Найти в Дзене
РОДИНА 🐘 СЛОНОВ

Страшный секрет "Острова доктора Моро", о котором умолчал Уэллс - и связь книги с "Собачьим сердцем" Булгакова

Если вы, как и автор канала "Родина Слонов", зачитывали до дыр произведения великого фантаста Герберта Уэллса, то явно не могли пройти мимо его произведения, которое стоит особняком даже в списке самых оригинальных книг английского писателя и провидца - "Остров доктора Морó". Отдавая дань гениальности замысла и исполнения, хочется обсудить одну жуткую тему, которой Герберт Джозефович в этой книге касаться не стал. И вы поймёте, почему, дочитав эту статью с анализом происходящих на вымышленном, но всё равно пугающем островке. Вдруг вы подзабыли, о чём данный фантастический роман: Книга Герберта Уэллса «Остров доктора Моро» (1896) рассказывает о событиях на острове в Тихом океане, населённом полу-животными, полу-людьми — жертвами опытов по вивисекции. Произведение сочетает элементы научной фантастики с чертами социальной сатиры, затрагивает вопросы о природе человека, отношении к животным, этике медико-биологических исследований и ответственности учёного. История обычного человека по

Если вы, как и автор канала "Родина Слонов", зачитывали до дыр произведения великого фантаста Герберта Уэллса, то явно не могли пройти мимо его произведения, которое стоит особняком даже в списке самых оригинальных книг английского писателя и провидца - "Остров доктора Морó". Отдавая дань гениальности замысла и исполнения, хочется обсудить одну жуткую тему, которой Герберт Джозефович в этой книге касаться не стал. И вы поймёте, почему, дочитав эту статью с анализом происходящих на вымышленном, но всё равно пугающем островке.

Вдруг вы подзабыли, о чём данный фантастический роман:

Книга Герберта Уэллса «Остров доктора Моро» (1896) рассказывает о событиях на острове в Тихом океане, населённом полу-животными, полу-людьми — жертвами опытов по вивисекции. Произведение сочетает элементы научной фантастики с чертами социальной сатиры, затрагивает вопросы о природе человека, отношении к животным, этике медико-биологических исследований и ответственности учёного.

История обычного человека по имени Эдвард Прендик, случайно попавшего на маленький остров в Южных морях, оказавшийся царством гениального и полубезумного доктора Моро, дерзнувшего нарушить законы природы и начать творить людей из диких зверей. Действие занимает одиннадцать месяцев от февраля 1887 по январь 1888 года.

Самый страшный роман Уэллса, балансирующий на грани между фантастикой и «литературой ужасов».

В детстве мне не хватало понимания проникнуть в наиболее жуткую тайну "Острова", о которой Уэллс не стал рассказывать. Но шли годы, умение анализировать и доставать скрытые секреты помаленьку росло. А кроме того, за эти десятки лет в нашу цивилизацию массово пришёл интернет с его доступностью информации и разнообразные новейшие технологии (в том числе такие кошмарные, что им позавидовал бы сам вымышленный доктор Моро). И тут у меня случился мощный, как сейчас принято говорить, инсайт.

Вспомним начало романа.

Корабль «Леди Вейн» наскочил на отмель и затонул. Прендик, биолог-путешественник, плывущий на нём, спасается на ялике вместе с ещё одним пассажиром и матросом. После гибели спутников и потери сознания, Прендик приходит в себя в грязной каюте другого корабля, где знакомится с её обитателем - неким Монтгомери, бывшим студентом-медиком.

Монтгомери, ассистент доктора Моро, перевозит на небольшом зафрахтованном судне «Ипекакуана» свой груз животных: пуму, ламу, множество кроликов, собаку. Над его странным слугой, по имени Млинг, издевается вся команда. Сам Прендик неожиданно замечает, что глаза у того светятся в темноте, а звери в клетках приходят в неистовство при его появлении. Внешность Млинга вызывает отвращение и страх. Впоследствии выясняется, что слуга был создан из собаки.

Тут встаёт вот какой существенный вопрос. А каким образом Моро вообще мог превращать животных в людей (или, точнее, в подобие людей)?

И не просто физиологически похожих, но и, что важно, живущих с соблюдением всех норм человеческого общества. Ведь нам показан их социум, в котором есть религия, культура, морально-этические принципы, построение жилищ и так далее.

Уэллс объясняет такое перевоплощение успехами Моро и его помощника в вивисекции.

Вивисекция - проведение хирургических операций над живым животным с целью исследования функций организма (либо для извлечения отдельных органов), изучения механизмов действия лекарственных средств, разработки методов хирургического лечения или же в образовательных целях.

Ещё раз перечитаем, что стоит за этим термином и для чего используется живое животное в опытах по вивисекции:

  • Исследование функций организма
  • Апробация лекарств
  • Разработка хирургических методов
  • Образовательные процессы для медиков

Где в этом списке изменение мозга и мыслительных функций? Вивисекция никогда не включала в себя такую сферу! А ведь люди-звери Острова не только начали думать - они стали прямоходящими и обрели человеческую речь!

