Всем привет!
Есть произведения искусства, которые изумляют. Другие затягивают в раздумья и в поиски смысловых слоев, тайной символики. Некоторые картины овеяны тайнами и мистическими загадками, а другие удивляют непомерной ценой.
Вот лишь некоторые примеры таких работ.
Поль Гоген "Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?»
Эта картина Поля Гогена, созданная в 1897–1898 годах, представляет собой масштабный триптих, то есть разделена на три части.
По указанию самого Гогена картину следует читать справа налево — три основные группы фигур иллюстрируют вопросы, поставленные в названии.
Три женщины с ребенком представляют начало жизни; средняя группа символизирует ежедневное существование зрелости; в заключительной группе, по замыслу художника, «старая женщина, приближающаяся к смерти, кажется примирившейся и предавшейся своим размышлениям», у ее ног «странная белая птица... представляет бесполезность слов».
Над фигурами протянуты экзотические деревья. На заднем плане — идол, который символизирует духовный мир и религиозные верования.
Название картины отражает интерес Гогена к исследованию фундаментальных вопросов человеческого опыта, таких как происхождение жизни, природа человечества и окончательная судьба человеческого существования.
Глубоко философская картина Поля Гогена была написана им на Таити, куда тот сбежал от Парижа. По завершении работы он хотел даже покончить жизнь самоубийством: «Я верю, что это полотно превосходит все мои предыдущие и что я никогда не создам что-то лучше или даже похожее». Он прожил еще пять лет, так и получилось.
Сейчас картина находится в Музее изящных искусств в Бостоне, Массачусетс.
Иероним Босх "Извлечение камня глупости"
Иероним Босх, нидерландский художник конца XV - начала XVI века, известен своими причудливыми и загадочными картинами. Его работы, полные символизма, аллегорий и фантастических существ, до сих пор будоражат воображение зрителей и вызывают множество вопросов. Несмотря на то, что прошло более пятисот лет с момента создания его работ, они не теряют своей актуальности.
"Извлечение камня глупости"
Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника.
На полотне посреди унылого, однообразного пейзажа разместились четыре человека. Рядом со столиком в кресле сидит седовласый простак, над которым стоит врач-шарлатан с воронкой на голове и проводит операцию по удалению «камня глупости». За операцией наблюдают монах и монахиня.
Во времена Босха существовало поверье: сумасшедшего можно исцелить, если извлечь из его головы камни глупости. Шарлатанство по Босху — неотъемлемый, обязательный спутник человеческой глупости. Образы шарлатанов у него встречаются весьма часто, особенно в раннем творчестве.
Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте». Сюжет удаления "камня глупости" прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII века.
В настоящее время картина хранится в музее Прадо (Мадрид).
Эдвард Мунк "Крик"
Норвежский художник Эдвард Мунк стал одним из первых представителей экспрессионизма, который делает центром сюжета чувства художника.
К характерным особенностям стиля художника относятся:
- Искажённые формы — лица и тела часто деформированы, что усиливает ощущение внутреннего напряжения и нестабильности.
- Тёмные, приглушённые тона: мрачные оттенки синего, зелёного, серого и чёрного. Часто встречаются яркие акценты, например, красный цвет, символизирующий страсть и боль.
- Динамика линий и мазков — линии не статичны, они текут, изгибаются, создаётся ощущение движения.
- Эксперименты — Мунк пробовал разные материалы, смешивал техники, искал новые фактуры. Символика картин Мунка это:
- Повторяющийся мотив — моста — переход из одного состояния в другое: от жизни к смерти, от стабильности к безумию, от одиночества к попытке сближения.
- Кровавое небо — появляется в «Крике» и «Тревоге», окрашивая пейзаж в тревожные красно-оранжевые тона. Мунк сам писал, что однажды увидел небо такого цвета во время заката и почувствовал, будто всё живое закричало.
- Одинокие фигуры — почти во всех ключевых картинах Мунка люди изображены в одиночестве — даже если они не физически одни.
"Крик"
Это полотно считается знаковым событием экспрессионизма и одной из самых известных картин в мире.
На картине изображена кричащая в отчаянии человеческая фигура на фоне кроваво-красного неба и крайне обобщённого пейзажного фона.
Существуют две трактовки изображенного: это сам герой охвачен ужасом и безмолвно кричит, прижимая руки к ушам.
Или же герой закрывает уши от звучащего вокруг крика мира и природы.
Мунк написал четыре варианта «Крика», и есть версия, что картина эта — плод маниакально-депрессивного психоза, от которого страдал художник.
Сам Мунк не раз говорил, что всю жизнь его преследовало безумие как следствие тяжелых травм, пережитых в детстве. Лн потерял мать и сестру, рос в доме, где витала болезнь.
По словам самого автора, на полотне изображена реальная ситуация. Однажды вечером художник прогуливался со своими друзьями вдоль моста, как вдруг легкий и непринужденный свет заходящего солнца сменился ярко-красным, небо было слово окровавлено.
