Найти в Дзене
Тамбовская провинция

ХОЗЯИН МАХОРОЧНОЙ ФАБРИКИ

Наш городок издавна считался купеческим, и не зря. В прошлом жизнь Моршанска во многом определяли именно купцы, торговавшие самым ходовым товаром - хлебом, другим провиантом, галантереей и железно-скобяными изделиями. Они давали работу небогатым горожанам, жертвовали храмам, учебным заведениям, решали, что и где строить. Принадлежавшие им когда-то здания даже сейчас можно считать «градообразующими», потому что именно они до сих пор определяют внешний вид Моршанска, особенно в его центре. Это дома купцов Поповых, Платицыных, Белоусовых… Тем, которые названы крайними, принадлежали не только большие прекрасные особняки, но и фабрика, – в прошлом махорочная, в советское время - табачная, а в настоящее время не работающая, медленно разрушающая, с завернутыми от сильного ветра листами железа на крыше, но считающаяся «законсервированной» в ожидании новых хозяев. В царское время был у Белоусовых среди прочих предприятий и пивомедовареный заводик – этот уцелел, выстоял в перестройку и благоп
Бывшая Моршанская табачная фабрика.
Бывшая Моршанская табачная фабрика.

Наш городок издавна считался купеческим, и не зря. В прошлом жизнь Моршанска во многом определяли именно купцы, торговавшие самым ходовым товаром - хлебом, другим провиантом, галантереей и железно-скобяными изделиями. Они давали работу небогатым горожанам, жертвовали храмам, учебным заведениям, решали, что и где строить. Принадлежавшие им когда-то здания даже сейчас можно считать «градообразующими», потому что именно они до сих пор определяют внешний вид Моршанска, особенно в его центре. Это дома купцов Поповых, Платицыных, Белоусовых… Тем, которые названы крайними, принадлежали не только большие прекрасные особняки, но и фабрика, – в прошлом махорочная, в советское время - табачная, а в настоящее время не работающая, медленно разрушающая, с завернутыми от сильного ветра листами железа на крыше, но считающаяся «законсервированной» в ожидании новых хозяев. В царское время был у Белоусовых среди прочих предприятий и пивомедовареный заводик – этот уцелел, выстоял в перестройку и благополучно продолжает снабжать потребителей пенным напитком.

Рассказ о родоначальнике купеческой династии Григории Васильевиче Белоусове начну с его любимого детища – махорочной фабрики. Вернее, коротко расскажу о том периоде работы предприятия, который связан с именем Григория Васильевича.

Моршанские купцы Г.В.Белоусов и Н.А.Дмитриев открыли в городе табачно-махорочную фабрику в 1882 году. В состав ее входили два цеха: первый – для производства продукции из махорки, второй - из табака. Цехи имели выходы на улицу Почтовая (им.Пушкина) – махорочный, и на улицу Тамбовская (Интернациональная) - табачный. По данным старшего фабричного инспектора Тамбовской губернии А.Голубинского, в 1910 году в первом цехе работало 350 человек (290 женщин и 60 мужчин), во втором – 100 человек (80 женщин, 10 мужчин и 10 подростков).

Купец Григорий Васильевич Белоусов. Фото из открытого источника.
Купец Григорий Васильевич Белоусов. Фото из открытого источника.

Рабочий день на фабрике тогда длился 12 часов, и трудиться приходилось в нелегких условиях - из-за отсутствия приточно-вытяжной вентиляции было тяжело дышать, табачная пыль оседала на лицах рабочих. Многие увольнялись с фабрики по причине ухудшающегося здоровья. Но многие и нанимались. За 12-часовой рабочий день набойщицы получали 34 копейки, машинисты – 72 копейки, старшие рабочие – 82 копейки. И за каждую провинность (даже незначительную!) с рабочих взимались штрафы.

Григорий Васильевич Белоусов находился с Николаем Алексеевичем Дмитриевым в близком родстве – был женат на одной из его дочерей и получил в приданое крупную долю уставного капитала. Будучи компаньонами, купцы доверяли друг другу, потому и шли их дела на лад. Н.А.Дмитриев в возрасте 78 лет умер 20 сентября 1906 года.

