Вы обратили внимание - шиншиллы реже стали попадаться в зоомагазинах? Это связано с тем, что уже больше года действует новый правовой режим для содержания животных в местах, где ими торгуют.
Как правильно содержать шиншиллу в зоомагазине?
1 марта 2024 года вступило в силу Постановление Правительства №934 "Об утверждении требований к содержанию животных в местах, используемых для торговли животными". Именно оттуда мы и знаем, в каких условиях зоомагазин обязан содержать шиншилл:
- Клетка для шиншиллы (витрина, вольер, бокс) - в высоту не менее 60 см, в ширину не менее 50 см, площадь пола не менее 0,8 кв. м. Как рассчитать нужную длину? - Поделить площадь пола на ширину. Например, при ширине 50 см и площади 0,8 кв. м, длина бокса для шиншиллы в зоомагазине должна быть 1,2 м.
- При групповом содержании площадь пола увеличивается не менее чем на 25% за каждое дополнительное животное. Это значит, что для двух шиншилл минимальная площадь места содержания равна 1 кв. м.
- Температурный режим для шиншилл (а также других грызунов и кроликов) указан от 22 до 26°C. Высоковато, но что поделать. Видимо, это связано с тем, что в торговом зале могут содержаться также теплолюбивые животные... Таким образом, в зоомагазине обязательно должен быть термометр непосредственно в зале, где продают шиншилл! (Также должен контролироваться уровень влажности, установленный в диапазоне 35-85%.)
- Рацион должен соответствовать видовым потребностям - это означает, что шиншилле, как травоядному грызуну, обязательно должны давать сено.
- Приспособления (емкости) для воды и еды обязательны. Это значит, на мой взгляд, что не только корм должен быть насыпан в кормушку, но и сено - вставлено в сенницу, а не охапкой лежать на полу.
- Гигиена: необходимо поддерживать чистоту, удаляя загрязнения и продукты жизнедеятельности, мыть и дезинфицировать емкости для еды и воды необходимо не реже 1 раза в день, а само место содержания (клетка, витрина, вольер, бокс) - не реже 1 раза в неделю.
- Ветеринарный контроль: нужно иметь ветеринарный сопроводительный документ или ветеринарный паспорт. При обнаружении у животного признаков заболевания обязательно нужно его изолировать и принять меры в соответствии с рекомендациями ветеринара.
Касаются ли эти требования питомников шиншилл и заводчиков?
Учитывая, что торговля животными определяется в правительственном постановлении как предпринимательская деятельность по продаже живых животных, в том числе с использованием интернета, то, на мой взгляд, все те же требования касаются питомников и заводчиков шиншилл, так как питомник - это место, где шиншиллы непосредственно продаются: можно прийти и купить шиншиллу или совершить покупку по интернету (в этом случае заводчик отправит шиншиллу поездом).
Постановление не упоминает такой вариант содержания, как двухэтажные витрины для шиншилл, поэтому для двухэтажных вариантов, наверно, минимальную площадь пола можно поделить между этажами. Например, при содержании шиншиллы в двухэтажной витрине глубиной 50 см, ее длина не может быть меньше 80 см, а при содержании двух шиншилл - не менее 1 м.
Что важно для обычных владельцев?
Хотя данное постановление Правительства не относится к домашнему содержанию шиншилл, оно задает минимальные ориентиры по уходу за шиншиллами для всех ответственных владельцев: ведь если такие требования предъявляются к местам временного содержания (для продажи), то места постоянного содержания должны быть не хуже!
Например, изготовителем витрин для шиншилл на продажу выставлена двухэтажная витрина размером 80(в)х70(д)х50(г) см. Очевидно, размер витрины недостаточный: если сложить площадь пола обоих этажей, получится 0,7 кв. м - лучше подобрать витрину или клетку попросторнее. Температура в квартире выше 26 градусов? - Такие условия хуже, чем в зоомагазине - ни одна шиншилла этого не заслуживает!..
