешки над смертью и доминирующей позиции, уверенности в том, что все-то ему подвластно в этом мире, как всегда.
Но не тут-то было. именно в тот момент, когда герой расслабился и подумал, что теперь-то опасность миновала, которой он всю жизнь боялся, вот именно тогда и наступает конец героя. Это кстати тоже часто происходит в мифах.
Как расслабилась Троя и ликовала, впустив подаренного коня (опять конь!), также поверив, что их пророк Лаокоон просто все наврал (опять недоверие пророку!). Гибель Трои произошла в момент, когда их бдительность и осторожность упала до нуля, а самоуверенность восторжествовала (они были уверены, что успех и удача всегда будут им сопутствовать). Так получилось и с вещим Олегом.
В общем, мифология не любит самоуверенных ... И учит чтить богов и их посредников в этом мире (пророков).
Отношение к коню в той же степени отражает самоуверенность Олега, как и отношение его к старцу. Олег трижды предал верного друга, проявил к нему легкомыслие, сердечную бесчувственность и недостаточную любовь: первый раз, предложив старцу любого коня (а значит и своего тоже), второй раз, удалив от себя коня с целью избежать осуществления предсказания, а в третий, наступив на череп умершего коня. Попрать - это и значит опустить свою ногу на что-то святое, а ведь останки друга - это по сути нечто священное. Но Олег не любил проявлять вот такую чувствительность.
а конь - наоборот, символ чутья, интуиции, верности и преданности, всего того, что связано какими-то невидимыми узами с чем-то высшим.
Отстранив коня от себя, из страха перед этой внутренней стихийной силой, силой чувства, Олег лишил себя возможности идти в область неизведанного в своем внутреннем мире, в область повышения своей душевной чувствительности, не захотел меняться и трансформироваться.
Его конь стал для него Троянским конем лишь по причине недоверия Олега по отношению к этим двум существам: к вещему старцу, то есть пророку, символу духовной высшей мудрости, и к своему верному коню как символу живого чувства.