Найти в Дзене

«Сальвадор Дали» Робера и Николя Дешарнов: большой альбом, который хочется листать и пересматривать

Оглавление
Дешарн Робер, Дешарн Никола. Сальвадор Дали. Альбом
Дешарн Робер, Дешарн Никола. Сальвадор Дали. Альбом

Дешарн Робер, Дешарн Никола. Сальвадор Дали. Альбом

Можно ли в полной мере осознать сущность гения? Или единственное, что нам остается — довериться его художественному видению и дать ему право трансформировать наше понимание окружающего мира? Издание Робера и Николы Дешарн, посвященное Сальвадору Дали, приглашает читателя взглянуть на этого мастера не через призму его чудаковатых выходок, а как на глубокого мыслителя, разработавшего уникальную концепцию творческого процесса. Перед нами попытка расшифровать загадку личности, которая стала воплощением сюрреалистического искусства.

Художник как культурное явление

Феномен Сальвадора Дали держится на противоречии. Перед нами — живописец, подаривший миру знаковые изображения плавящихся циферблатов и мистических слонов на паучьих конечностях. Одновременно это человек-представление, превративший свое существование в театральное действо, где грань между действительностью и игрой полностью стерлась.

Книга, изданная «Белым городом» в 2004-м, собрала около 400 иллюстраций с детальным жизнеописанием. Автор — Робер Дешарн (1926-2014) — выступал не только как эксперт по искусству, но и как личный помощник, фотограф художника. Многолетняя близость с Дали позволила Дешарну составить портрет, построенный на прямых наблюдениях, а Никола дополнил личные свидетельства научным разбором, выстроив полную картину творческого развития мастера.

Суперобложка английского издания книги "Тайная жизнь Сальвадора Дали". 1942
Суперобложка английского издания книги "Тайная жизнь Сальвадора Дали". 1942

Параноидально-критический подход как основа творчества

«Естественный способ нерационального постижения, базирующийся на планомерной и критической объективации ассоциативных связей и переосмыслении сновидческих явлений» — подобными словами Дали характеризовал свою параноидально-критическую методику. За этой псевдонаучной формулировкой кроется переворот в подходе к творчеству.

Параноидально-критическая система представляла собой путь высвобождения бессознательных образов посредством управляемого безумия. Дали утверждал: различие между ним и психически больным человеком состоит в сохранении способности к анализу во время параноидального состояния. Это давало возможность проникать в глубины человеческой психики, не утрачивая контакта с реальностью.

Методика охватывала все аспекты бытия — от политических взглядов до семейных отношений. Единственное исключение составляла Гала — его муза и супруга, которую живописец воспринимал как часть себя. Фрейдизм помогал Дали обнаруживать скрытые психические состояния, философия Ницше — разрушать традиционные устои.

В издании Дешарнов тщательно анализируется развитие данной методики: от первоначальных опытов с автоматическим письмом до зрелых работ, где всякая деталь несет символическое значение. Авторы демонстрируют, как Дали преобразовал теоретические концепции в узнаваемую визуальную систему сюрреализма.

Дали пишет портрет Лоуренса Оливье в костюме Ричарда III. 1955
Дали пишет портрет Лоуренса Оливье в костюме Ричарда III. 1955

Гала: российская вдохновительница великого каталонца

Любовная история Сальвадора Дали и Елены Дьяконовой (Галы) — основа для понимания художественного наследия мастера. Когда в 1929-м 25-летний Дали познакомился с 35-летней замужней русской эмигранткой, это кардинально изменило его судьбу.

Елена Дьяконова появилась на свет в Казани в 1894 году. Переехав в Москву, она обучалась в элитной гимназии, где получила прозвище «Гала» — «торжество». Имя точно передавало ее натуру: жизнелюбивая, острого ума, с сильным характером, она умела воодушевлять людей вокруг себя.

Знакомство с Дали случилось в драматической обстановке. Художник, уже очарованный фотоснимками Галы, которые показывал ее супруг — поэт Поль Элюар, пришел на встречу, надушившись смесью козьего помета, побрив и покрасив подмышки в синий цвет. Гала окинула его взглядом и произнесла: «Мальчик мой, иди приведи себя в порядок. Я тебя никогда не оставлю».

Эти слова определили характер их союза. Гала превратилась для Дали в мать, жену, музу и управляющую. Она взяла на себя функцию защитника, дав художнику возможность полностью погрузиться в творчество. «Я обожаю Галу сильнее матери, сильнее отца, сильнее Пикассо и даже сильнее богатства», — записывал Дали в «Дневнике одного гения».