Трудно представить, какое впечатления это произвело на Мунка. Он рассказывал о том, что его охватило резкое чувство тревоги, и вокруг раздался оглушительный «крик природы».
Картина находится в Национальной галерее, в Осло.
До сих пор не утихают истории о том, как очень впечатлительные люди, увидевшие картину в музее, теряли сознание, начинали страдать от расстройств нервной системы или резко становились очень жестокими по отношению к окружающим. Многие называют полотно проклятым.
Однажды работник музея переносил картину и случайно уронил ее. Говорят, что после этого у сотрудника начались необъяснимые проблемы со здоровьем и вскоре он покончил жизнь самоубийством.
Известно и о других случаях, когда людей, которые прикасались к картине, настигала скорая смерть.
Трудно утверждать, что «Крик» Мунка на самом деле имеет особое воздействие на психику человека. Но ее сюжет может оставить необыкновенный осадок.
Рене Франсуа Гислен Магритт
"Влюбленные" ("Любовники")
Рене Франсуа Гислен Магритт - бельгийский художник-сюрреалист.
К особенностям его творчества можно отнести: сочетание визуальных парадоксов и поэтическую образность, превращение знакомых образов в элементы загадки;
тему двойственности, обмана зрения и философские вопросы идентичности;
использование текста. Художник часто включал в свои картины письменные слова или фразы, бросая вызов взаимосвязи между изображением и языком.
К известным работам Магритта относятся: «Вероломство образов» (1929), «Сын человеческий» (1964), «Влюблённые» (1928).
Картина «Влюбленные» («Любовники») существует в двух вариантах. На одном полотне мужчина и женщина, чьи головы укутаны белой тканью, целуются, а на другом — «смотрят» на зрителя. Картина удивляет и завораживает.
Двумя фигурами без лиц Магритт передал идею о слепоте любви. О слепоте во всех смыслах: влюбленные никого не видят, не видим их истинных лиц и мы, а кроме того, влюбленные — загадка даже друг для друга. Но при этой кажущейся понятности, мы все равно продолжаем смотреть на магриттовских влюбленных и думать о них.
Едва ли не все картины Магритта — это ребусы, которые полностью разгадать невозможно, так как они ставят вопросы о самой сути бытия. Магритт все время говорит об обманчивости видимого, о его скрытой таинственности, которую мы обычно не замечаем.
Джексон Поллок «№ 5, 1948»
Странность этой картины в том, что полотно американского лидера абстрактного экспрессионизма, которое он нарисовал, разливая краску по разложенному на полу куску фибролита, — одна из самых дорогих картин в мире.
В 2006 году на аукционе Sotheby’s за нее заплатили 140 миллионов долларов. Дэвид Гиффен, кинопродюсер и коллекционер, продал ее мексиканскому финансисту Дэвиду Мартинесу.
Сам художник признавался: «Я продолжаю отходить от обычных инструментов художника, таких как мольберт, палитра и кисти. Я предпочитаю палочки, совки, ножи и льющуюся краску или смесь краски с песком, битым стеклом или чем-то еще. Когда я внутри живописи, я не осознаю, что я делаю. Понимание приходит позже. У меня нет страха перед изменениями или разрушением образа, поскольку картина живет своей собственной жизнью. Я просто помогаю ей выйти наружу. Но, если я теряю контакт с картиной, получается грязь и беспорядок. Если же нет, то это чистая гармония, легкость того, как ты берешь и отдаешь».
Густав Климт "Три возраста женщины"
Эта работа австрийского художника одновременно передает ощущение и радости, и печали. В ней тремя фигурами написана история жизни женщины: беззаботность, умиротворение и отчаяние.
Молодой женский образ органично вплетен в орнамент жизни, образ старой женщины выделяется из него. Контраст между стилизованным изображением молодой женщины и натуралистическим образом старухи приобретает символический смысл: первая фаза жизни несет с собой бесконечные возможности и метаморфозы, последняя — постоянство и конфликт с реальностью.
Полотно не отпускает, забирается в душу и заставляет думать о глубине послания художника, равно как и о глубине и неизбежности жизни.
Жоан Миро "Мужчина и женщина перед кучей экскрементов"
Эта картина маслом по меди, написана в 1935 году каталонским (испанским) художником Жоаном Миро-и-Ферра.
Сейчас находится в коллекции Фонда Жоана Миро.
Кто бы мог подумать, что несмотря на название, эта работа говорит нам об ужасах гражданских войн.
Картина была сделана на листе меди за неделю между 15 и 22 октября 1935 года. По словам Миро, это результат попытки изобразить трагедию Гражданской войны в Испании, картина о периоде беспокойства. На полотне изображены фигуры мужчины и женщины, тянущиеся друг к другу в объятия, но при этом не движущиеся. Увеличенные половые органы и зловещие цвета были описаны автором как «полные отвращения и гадливой сексуальности».
Это лишь малая часть странных и необычных работ, созданных разными художниками в разное время. Какие бы эмоции они не вызывали, вряд ли кого они оставят равнодушным.