Приветствую вас!
Можно ли смоделировать спуск пилотируемого космического аппарата на поверхность Луны в земных условиях? На первый взгляд, эта задача кажется невозможной. Помимо низкой гравитации — в шесть раз меньше земной — у Луны нет атмосферы, что невозможно воспроизвести без использования гигантской вакуумной камеры (и, хотя такие камеры реально существуют , они недостаточно велики). Однако в 1960-х годах не существовало достаточно продвинутых компьютерных моделей, поэтому Соединённые Штаты, и Советский Союз были вынуждены сконструировать летательный аппарат, который мог бы достоверно имитировать спуск пилотируемого лунного аппарата на лунную поверхность.
Американское космическое агентство НАСА сконструировало аппарат LLTV (Lunar Landing Training Vehicle), который использовался астронавтами космической программы "Аполлон" для отработки маневров посадки лунного модуля. Этот летательный аппарат, разработанный на основе конструкции LLRV ( Lunar Landing Research Vehicle ), имел мощный турбореактивный двигатель, расположенный в центральной части. Тяга двигателя LLTV регулировалась таким образом, чтобы имитировать гравитацию Луны; он также был способен противодействовать порывам ветра, устраняя влияние земной атмосферы. Но не все шло гладко: и LLTV, и LLRV были капризными машинами, которыми было очень трудно управлять.
6 мая 1968 года, LLRV-1, пилотируемый Нилом Армстронгом, потерпел аварию на высоте шестидесяти метров, в результате чего астронавт был вынужден катапультироваться. Армстронг благополучно приземлился всего через четыре секунды после спуска на парашюте, после чего LLRV рухнул на землю. Позже еще два из трёх построенных LLTV постигла та же участь. Несмотря ни на что, после миссии "Аполлон-11" Армстронг заявил, что тренировочные полёты на LLRV/LLTV были очень похожи на реальную посадку на лунную поверхность лунного модуля "Орел". В результате чего, несмотря на опасность, НАСА решило продолжить использование LLTV для подготовки экипажей лунной космической программы "Аполлон".
Существовал ли вариант LLRV/LLTV в Советском Союзе? Программа посадки на Луну Н1-Л3, возглавляемая ОКБ-1 Сергея Королева (ЦКБЭМ), хотя и не достигла уровня программы «Аполлон», но, перед ее разработчиками также стояла задача каким-то образом имитировать посадку на Луну. Посадка советского лунного корабля (ЛК) на поверхность Луны должна была осуществляться по иной схеме, нежели у лунного модуля США. Американский лунный модуль представлял собой двухступенчатый космический корабль, вмещающий экипаж из двух астронавтов, при этом посадочная ступень отвечала за управление посадкой с лунной орбиты на поверхность Луны. Но советский лунный корабль из-за ограниченной мощности ракеты Н1, был гораздо меньшим космическим аппаратом, который должен был вмещать одного космонавта.
Для замедления своей скорости, перед спуском с лунной орбиты к поверхности Луны, лунный корабль использовал блок «Д». Спустившись на высоту в 1,5-2 километра над поверхностью Луны блок «Д» должен был отделится от лунного корабля. С этого момента включался основной двигатель лунного корабля для продолжения спуска. Этот двигатель, расположенный в блоке "Е" (фактически он состоял из основного и резервного двигателей), также должен был отвечать за возвращение ЛК на орбиту. У космонавта было около 30 секунд, чтобы принять решение, продолжать ли спуск или выбрать новую точку посадки.
Пилоту лунного корабля не оставалось времени для манёвра. Этот факт диктовал необходимость внедрения системы обучения. Советское инженеры решили использовать обычные вертолёты Ми-4 и Ми-8 для отработки пилотажного мастерства космонавтов, участвовавших в лунной программе. Однако этого было явно недостаточно, поэтому было решено создать аппарат-имитатор лунного корабля, который бы более точно воспроизводил условия посадки на Луну. Результатом стало создание летательного аппарата ВИ-4-ЛК (Вертолётный имитатор), который представлял собой модифицированный вертолёт Ми-4 с задней кабиной, где была установлена копия органов управления лунным кораблем.
Программа Н1-Л3 так и не достигла этапа отбора экипажей, но тем не менее четырнадцать космонавтов были отобраны для программы по облёту Луны. Космонавты Алексей Леонов и Олег Макаров должны были пилотировать космический корабль "7К-Л1" во время первой окололунной экспедиции. По этой причине они также были неофициально назначены в качестве одного из экипажей программы по посадке на поверхность Луны - Н1-Л3, но нет никаких доказательств того, что они могли бы быть основным экипажем первой советской лунной экспедиции с посадкой на Луну.
Как бы то ни было, но доподлинно известно, что Алексей Леонов тренировался на ВИ-4-ЛК, хотя точное количество космонавтов тренировавшихся на этом летательном аппарате не известно.
Советская пилотируемая лунная программа, всё ещё таит в себе много нового и интересного.