Найти в Дзене

Главный фанат Эдгара По в Серебряном веке

— Какой у вас удивительный грим, синьор! Я принял вас за труп! Скажите мне имя гениального художника, что так искусно изменил ваши черты? — Смерть. Леонид Андреев, “Чёрные маски” Сейчас читаю книгу про одного из моих любимых авторов. Название отсылает к НЕ самому известному произведению Леонида Андреева — пьесе “Чёрные маски” (1908), которая, в свою очередь, — реверанс Андреева… Эдгару По. Да, Андреев признавался: “Как на художника на меня оказывали и оказывают влияние Библия, Гаршин, Чехов, Толстой, Э. По”. Максим Горький, который хорошо знал Андреева, подтверждал, что Андреев называл По талантом, “родственным ему по духу”. В “Чёрных масках” мы увидим отсылки не только к “Маске Красной Смерти”, но и к другим произведения По: рассказу о двойничестве “Вильям Вильсон” и балладе Родерика Ашера. Итак. Главный герой “Чёрных масок” Андреева — герцог Лоренцо, который решил в своём старинном готическом замке устроить маскарад. В действующих лицах пьесы особое внимание Андреев уделяет присут
— Какой у вас удивительный грим, синьор! Я принял вас за труп! Скажите мне имя гениального художника, что так искусно изменил ваши черты?
— Смерть.
Леонид Андреев, “Чёрные маски”

Сейчас читаю книгу про одного из моих любимых авторов. Название отсылает к НЕ самому известному произведению Леонида Андреева — пьесе “Чёрные маски” (1908), которая, в свою очередь, — реверанс Андреева… Эдгару По.

Да, Андреев признавался: “Как на художника на меня оказывали и оказывают влияние Библия, Гаршин, Чехов, Толстой, Э. По”. Максим Горький, который хорошо знал Андреева, подтверждал, что Андреев называл По талантом, “родственным ему по духу”.

В “Чёрных масках” мы увидим отсылки не только к “Маске Красной Смерти”, но и к другим произведения По: рассказу о двойничестве “Вильям Вильсон” и балладе Родерика Ашера. Итак. Главный герой “Чёрных масок” Андреева — герцог Лоренцо, который решил в своём старинном готическом замке устроить маскарад. В действующих лицах пьесы особое внимание Андреев уделяет присутствующим на празднике, отметив важное: на маскараде есть Маски, которых пригласил герцог Лоренцо и Черные маски, которых герцог Лоренцо не приглашал🖤

-2

Эти черные маски превращают костюмированный праздник в судорожный кошмар: 

Лоренцо. Какая странная маска! Отчего вы вся в красном и что значит эта противная черная змея, что обвивает вас? Надеюсь, она не живая, синьора?
Красная маска (глухо смеясь). Я твое сердце.

Каждая чёрная маска в замке (а их там сотня!) — символы разных аспектов зла, лжи и гниения души. Эти гадкие создания, как пауки, окутывают чёрной паутиной слов всё вокруг: 

Паук. Лоренцо, Лоренцо, пойдем ловить мух. Там на башне в паутине давно запуталось что-то и ждет тебя. Идем, Лоренцо. Разве тебе не хочется свежей крови?

-3

Андреев словно описывает самый страшный кошмарный сон, и, одновременно с этим, постоянно держит в напряжении, намекая, что эта трагедия души происходит на самом деле. Герцог уже не узнает никого вокруг: ни друзей, ни возлюбленной, ни своих песен. Ни самого себя. Ужас нагнетается, маски множатся, словно лики хтонического ужаса: здесь и горбатые сморщенные старухи — послушницы дьявола; и Нечто многорукое, многоногое, лишенное образа и формы; и что-то Длинное Серое, которое глухо кашляет на герцога; и музыка, которая способна свести с ума.

Эдгар По точно бы оценил такой поклон. Попыталась без спойлеров, поэтому те, кто подобное любит, возьмите на заметку себе.

Маска (глухо). Мы все-таки прошли. Ведь мы прошли, синьоры?
Вторая маска. Мы прошли.
Третья маска. Мы прошли.