В альбоме Дешарнов детально прослеживается воздействие Галы. Только ее (и сестру Ану Марию в ранних произведениях) Дали писал реалистично. Гала представляла собой точку устойчивости в мире, где реальность непрерывно подвергалась сомнению.

Гала. 1927 Дали. 1929
Гала. 1927 Дали. 1929

Сюрреализм как переворот в сознании

Сюрреализм, к которому Дали примкнул в конце 1920-х, являлся не просто художественным течением, а комплексной философией. Идеолог направления Андре Бретон в «Манифесте сюрреализма» 1924 года сформулировал принципы нового искусства, основанного на раскрепощении подсознательного.

Для сюрреалистов искусство должно было превратиться в инструмент изучения тайных глубин психики. Два основных метода — автоматическое письмо и фиксация сновидений — призваны были миновать контроль разума.

Дали привнес в сюрреализм особый вклад. В отличие от других участников движения, он не отбрасывал академические приемы живописи. Его образы, несмотря на фантастичность, отличались документальной точностью выполнения. Эта черта делала полотна еще более впечатляющими.

«Отличие сюрреалистов от меня в том, что я — сюрреалист», — часто говорил художник. Эта фраза не была хвастовством. Дали развил принципы сюрреализма до логического предела, превратив собственную жизнь в художественное произведение.

Альбом Дешарнов демонстрирует эволюцию взаимоотношений Дали с сюрреалистическим движением — от энтузиастического вступления до столкновения с Бретоном и полного разрыва. Художник оказался чересчур самостоятельным для догматических требований группы.

Научные опыты и художественные находки

Любопытная грань творчества Дали, раскрытая в альбоме, — его увлечение научными исследованиями. Художник не ограничивался использованием открытий как источника вдохновения, а активно экспериментировал с новейшими технологиями и способами восприятия.

Особое значение имели исследования в сфере оптики и стереоскопических изображений. Дали создавал произведения, рассчитанные на подобное восприятие, работал с голографией. Эти опыты служили способом расширения возможностей восприятия.

Работа над стереоскопическими изображениями привела к созданию произведений, где классическая живопись соединялась с современными технологиями. Он осознавал, что искусство грядущего не может ограничиваться привычными способами выражения.

Интерес к науке отражался и в тематике полотен. Открытие строения ДНК, теория относительности, квантовая механика — все это получало отражение в его работах. Художник серьезно изучал научную литературу и советовался со специалистами, стремясь постичь суть новейших открытий.

В альбоме Дешарнов исследуется воздействие научных идей на художественную практику Дали. Авторы показывают, как абстрактные научные концепции трансформировались в конкретные живописные образы.

Мастер поп-арта и оп-арта

К началу 1960-х творчество Дали переживает новую трансформацию. Художник, чутко улавливавший перемены в культурной атмосфере, обратился к формирующимся направлениям поп-арта и оп-арта.

В поп-арте Дали привлекала работа с символами массовой культуры, применение узнаваемых знаков. Он создавал работы, где классические сюжеты сочетались с современными мотивами.

Оп-арт открывал новые возможности для опытов с восприятием. Дали создавал полотна, основанные на оптических иллюзиях, игре света и тени. Эти работы требовали от зрителя активного участия — картина «оживала» лишь при определенных условиях.

Альбом Дешарнов рассматривает этот период. Авторы показывают, как 60-летний мастер, уже сформировавший свой стиль, продолжал экспериментировать и осваивать новые сферы искусства.

Религиозный период: обращение к истокам

1940-50-е годы отмечены поворотом к религиозной тематике. Многие критики расценивали это как конформизм и приспособление к обстановке во франкистской Испании. Однако более тщательный анализ демонстрирует, что религиозные мотивы в творчестве художника имели глубокие основания.

Дали не ограничивался иллюстрированием евангельских сюжетов — он подвергал их сюрреалистической интерпретации. Его «Тайная вечеря» и «Христос Святого Иоанна Креста» — это не традиционная религиозная живопись, а попытка переосмысления христианских образов с позиций современного человека.

Художник писал о своем обращении к религии: «После взрыва атомной бомбы 6 августа 1945 года я ощутил космический трепет. С тех пор атом стал главным предметом моих размышлений». Религиозная тематика превратилась для него в способ осмысления новой исторической реальности и поиска духовной опоры в эпоху научных открытий.

В альбоме Дешарнов религиозный период рассматривается не как отход от сюрреалистических принципов, а как их развитие в новых условиях. Авторы демонстрируют связь между ранними и поздними работами мастера.

