Найти в Дзене

Истории из жизни: Евгения Мельникова. Актриса, которую обожала вся страна, но которую забыли слишком рано

Оглавление

Знаете, друзья, иногда ловишь себя на мысли: а не слишком ли мы помешаны на вечной молодости и сиянии? Нам кажется, что звезда должна греть всегда, а если она угасла – значит, и не звезда вовсе.

Сегодня я хочу поговорить об удивительной судьбе женщины, которая бросила вызов этому правилу. О жизни актрисы, чья слава могла бы затмить многих, но которая сознательно выбрала иной путь. Речь пойдет о Евгении Мельниковой.

Да-да, о той самой, которую мы все помним по десяткам ролей мам и бабушек. Но за этим амплуа скрывается история невероятного взлета, тяжелого решения и философского принятия своей судьбы.

Московская девочка и магия первого кадра

Евгения Константиновна появилась на свет в далеком 1909 году в самом сердце Москвы. Не в богемной семье, а в самой что ни на есть рабочей: отец – слесарь, мать – хранительница домашнего очага в многодетной семье. Казалось бы, какое кино? Но судьба распорядилась иначе. Улицы старой Москвы стали для юной Жени первой съемочной площадкой. Она, зачарованная, наблюдала за волшебным процессом создания немых картин. Это было подобно чуду.

Ее творческий путь начался не в кино, а в театральном кружке «Потешное кольцо», который организовал будущий мэтр Федор Никитин. Но поистине судьбоносным стал момент, когда тринадцатилетняя девочка вышла на сцену в роли Тильтиля в «Синей птице». В зале сидел сам Константин Сергеевич Станиславский. Его одобрение, его похвала стали тем самым благословением, которое определило весь ее дальнейший путь. Сомнений не оставалось – только актерство.

Взлет на крыльях: как Галя Быстрова покорила Союз

Поступление в ГТК (нынешний ВГИК) было закономерным шагом. Мельникова начала со съемок в немом кино, но настоящая слава пришла к ней с эпохой звука. И вот здесь начинается самое интересное. Мы привыкли, что нынешние звезды пользуются услугами дублеров и компьютерной графики. В тридцатые годы все было иначе. Режиссеры искали не просто красивое лицо, а характер, смелость и настоящую сталь в глазах.

Евгения Мельникова в фильме "Изящная жизнь"
Евгения Мельникова в фильме "Изящная жизнь"

В 1935-м на экраны вышли «Лётчики». Чтобы получить роль Галины Быстровой, Женя прошла жесточайший кастинг. Режиссеру нужно было убедиться, что актриса выдержит настоящие полеты без всяких дублеров. Ее посадили в самолет У-2, подняли в небо и… выполнили несколько сложнейших фигур, включая две «мертвые петли». Она даже не поняла, что произошло, пока не приземлилась. Ее хладнокровие и бесстрашие поразили всех. Именно так и рождались настоящие киногерои того времени.

Евгения Мельникова в фильме "Лётчики"
Евгения Мельникова в фильме "Лётчики"

Фильм стал культовым. Тысячи девушек по всей стране, вдохновленные образом смелой и прекрасной Гали, подали заявления в летные училища. Мельникова проснулась знаменитой. Ее узнавали на улицах, она объездила с картиной пол-страны. Это был звездный час, пик, о котором мечтают миллионы.

Вершина: «Цирк» и точка невозврата

Вслед за этим успехом последовало предложение от самого Григория Александрова. Он задумал «Цирк» и видел на роль Раечки, дочери директора цирка, только Мельникову. Что делает современная актриса? Хватается за роль у великого режиссера. Что сделала Мельникова? Она… отказалась. Сославшись на незнание цирковой темы.

Евгения Мельникова в фильме "Цирк"
Евгения Мельникова в фильме "Цирк"

Мне кажется, в этом весь ее характер – глубокая внутренняя честность перед собой и искусством. Александрову пришлось ее уговаривать. И он не прогадал. Тандем Мельниковой и Любови Орловой получился блестящим. После выхода фильма ее популярность стала поистине всенародной. Она сама вспоминала, что поклонников у нее было не меньше, чем у несравненной Орловой.

Казалось, вот он, заслуженный олимп. Дальше – только выше. И тут судьба подбросила ей самый сложный выбор в жизни.