Несмотря на сложные условия труда рабочих, фабрика в дореволюционные годы росла и развивалась. Для того, чтобы производство приносило прибыль, немало потрудились и его владельцы. Коммерческий талант у них был, пожалуй, в крови. О купце 1-й гильдии, щедром моршанском меценате и благотворителе Григории Васильевиче Белоусове известно, что происходил он из крепостных крестьян, что уже в детстве удивлял родню своей коммерческой жилкой: торговал на базаре спичками… То есть, покупал целый коробок и продавал спички поштучно. Природная смекалка да недюжинные способности к торговому делу и помогли сметливому мужичку купить себе у помещика вольную грамоту.

Ну, а потом Григорий Васильевич широко развернулся как предприниматель, и все богател и богател… Купец первой гильдии – этот статус Белоусова говорит о большом накопленном им капитале ( по Указу императрицы Екатерины Второй в первую гильдию разрешалось записываться тем купцам, кто имел капитал от 10 000 до 50 000 полновесных царских рублей)!

Кроме махорочной фабрики, в собственности Г.В.Белоусова значился и пивомедоваренный завод, на котором варили отменное пиво и потом с большой выгодой для купца продавали. Он владел также стекольным заводом и лесопилкой. То есть, из крепостного вырос Григорий Васильевич до купца-фабриканта. Обзавелся он и капитальной постройкой (то ли мельница, то ли завод) на Театральной улице (современная Пролетарская), но по-хозяйски с ней не успел развернуться, революция помешала. А здание это стоит до сих пор и используется, как придется.

Цех на бывшей Тамбовской улице (ныне ул. Интернациональная), где занимались производством изделий из табака. Фото из открытого источника.
Цех на бывшей Тамбовской улице (ныне ул. Интернациональная), где занимались производством изделий из табака. Фото из открытого источника.

В большом купеческом семействе Белоусовых воспитывались шестеро детей, трое сыновей – Иван, Василий, Михаил, и трое дочерей – Елена, Анастасия и … (ее имя мне неизвестно). К 1914 году дети уже выросли и жили отдельно от родителей. Сыновья работали вместе с отцом, самостоятельно дел не вели, хотя в принципе были способными коммерсантами.

В городе Моршанск Белоусовым принадлежало, как минимум, три жилых дома. В одном из них, самом красивом, на Тамбовской улице (Интернациональной) , в советское время находился горком партии, затем размещалась художественная школа; в другом, на улице Почтовой (им.Пушкина), нынче работает кожно-венерологический диспансер. И в том особняке, и в другом чудом сохранились оригинальные детали интерьера 19-го века. Третий дом отстроили на берегу реки, рядом с больницей. Там проживал сын Григория Васильевича, страдавший легочным заболеванием.

Когда случилась революция 1917 года, Григорий Васильевич пытался найти с большевиками общий язык, подладиться под новый режим. Ареста ему удалось избежать, новая власть Григория Васильевича и его семью не тронула.

И он вместе с родными уехал в Ессентуки, на Северный Кавказ, где у Белоусовых имелся большой дом, или дача, для отдыха и оздоровления с немалым участком земли. Но, видимо, жить вдали от родного города, от фабрики, в которую было вложено столько средств и сил, Григорий Васильевич долго не смог, к тому же наверняка дачу тоже национализировали… Старики Белоусовы вернулись в Моршанск. А дети разъехались. Младшая дочка с внучкой Ниночкой, дедушкиной любимицей, – во Францию, трое сыновей – в Москву, их и двух старших замужних дочерей революционные события никак не коснулись.

Окрестности Ессентуков, где у семьи Белоусовых имелась дача. Фото из открытого источника.
Окрестности Ессентуков, где у семьи Белоусовых имелась дача. Фото из открытого источника.

А Григорий Васильевич, один из богатейших купцов Моршанска, в свое время щедро жертвовавший на тюремный храм во имя иконы «Всех скорбящих радость», на Свято-Троицкий собор; в праздничные дни непременно навещавший с подарками арестантов в городском остроге, выделявший деньги на городское благоустройство, остался без средств к существованию. Все его предприятия и особняки большевики национализировали. По одной версии, после всех этих событий Григорий Васильевич с женой доживали свой век в доме его родной сестры (за рекой); по другой, стариков Белоусовых взял к себе на житье их бывший сторож. Будучи в преклонном возрасте, Григорий Васильевич так и не смог оправиться от всех потрясений, которые принесла его семье революция. Умер Г.В.Белоусов в начале 20-х годов прошлого столетия, место его захоронения сегодня неизвестно.