Что делать, если вы увидели нарушение?
По моему опыту, необходимо обязательно сообщить о нарушении всеми возможными способами, чтобы добиться исправления ситуации зоомагазином:
- Сфотографировать все нарушения, возможно, сделать видеозапись.
- Рассказать сотруднику магазина. Сотрудники могут быть юридически неграмотны и не знать, что имеет место нарушение законодательства. Это дополнительно мотивирует их к исправлению ситуации.
- Оставить запись в книге жалоб и предложений. Сфотографируйте страницу с записью и первый разворот с названием и адресом магазина.
- Позвонить в администрацию или на горячую линию, если это сетевой зоомагазин. Сотрудники обязаны присвоить вашему обращению идентификационный номер и сообщить его вам, чтобы в дальнейшем вы могли узнать о принятых мерах. Обычно все сети имеют телефонный номер для бесплатных звонков, который начинается с кода 800.
- Отправить сообщение через сайт, Телеграм, ВК, на электронную почту. Обычно на сайтах есть форма для отправки обратной связи, а также указаны социальные сети, Телеграм, электронный адрес и т. д. Напишите и скопируйте текст сообщения и отправьте его всеми возможными способами, прикрепив снятые вами фото или видео. Не забудьте прикрепить фотографию книги жалоб и предложений.
- Что сообщить письменно: название и адрес магазина; суть нарушения; сошлитесь на Постановление Правительства №934; упомяните, что оставили запись в жалобной книге; укажите номер, который присвоили вашему обращению на горячей телефонной линии; попросите прислать вам в ответ фото-доказательства после исправления ситуации.
- Сообщить в надзорные органы, если ваше обращение проигнорировали и не исправили ситуацию: территориальное подразделение Россельхознадзора, Роспотребнадзор.
История одной шиншиллы
Вот пример содержания шиншиллы в одном из зоомагазинов, фото сделано 3 сентября 2025 года. По моей оценке, уборка у шиншиллы не проводилась как минимум 4 дня, но ,скорее всего, дольше. Поскольку у шиншиллы не установлен туалетный лоток, то вся площадь пола используется ей как туалет, следовательно, необходима регулярная уборка загрязненного гигиенического наполнителя. Весь пол места содержания покрыт слоем загрязненного наполнителя, количество загрязнений от одного животного свидетельствует о многодневном отсутствии уборки. Фактически отсутствует кормушка: виден верхний край керамической миски, закопанной в слой загрязненного наполнителя. Загрязненный наполнитель равномерно смешан с кормом, что говорит о том, что шиншилла вынуждена питаться в антисанитарных условиях. Вода в миске загрязнена калом и размокшим гигиеническим наполнителем - у шиншиллы отсутствует чистая питьевая вода. Отсутствует кормовое сено, необходимое для обеспечения видовых потребностей в питании. Наблюдаемые в загрязненном наполнителе фрагменты сена являются отходами, непригодными для питания, а также находятся в антисанитарной среде.
Я оставил запись в жалобной книге, позвонил на горячую линию и отправил сообщение в Телеграм. Получил такой ответ:
"В ближайшее время животные будут возвращены заводчику, а клетка отправлена на санитарную обработку, также решаем вопрос с установкой новой более просторной клетки, соответствующей всем нормам содержания данных животных. Как только все мероприятия будут проведены, мы пригласим вас в магазин, для подтверждения факта устранения всех несоответствий".
Пока что меня туда не приглашали, но через пару дней буду в тех местах и планирую проверить, что происходит.
Возможно, вам будет интересно:
Поддержать проект "В мире шиншилл":
Лучшее на канале:
Все ресурсы проекта "В мире шиншилл": Список статей в Дзен | Подборки в Дзен | Дзен Премиум | На Litres.ru | Boosty | Вконтакте | Телеграм | Rutube