Цена материнства: роль, которую она выбрала вместо славы

Режиссер Константин Юдин написал сценарий «Девушки с характером» специально для нее. Это была роль, которая могла закрепить ее статус первой актрисы страны, затмить все предыдущие работы. Но… Евгения Константиновна забеременела. И она сделала свой выбор. Твердый и бесповоротный. «Сначала ребенок, потом кино», – заявила она всем уговаривавшим ее.

Этот поступок вызывает колоссальное уважение. Она обменяла гарантированную всесоюзную славу на тихое семейное счастье. Роль ушла к Валентине Серовой, которая мгновенно взлетела на кинематографический небосвод.

Мельникова же сознательно сделала шаг в тень. Говорят, она потом сожалела об этом решении. Кто бы не сожалел на ее месте? Это нормально – думать о том, «а что если бы?». Но это и есть проявление силы характера – принять последствия своего выбора и жить дальше.

Второе дыхание: искусство быть незаменимой

Сороковые годы стали для ее карьеры временем затишья. Звездность, как дым, улетучилась. Ее забыли. Но настоящий талант не умирает. В 1954 году она совершила, казалось бы, невозможное – перезагрузила свою карьеру. Она пришла в кино в новом амплуа – мам, тетушек, а затем и бабушек.

Евгения Мельникова в фильме "Дело было в Пенькове"
Евгения Мельникова в фильме "Дело было в Пенькове"

И вот здесь, друзья, открылась ее истинная актерская сущность. Она не играла, она проживала каждую свою героиню. Ее мать в «Аттестате зрелости» была настоящей. Ее эпизод с булавкой в «Отчем доме» – это шедевр на несколько секунд, который запоминается навсегда. Ее квартирная хозяйка в «Судьбе человека» – это взрыв эмоций в крошечном фрагменте ленты.

А кто не помнит ее великолепную мать Матвея в «Деле было в Пенькове»? Говорят, Вячеслав Тихонов, встречая ее потом на «Мосфильме», всегда нежно обнимал и говорил: «Здравствуйте, мама». Разве это не высшая оценка?

Евгения Мельникова в фильме "Бриллиантовая рука"
Евгения Мельникова в фильме "Бриллиантовая рука"

Ее бабушка в «Снежной королеве» – это ода доброте и мудрости. Ее лифтерша в «Бриллиантовой руке» – эталон советской бдительности и показной приветливости. Проводница в «Когда деревья были большими», излучающая такое человеческое тепло и сочувствие к герою Никулина… Каждая роль – штучная работа. В ней не было штампов, она была абсолютно неузнаваема.

Тихая гавань: что важнее славы

Личная жизнь Евгении Константиновны сложилась прекрасно. Она вышла замуж еще студенткой за актера и режиссера Анатолия Голованова и прошла с ним рука об руку всю жизнь. Дочь она назвала Галей – в честь своей звездной героини из «Лётчиков». И это многое говорит о ней: она не бежала от своего прошлого, она приняла его как часть себя. Ее дочь стала преподавателем МГУ, а внук – известным спортивным комментатором. Разве это не настоящее наследие?

Она ушла от нас в 2001 году, оставив после себя не просто фильмографию, а галерею удивительных женских образов. Ее история – это не история о забытой звезде. Это история о глубокой и мудрой женщине, которая поняла, что есть вещи важнее мимолетной славы. Она прошла путь от первой красавицы советского экрана до народной любимицы в амплуа мамы, и на каждом этапе она оставалась настоящей.

Евгения Константиновна Мельникова (1909–2001) похоронена в Москве на Востряковском кладбище, участок 131
Евгения Константиновна Мельникова (1909–2001) похоронена в Москве на Востряковском кладбище, участок 131

Так что давайте зададим себе вопрос: а какую ее роль вспоминаете вы? Ту самую, смелую Галю Быстрову? Очаровательную Раечку? Строгую лифтершу или мудрую бабушку из сказки? В ее судьбе, как в зеркале, отразилась жизнь целой страны – со своими взлетами, трудностями и простыми человеческими радостями.

Могилы знаменитостей: Потеряла глаз, но продолжила работать в «Спокойной ночи, малыши!». Тяжёлая судьба Нины Кондратовой
Обычные люди - необычные истории20 декабря 2024

Если эта история отозвалась в вас, если вы помните и любите творчество этой удивительной актрисы, поставьте, пожалуйста, лайк этой статье.

Подписывайтесь на наш канал, жмите колокольчик, не забывайте нажимать кнопку "поддержать" – мы будем и дальше говорить о тех, кто составил золотой фонд нашего кино, чьи судьбы учат нас главному.