Думается, всего этого достигнуть методами вивисекции невозможно.

Нельзя что-то вырезать, чтобы зверь начал думать подобно человеку. И просто совместить двух животных - это придать новому существу (в романе есть, например, гиено-свинья) их общие черты, но нельзя этим создать подобие человека!

Но Остров полон зверолюдей, их более 60 особей. Откуда они тогда взялись?

Представим, как можно сделать, например, компьютер из калькулятора. Заменой кнопок? Поставить другой корпус? Нет. Нужны "мозги".

Значит, доктор Моро должен был пересаживать в своих подопытных животных... человеческие органы. И это будут органы ещё живых людей - потому что в условиях XIX века привезти такое из ближайшей цивилизации (Чили) на остров Ноубл в состоянии заморозки/охлаждения было бы нереально.

И, знаете, мировая литература в лице русского писателя Михаила Булгакова подсказывает нам как раз такое решение:

Полиграф Полиграфыч собственной персоной. Кстати, очень уважал слонов. Подпишитесь и вы на наш канал!
Полиграф Полиграфыч собственной персоной. Кстати, очень уважал слонов. Подпишитесь и вы на наш канал!

Да-да, рассказ "Собачье сердце" всё о том же, про решение данной проблемы:

Профессор Ф.Ф.Преображенский проводит очень сложную операцию. Он пересаживает уличному псу Шарику человеческие семенные железы и гипофиз. Пёс начинает превращаться в человека, Полиграфа Полиграфовича Шарикова хама, алкоголика и дебошира.

Филипп Филиппычу было не в пример проще раздобыть органы человека искомый донор Клим Чугункин дожидался его в морге столицы бывшей Российской империи. Перевезти тело в свою клинику и разделать было делом буквально нескольких минут.

Кстати, операционными процессами Преображенский занимается опять-таки на пару с молодым помощником, доктором Борменталем (тоже по факту бывший студент-медик, только, в отличие от Монтгомери, доучившийся до диплома). Такой ряд совпадений наводит на предположение, что в чём-то "Собачье сердце" является потомком и наследником "Острова доктора Моро". Разумеется, с куда более развитой социальной сатирой, но от хирургической составляющей нам всё равно никуда не деться.

Однако вернёмся к нашим баранам доктору Моро и его зверолюдям.

Доктор-вивисектор, скрывающийся на необитаемом островке в южной части Тихого океана, должен был пересадить нечто человеческое своим животным пациентам, чтобы превратить их в людей (или, точнее, в их подобие).

Но откуда Моро мог брать на Острове людей-доноров?

Вывод прост: их поставлял Монтгомери, регулярно уплывавший в Чили за донорами-животными.

Найти и уговорить разными способами в порту какого-то забулдыгу поехать с ним на корабле - дело проще простого. Деньги, обещания чего угодно. А можно и тупо напоить бедолагу (в этой методике Монти явно был профессионалом).

Получается, добряк Монтгомери и поставлял своему шефу-вивисектору подопытных климов чугункиных. Однако в феврале 1887 года (начало событий) что-то пошло не так.

Монтгомери плывет домой на остров в компании животных, но без человека-донора. Возможно, бывший студент-медик, а ныне актуальный ассистент-алкоголик просто из-за своего пьянства в чилийском порту упустил возможность с кем-то договориться. А может, рыбка соскочила с крючка, в последний момент заподозрив неладное. Либо Монти совсем не повезло никого соблазнить поехать в путешествие в один конец. В любом случае, он возвращается назад - и настроение у него не самое радужное. За провал этой части миссии (самой важной) его ждёт нагоняй от шефа.

Но тут подворачивается удобный случай всё исправить. "Ипекакуана" подбирает Прендика, который и без сознания, и (когда он придёт в себя) в безнадёжной ситуации. Денег (наличных и кредитной карты) у него нет, он вдали от родины и людей, которые ему могут помочь. По факту, Монтгомери - его единственная надежда и единственный в данный момент приличный (с виду) человек.

Возле Острова, при выгрузке Монти и его животных, происходит странная сцена. Капитан решает выбросить Прендика с корабля, как ненужного ему человека.

Разумеется, Эдвард в данный момент неплатёжеспособен. Но это ровным счётом не повод от него избавляться. Что получает капитан, выбросив его на берег? Ноль. Взяв же дальше в плавание, он вполне сможет добиться от Прендика как минимум следущего:

  • Бесплатная работа на корабле (естественно, самой грязной), причем не факт, что до ближайшего порта - вполне можно таскать его с собой следующие полгода, мотивируя необходимостью отработки своего пребывания на корабле. А там, дальше, возможно, бывший пассажир уже втянется в дела и сам захочет остаться, станет членом команды.
  • Возможная денежная компенсация в будущем (Прендик отправит запрос родственникам или займет эти деньги на выплату долго где-то. Да хоть пусть идёт грабить на большую дорогу - капитану, в конце концов, это абсолютно фиолетово, счётчик включён).
  • Приятный культурный собеседник и будущий собутыльник (пить будет, никуда он не денется) - не чета остальному быдлу на корабле "Ипекакуна".