НАСЛЕДНИКИ
Не все о судьбах наследников Г.В.Белоусова мне известно, но о ком знаю, расскажу и читателям книги. Старший сын Григория Васильевича Иван Григорьевич Белоусов умер в Москве от болезни и истощения в 1942 году. Его сын Владимир в детстве учился в Моршанском реальном училище, затем, уже в советское время, – в средней школе, служил в Красной Армии. В сентябре 1941 года он добровольцем ушел на фронт, в действующую армию. Воевал в кавалерии, дошел до Берлина, был дважды ранен. За мужество и отвагу награжден орденом Красного Знамени, многими медалями. В военные годы Владимир Иванович окончил краткосрочные курсы в академии им.М.В.Фрунзе, в 1945 году демобилизовался из армии в звании капитана.

Сын Владимира Ивановича Игорь Владимирович, правнук Григория Васильевича, родился в 1932 году, окончил Московский авиационный институт. Вся его трудовая жизнь была связана с научно-исследовательским институтом автоматики и приборостроения. И.В.Белоусов прошел путь от начальника лаборатории до заместителя генерального конструктора. Лично принимал участие в разработке систем управления разными типами ракет. Игорь Владимирович присутствовал при запуске в космос первого космонавта Земли Ю.А.Гагарина. На счету И.В.Белоусова - 50 авторских свидетельств на изобретения, которые были внедрены в производство. Ему присвоены звания «Лучший изобретатель Москвы» и «Лучший рационализатор Москвы». Игорь Владимирович награжден орденом «Знак почета», двумя орденами Трудового Красного Знамени.

Орден Красного Знамени, которым был награжден внук Григория Васильевича  Белоусова кадровый военный Владимир Иванович  Белоусов. Фото из открытого источника.
Орден Красного Знамени, которым был награжден внук Григория Васильевича Белоусова кадровый военный Владимир Иванович Белоусов. Фото из открытого источника.

Инна Михайловна Белоусова – внучка Григория Васильевича и дочка Михаила Григорьевича – была врачом-хирургом, кандидатом медицинских наук, участницей Великой Отечественной войны. Победу она встретила в Берлине, в звании капитана медицинской службы. Еще одна внучка Григория Васильевича Белоусова, Нина, эмигрировала с родителями во Францию, была ректором французской Рахманиновской консерватории…

Достойные люди! Думаю, Григорий Васильевич Белоусов был бы доволен своими наследниками.

ПО ЗАВЕДЕННОМУ ПОРЯДКУ

В середине 90-х годов прошлого столетия к нам, в редакцию газеты «Согласие», обратилась ветеран труда М.Боткина. Для тематической полосы «Вестник краеведа» она передала мне воспоминания своей мамы, которая служила в семействе Белоусовых горничной. Часть этих записей и предлагается вниманию читателей:

«Хозяина своего мама видела редко. Он всегда был занят делами, часто куда-то ездил. Подолгу беседовал с другими купцами в своем кабинете. Был добр, но требователен. Ежедневно вставал в 4 утра. Фабрику свою знал, как пять пальцев. С утра пробегал по цехам, все осматривал.

В доме царил раз и навсегда заведенный порядок. В 7 часов утра на столе уже кипел самовар, начиналось чаепитие. По воскресным дням семья на своих рысаках чинно выезжала в церковь.

Прислуги было много. В доме работал хороший повар, которым господа очень дорожили. Матери за месяц работы платили три рубля, не считая питания, одежды и расходов на мелкие нужды. Обязательно к каждому празднику дарили подарок – отрез на кофту, головной платок, шаль с махрами.

По праздникам барыня приказывала выносить к воротам господского дома мешок, а иногда два, кренделей и раздавать всем, кто пройдет мимо. Бывало, что бедных кормили обедом».

ПРО КУЧЕРА ПЕТРУХУ

А проживавшая на улице Пушкина В.Аржевская однажды рассказала мне историю родителей своего мужа, тесно связанную с семейством Г.В.Белоусова.

В конце 19-го столетия в Моршанске искали приют беженцы из Польши. Тогда и потерялся от родителей 7-летний мальчонка Петр Аржевский (это и был будущий отец мужа моей давней собеседницы). Григорий Васильевич пожалел сироту, взял на воспитание, приказав прислуге заботиться о мальчике.