Дворик в Порт-Лигате. 1968
Дворик в Порт-Лигате. 1968

Техническое мастерство на службе у безумия

Одна из черт творчества Дали, ярко представленная в иллюстрированном альбоме, — превосходная техника исполнения. В эпоху, когда большинство авангардистов отказывались от традиционного мастерства, Дали демонстрировал виртуозное обращение с кистью, знание законов перспективы и колорита.

Эта особенность часто вызывала недоумение критиков. К чему художнику-сюрреалисту такая скрупулезность в деталях и фотографическая точность, если цель искусства — выражение иррационального?

Дали отвечал на эти вопросы практикой. Его фантастические образы приобретали убедительность именно благодаря мастерству исполнения. Растекающиеся часы казались реальными, поскольку были написаны с натуралистической точностью. Призрачные фигуры обретали материальность благодаря тщательной проработке фактуры.

Альбом Дешарнов позволяет оценить техническое мастерство художника. Высококачественные репродукции передают тонкости живописной техники и позволяют рассмотреть детали, недоступные при обычном музейном осмотре.

Дали как культурный феномен

К концу жизни Дали превратился в культурную икону. Его закрученные усы стали такой же частью массовой культуры, как и растекающиеся часы. Художник сознательно культивировал свой эксцентричный образ, понимая его рекламную ценность.

За внешними эффектами скрывалась серьезная художественная программа. Дали создавал не только картины, но и новый тип отношений между художником и публикой. Он разрушил границы между искусством и жизнью, творчеством и перформансом.

Альбом Дешарнов показывает Дали в контексте культуры XX века. Авторы анализируют его влияние на современников и роль в формировании художественных направлений второй половины столетия. Особое внимание уделяется работе художника в кинематографе, театре и моде. Дали стремился охватить все сферы художественной деятельности, создавая тотальное произведение искусства.

Наследие мастера

После смерти Галы в 1982 году Дали практически перестал работать. Утрата спутницы жизни стала невосполнимой потерей. Последние годы художника прошли в уединении.

Смерть Дали в 1989 году завершила одну из самых ярких глав в истории искусства XX века. Его наследие продолжает жить и развиваться в музеях Фигераса и Порт-Льигата. Работы художника регулярно экспонируются в крупнейших галереях мира.

Альбом Дешарнов — одна из попыток осмыслить это наследие. Авторы не ограничиваются каталогизированием работ, а стремятся показать внутреннюю логику творческого развития Дали, определить его место в истории искусства.

Дали перед своей последней картиной "Ласточкин хвост" в замке Пуболь. Май 1983 года
Дали перед своей последней картиной "Ласточкин хвост" в замке Пуболь. Май 1983 года

Искусство как инструмент познания

В заключительной части альбома авторы возвращаются к вопросу о сущности творчества Дали: было ли это развлечением для публики или серьезным способом познания мира?

Творчество Дали являлось плодом интеллекта и познания. Художник не просто создавал красивые или шокирующие образы — он исследовал возможности человеческого сознания, изучал механизмы восприятия и экспериментировал с новыми формами художественного выражения.

Его параноидально-критический метод был попыткой создать инструмент познания, способный проникнуть туда, куда не может добраться рациональное мышление. Художественное творчество становилось формой научного исследования, а наука — источником вдохновения.

Альбом Дешарнов позволяет увидеть эту сторону творчества великого каталонца. Читатель получает возможность проследить логику художественных решений мастера и оценить масштаб его достижений.

Женщина перед скалами Пенья-Сегат. 1926
Женщина перед скалами Пенья-Сегат. 1926

Итоги

Альбом Робера и Николы Дешарн «Сальвадор Дали» представляет собой комплексное исследование творчества одного из важнейших художников XX века. Издание дает возможность по-новому взглянуть на Дали, разглядеть в нем не только эксцентричные выходки, но и серьезную художественную программу. Читатель может проследить эволюцию мышления мастера и оценить его вклад в развитие современного искусства.

Особенную ценность альбому придает превосходное качество воспроизведения репродукций. Издательство «Белый город» создало подарочное издание, которое служит как для изучения творчества художника, так и для эстетического наслаждения его работами.

Для тех, кто стремится понять феномен Сальвадора Дали и разобраться в сложностях его художественного мира, этот альбом станет незаменимым помощником. Он открывает дорогу во вселенную великого сюрреалиста, где реальность и фантазия сливаются в единое целое.

Если вас завораживают загадки человеческого сознания и интересно, как гений превращает безумие в искусство, эта книга для вас. Поделиться впечатлениями от творчества великого каталонца можно в комментариях. А если вы хотите узнать о других изданиях по искусству присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу «Бумажные книги».

М.: Белый город 2004 г. 384 с.

Telegram-канал