Самая большая художественная новость в настоящее время в Петербурге – передвижная выставка. С какой стороны на нее ни посмотришь, везде она является чем-то особенным и небывалым: и первоначальная мысль, и цель, и дружное усилие самих художников, которым никто извне не задавал тона, и изумительное собрание превосходных произведений, в числе которых блещет несколько звезд первоклассной величины, – все это не слыхано и не видано, все это новизна поразительная.
Так начинает свою статью, посвященную первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок, выдающийся музыкальный и художественный критик Владимир Стасов. И мы не можем не согласиться с его словами. Ведь это действительно было поразительным новшеством – художники объединились, открыто заявили о своей независимости от Академии и, более того, сделали искусство доступным для широкого круга людей.
«Передвижничество» берет свое начало в 1863 году после «Бунта четырнадцати», о котором мы рассказали в одной из наших статей:
Затем последовало создание «Артели петербургских художников», а затем и их объединение с московскими мастерами, что привело к созданию «Товарищества передвижных художественных выставок». В «Товарищество» входило немало известных мастеров: Иван Крамской, Илья Репин, Николай Ге, Иван Шишкин, Алексей Саврасов, Марк Антокольский, Василий Поленов, Григорий Мясоедов и другие.
Нынешний год ознаменовался очень замечательным для русского искусства явлением – некоторые московские и петербургские художники образовали товарищество… Отныне произведения русского искусства, доселе замкнутые в одном Петербурге, в стенах Академии художеств, или погребенные в галереях и музеях частных лиц, делаются доступными для всех... Искусство перестаёт быть секретом, перестаёт отличать званых от незваных, всех призывает и за всеми признаёт право судить о совершённых им подвигах,
– писал в литературном журнале «Отечественные записки» Михаил Салтыков-Щедрин о первой выставке передвижников, которая открылась 29 ноября 1871 года и длилась до 2 января 1872 года в здании Императорской Академии художеств. В ней приняло участие 16 художников и 47 произведений на самые разные жанры и темы.
Художник Федор Васильев, который по причине болезни находился в Крыме, получил такое письмо от Крамского:
Мы открыли выставку… и она имеет успех, по крайней мере, Петербург говорит весь об этом. Это самая крупная городская новость, если верить газетам. Ге царит решительно, затем Перов и даже называют Вашего покорного слугу. Пейзаж Саврасова есть лучший, и он действительно прекрасный, хотя тут же и Боголюбов, и барон Клодт, и Шишкин. Но это всё деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах».
«Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе»
Выставка действительно оказалась успешной, а некоторые работы произвели настоящий фурор. Крамской совершенно справедливо заметил, что согласно газетам «Ге царит решительно». Картина Николая Николаевича «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» произвела впечатление на публику. Исторические полотна Ге имеют глубокие философские и социальные подтексты, и эта работа не стала исключением.
Художник показал не столько исторический эпизод, сколько драматический конфликт отца и сына, в котором отражены вопросы власти, долга и человеческой трагедии. Эта глубина содержания заставляла зрителей задумываться о судьбах личности и государства. Салтыков-Щедрин отозвался о картине следующим образом:
На первом плане мы встречаемся здесь с картиною профессора Ге «Петр Великий, допрашивающий своего сына». Перед нами всего две фигуры и строго-простая обстановка, не имеющая ничего бьющего в глаза… Тем не менее всякий, кто видел эти две простые, вовсе не эффектно поставленные фигуры, должен будет сознаться, что он был свидетелем одной из тех потрясающих драм, которые никогда не изглаживаются из памяти.
«Рыболов» и «Охотники на привале»
Василий Перов представил на выставке такие полотна как «Рыболов», «Охотники на привале» и портреты Тимашевой, Островского, Степанова. В отличие от привычных «обличающих» работ Перова в «Рыболове» и «Охотниках на привале» нет элемента критики. В некоторой степени полотна исполнены юмора.
В «Рыболове» главный герой выглядит немного комично, но это добрая насмешка. Критики довольно высоко оценили картину, отмечая ее жизненность и реалистичность.
«Охотники» также наполнены добрым юмором. Кроме того, полотно отвечает сразу трем жанрам живописи: пейзажу, натюрморту и бытовой сцене. Однако это полотно вызвало разные мнения. Стасов отмечал, что «Охотники» – «высшая из всех картин, до сих пор им написанных». А вот Салтыков-Щедрин сказал, что в полотне нет реалистичности:
Как будто при показывании картины присутствует какой-то актёр, которому роль предписывает говорить в сторону: вот этот лгун, а этот легковерный, приглашающий зрителя не верить лгуну-охотнику и позабавиться над легковерием охотника-новичка.
«Русалки»
Со стороны Крамского на выставке были представлены портреты Васильева, Антокольского и Михаила Клодта, а также совершенно замечательное полотно, написанное по мотивам повести Николая Гоголя «Майская ночь, или утопленница» – «Русалки». Эта мистическая работа не столько представляет сюжет произведения, сколько отражает эмоции, которые испытал художник после прочтения повести. Критики были благосклонны к сказочному полотну Крамского:
Так уж приелись нам все эти серые мужички, неуклюжие деревенские бабы, испитые чиновники... что появление произведения, подобного «Майской ночи» должно произвести на публику самое приятное, освежающее впечатление.
«Грачи прилетели»
Среди пейзажей, как заметил Крамской, действительно выделился потрясающий пейзаж «Грачи прилетели» Саврасова. Почему же Крамской сказал, что в этой картине есть «душа»? Дело в том, Саврасов с удивительной тонкостью сумел передать пробуждение природы и связать простой пейзаж с глубоким чувством жизни и надежды. В обыденной сцене мастер с особой поэтичностью открыл настоящую красоту.
«Погорельцы» и «Порожняки»
Отметим еще одного художника – Иллариона Прянишникова – и два его полотна «Погорельцы» и «Порожняки». Обе работы затрагивают социальные вопросы.
В картине «Погорельцы» Прянишников показывает крестьянскую семью, оставшуюся без крова после пожара, подчеркивая трагизм и безысходность их положения.
В «Порожняках» он, скорее всего, изображает бедного студента, который едет домой, чтобы навестить родителей. «Такие юноши из российской провинции стремились в Петербург и Москву, чтобы получить образование. Они жили впроголодь, закладывая последнюю одежду в уплату за скромную комнату». Как отметил Стасов, эти работы позволили Прянишникову вернуться в художественный строй:
…Прянишников вдруг остановился и даже как будто вовсе сошел со сцены. Долго ничего не выходило от него, ничего, стоящего внимания: прошлогодние «Калеки перехожие» были вещью только что посредственною. Иные начинали побаиваться за будущность и этого талантливого человека, но вдруг – нынешняя выставка, и г. Прянишников является на ней опять с блеском.
Кроме того...
В этой статье мы упомянули лишь некоторые картины, представленные на первой выставке передвижников, чтобы подчеркнуть, насколько насыщенным и значимым было это событие для русского искусства.
Также приглашаем в наш тг-канал поучаствовать в опросе, где мы предлагаем вам представить себя на месте коллекционеров XIX века. И вот в 1871 году открывается первая выставка Товарищества передвижных художественных выставок, которую вы никак не можете пропустить. На ней представлено 47 работ самых разных жанров, и теперь вам нужно выбрать, какое из полотен будет украшать ваш особняк или поместье.