Найти в Дзене
Приазовская степь

Сухой и Мокрый

Продолжая путешествие по карте Неклиновского района, в западной его части мы видим две синих ниточки, у села Щербаково сплетающихся в одну. Это Мокрый и Сухой Еланчики, соединив свои воды, бегут на юг, где у села Весело-Вознесенка вольются в Азовское море.
Путь их был не близок. Зародившись холодными ключами на Донбассе, проделали путь около ста километров.

Их воды, несущие прохладу и жизнь, веками питали эти земли, давая силу травам и деревьям, служа домом для рыбы и пристанищем для водоплавающих птиц. Вдоль их берегов раскинулись поля, где колосится пшеница, раскинулись сады, полные фруктов, а также хутора и сёла — свидетели богатой истории, где и сегодня живут трудолюбивые люди.
По рассказам старожилов, в былые годы река была полноводной, рыбаки не жаловались на уловы. Сегодня оба Еланчика обмелели, заросли камышом, рыба попадается на крючок только ближе к морю. В жаркие годы русло местами вообще пересыхает.

Как-то летом у хутора Пудового (а это, к слову, нижнее течение реки) я переходил высохшее, с полопавшимся, засохшим илом дно русла пешком, не запачкав обувь. На сайте Ефремовской школы села, расположенного на берегу Мокрого Еланчика, есть воспоминания его жителя А.А. Руденко: «В далёкие времена моего детства глубина реки была 16 метров (тут, думаю, Александр Антонович минимум на десяток метров преувеличил, или после единички запятая потерялась!), и в ней обитали разные рыбы: щуки, сомы, толстолобики, и даже проходила красная рыба.

Река была полноводной, есть факты, что в конце 19 века в ней утонул житель села Титовский П.Е. вместе с телегой и лошадьми. Во время половодья в начале 20 века река настолько выходила из берегов, что люди вместе с имуществом спасались как могли, поскольку их дома и подвалы затапливались водой.
Долгое время существовала легенда, что в 1904 г. в реке появилось неведомое существо, которого все боялись. И тогда житель села Шевченко Е.Н. с приезжим участковым отправился в засаду, чтобы избавить жителей от страшного монстра.

Наживкой послужила курица. Каково же было удивление, когда на наживку попался… гигантский сом! Рыба была огромной и тяжёлой, что, когда его положили на телегу, её хвост попросту не поместился».
В конце позапрошлого века в этих местах любил бывать Антон Чехов, где, по его выражению, чувствовал себя как дома и знал там каждую балочку. В хутор Котломино, усадьбу урядника Ивана Зембулатова, его привела дружба по студенческим годам с его сыном Василием.

Брат Василия Виссарион, будучи заседателем Покровской слободы, в газете «Приазовский край» за 1904 год вспоминал их юношеские приключения на Еланчике. Однажды летним утром забравшись в корыто, заменившее им лодку, они отправились на рыбалку. Ловили у берега и настолько увлеклись, следя за поплавками, что не заметили, как незаметно к ним подошла госпожа Зембулатова и шутки ради перевернула корыто. Испачкавшись в грязи, мокрый, Антон в долгу не остался — отправился в дом и улёгся в гостиной на дорогом диване». Впоследствии, вдохновлённый красотой этих мест, А.П. Чехов написал целый ряд «степных» произведений.
По одной из легенд, коих немало можно услышать в Приазовье, у Сухого Еланчика в хутор Чекилёв зимой 1941 года, где располагался штаб 3-го моторизованного корпуса немцев, приезжал сам Адольф Гитлер. Там лидер фашистов устроил разнос командирам, сдавшим Ростов и отступившим к Миусу.
Сегодня усадьба Чикилева, где располагался в те годы штаб немцев, является объектом культурного наследия регионального значения. Нет, не из-за Гитлера, конечно. На заре 19 века командир Донского казачьего полка А.Ф. Чикилёв получил разрешение переселить сюда крестьян и основал хутор, а уже много позже есаул Аким Чикилёв (предположительно внук) выстроил красивую усадьбу, где были особняк с колоннами, встречавший на входе двумя башенками, конюшни, великолепный тенистый парк с аллеями и прудом. Есаул насадил сад с плодовыми деревьями, держал богатую пасеку, а в глубоких подвалах в дубовых бочках зрело вино.
К сожалению, как и многие другие усадьбы того времени усадьба Чикилёва не избежала разрушительного хода истории. От былого великолепия почти ничего не осталось, но дух творчества и воспоминания о великих людях, живших или посещавших эти места, продолжают жить в рассказах местных жителей и в легендах, передаваемых из поколения в поколение.
Эти истории о гигантском соме, великом писателе, винных подвалах есаула, словно выхваченные из старинных былин, лишь одни из множества, что хранят в себе эти тихие воды.
И хотя сегодня Еланчики уже не те, что прежде, в их обмелевших руслах среди зарослей камыша всё ещё можно увидеть отражение неба, на их берегах услышать отголоски прошлого и почувствовать дыхание земли, которая помнит шаги тех, чьи судьбы навечно вплелись в песню этих мест.

Сергей Авдеенко.
Фото автора.