Наверное, вот так же возил своего барина и кучер Петруха. Фото из открытого источника.
Наверное, вот так же возил своего барина и кучер Петруха. Фото из открытого источника.

На улице Почтовой, напротив махорочной фабрики, было подсобное хозяйство Г.В.Белоусова. По рассказам свекрови В.Аржевской Натальи, в конце длинного двора размещались конюшня, хлев. Были там лошади, коровы, свиньи, птица. Там же жили и работники, за скотиной ухаживающие. Жил там и Петруха (как его называл сам Григорий Васильевич), которому хозяин наказал, чтобы он чистоту соблюдал, каждый день двор подметал. А когда повзрослел, стал Петруха у Белоусова кучером.

На фабрике Петр познакомился с будущей женой Натальей, которая была намного его моложе. Работала она, как и все на фабрике, по 12 часов в сутки в набивном цехе. Однажды молодые, озорные девчата решили облить хозяина водой из ведра на народный праздник ярилки.

Купец каждое утро обходил фабрику. Девушки все рассчитали, и вот, когда он проходил мимо, самая бойкая опрокинула на него ведро воды, а потом спряталась за спины подруг. Григорий Васильевич остановился, обернулся, вода с него ручьями стекала… Девчата замерли – что же будет?! А хозяин постоял-постоял, вспомнил, какой сегодня праздник, и ушел, ничего никому не сказав.

…Белоусов, женив Петруху на Наталье, подарил им квартиру с большой комнатой и кухней. Он никогда не оставлял их без своего внимания и заботы и в дальнейшем. Говорил, бывало, накануне какого-нибудь праздника: «Ну-ка, Петруха, скажи Наталье, чтобы пришла». Наталья приходила, и они вместе с Григорием Васильевичем спускались в погреб. Чего там только ни было! В кадушках стояли масло, сливки, творог, сметана, молоко. На полках лежала мануфактура, одежда, обувь. Белоусов Наталье и ситца отрезал, и одежду дарил, и муку давал с крупами и разные сладости.

И вот грянул 1917 год. Наталья, свекровь В.Аржевской, сама видела, как Г.В.Белоусов при большом стечении народа открыл железные ворота фабрики и громко воскликнул: «Да здравствует революция! Да здравствует 8-часовой рабочий день!» и захлопал в ладоши. Все ждали, что его со дня на день арестуют, но большевики хозяина фабрики не тронули… У Белоусова за рекой жила сестра, так вот, со слов моей собеседницы, к ней он с женой и перебрался на жительство, у нее же и умер…

Этот особняк на центральной улице Моршанска также принадлежал семье Г.В.Белоусова.
Этот особняк на центральной улице Моршанска также принадлежал семье Г.В.Белоусова.

И еще. В.Аржевская рассказала и о том, как сразу после окончания Великой Отечественной войны ее свекровь Наталья увидела на улице двух женщин, которые показались ей знакомыми. Они остановились около нынешнего кожно-венерологического диспансера, здание которого когда-то тоже принадлежало семейству Белоусовых, зашли во двор, походили там, потом вышли и долго стояли и глядели на табачную фабрику. Женщины Наталью не узнали, а вот она их разглядела хорошо. По словам свекрови В.Аржевской, то были дочери Григория Васильевича Белоусова. Видимо, приезжали поглядеть на родные места, отца вспомнить, прошлую жизнь.

По словам моей собеседницы, свекровь ее Белоусовых уважала. Прожила она большую жизнь и умерла в 1979 году. Петруха, любимый кучер Григория Васильевича, умер раньше, в 1934 году, на следующий год после смерти хозяина. Да-да, со слов своей свекрови, В.Аржевская утверждала, что Григорий Васильевич Белоусов умер в 1933 году. Вот и еще одна версия даты смерти купца первой гильдии, мецената, благотворителя и уважаемого всеми человека. Кстати, моршанские старожилы рассказывали, как после национализации своих предприятий и особняков, чтобы заработать денег, Григорий Васильевич вновь торговал на рынке спичками – поштучно. Вот такие трагические зигзаги делает порой жизнь.

СТАВИМ ЛАЙКИ И НЕ ЗАБЫВАЕМ ПОДПИСЫВАТЬСЯ НА КАНАЛ!