В-общем, сплошные плюсы - заполучить такого полудобровольного раба на свой корабль (да ещё и "ботана", который точно не перережет капитану ночью горло).

Вместо этого мерзкий капитан решает ссадить Эдварда в объятия доктора Моро... С чего бы это?

Кроме того, зачем бы вдруг Монтгомери тащить с собой чужака на их закрытый и секретный остров? Если бы капитан был действительно полон праведного гнева на Прендика (хотя с чего бы это? Эд ничем таким не прославился на борту "Ипекакуаны") и действительно пылал решимостью от него избавиться прямо тут, для Монти всегда был вариант подкинуть денег капитану в оплату за Прендика и кэп (явно не богатый человек, который плавает на свой посудине с командой из отребья) даже в пьяном состоянии должен был согласиться и взять деньги (а скорее всего, увидев нежелание Монтгомери брать чужака с собой, начать вымогать ещё больше). Вместо этого кэп выгоняет Эдварда, лишив себя любой материальной выгоды. Странно, правда?

... Но если же версия со сговором капитана и Монти неверна, тогда остаётся одно. Эдвард Прендик врёт недоговаривает нам в своём дневнике обстоятельства того, как он оказался на Острове. Тогда как раз имела место взаимная договорённость между ними отправиться на Остров. Недоучившийся медик мог соблазнить квалифицированного биолога отправиться на Остров изучать редкие виды животных (собственно, так оно в итоге и получилось - следующие 10 месяцев Прендик наблюдал очень редкие их виды). Или это было обещание хорошо оплачиваемой работы. Тут Монти тоже бы не вполне впал в обман - доктор Моро был обеспеченным респектабельным человеком и в теории мог бы позволить себе оплату ещё одного помощника. Впрочем, мы-то понимаем, что на самом деле Острову нужен не учёный, а донор. Тем более, возможно, доктору Моро уже поднадоели чилийские климы чугункины (явно из них получались реднеки наподобие Шарикова - что, кстати, явным образом иллюстрирует финал трагедии: зверошариковы, полученные из портовых забулдыг страны Чили, закончили своё человеческое существование в пожарах, убийствах, каннибализме и прочем свальном грехе). И тут культурный образованный человек наподобие Прендика мог бы дать шанс сделать более приличного зверочеловека.

Вспоминается ещё одна обитательница Острова, девушка-кошка Аисса. Она - одна из приближенных к Моро "детей". Аисса значительно ближе к человеку, чем все остальные творения Моро. В фильме она даже играет на рояле (если я помню точно этот момент - вот Моро точно на нем музицировал). Погибает от руколап хищной гиеносвиньи. Судя по культурному облику этой героини, ей явно передала свои органы не портовая прoституткa.

Вот такие мысли наводит в настоящее время роман "Остров доктора Моро" - блестящая, не тускнеющая от столетия к столетию классика фантастики. Просто Герберт Джордж Уэллс не решился рассказать нам всю правду Острова до конца...

Кстати, рекомендую вам одну из трёх киноэкранизаций этой книги (1932, 1977 и 1996 годы) - одноименный фильм режиссёров Франкенхаймера и Стенли, в главных ролях потрясающая троица: Дэвид Тьюлис, Марлон Брандо и Вэл Килмер (1996 год). Фильм незаслуженно был обижен критиками, зрительским интересом и сборами, хотя, на мой взгляд, это шедевр. Особенной находкой стало перенесение событий в наши дни (90-е годы): Монтгомери гоняет по острову на "виллисе", Моро едет на своего рода "папамобиле", одетый как Папа Римский, на встречу со своей зверопаствой, а Прендик теперь сотрудник ООН, но остальное в киноленте очень неплохо отражает дух исходного книжного произведения.

ЭТО ИНТЕРЕСНО. ФАКТЫ О ВИВИСЕКЦИИ

Первый в мире закон в защиту экспериментальных животных был принят в 1878 году в Великобритании.
Во Франции первое общество противников вивисекции в XIX веке возглавил Виктор Гюго, который сказал: «Вивисекция — преступление; человеческая раса должна отречься от этого варварства».
Американское общество против вивисекции основано в 1883 году в Филадельфии группой людей, вдохновленных незадолго до этого принятым в Великобритании Законом о защите животных. Первоначальной целью общества было регулирование использования животных в науке и обществе. Спустя несколько лет первостепенной задачей общества стал полный запрет вивисекции.
В 1898 году в Великобритании был основан Британский союз за отмену вивисекции.

В России самым известным вивисектором был физиолог Иван Павлов, нобелевский лауреат, создатель учения о высшей нервной деятельности. Собаки до сих пор нервно вздрагивают при упоминании его имени.

Не забудьте подписаться на канал, друзья! Ещё мы есть в Телеграме - и мы за правду.