Найти в Дзене
HAYK media

День памяти | Саркис Бархударян

Саркис Бархударян — Выдающийся Композитор Армении Родился 7 сентября 1887 года в Тифлисе. Дом семьи находился недалеко от рынка, откуда Саркис слышал разные мелодии, исполняемые торговцами, и мог воспроизвести их на различных народных инструментах. Его мать была музыкальным человеком, и, видя талант сына, купила ему пианино, после чего он начал брать частные уроки. В 1900 семья отправляется в Армению для знакомства детей с родной культурой. Там юноша встретил Комитаса, который высоко оценил его музыкальные способности, что глубоко тронуло Саркиса. В 1907 оканчивает Тифлисское музыкальное училище. В 1907-09 обучается в Берлинской королевской консерватории. В 1915 окончил Петроградскую консерваторию. В 1917-23 пишет «Ноктюрн», «Колыбельную» и «Сказку», «Наз-пар» для фортепиано и другие произведения. Музыковед Тер-Григорян писал о пьесе «Наз-пар»: "Это жемчужина по своей красоте, ажурная армянская сольная пляска, воздушная, как греза". В это же время Бархударян с большим успехом концерти

Саркис Бархударян — Выдающийся Композитор Армении

Родился 7 сентября 1887 года в Тифлисе. Дом семьи находился недалеко от рынка, откуда Саркис слышал разные мелодии, исполняемые торговцами, и мог воспроизвести их на различных народных инструментах. Его мать была музыкальным человеком, и, видя талант сына, купила ему пианино, после чего он начал брать частные уроки. В 1900 семья отправляется в Армению для знакомства детей с родной культурой. Там юноша встретил Комитаса, который высоко оценил его музыкальные способности, что глубоко тронуло Саркиса. В 1907 оканчивает Тифлисское музыкальное училище. В 1907-09 обучается в Берлинской королевской консерватории. В 1915 окончил Петроградскую консерваторию.

В 1917-23 пишет «Ноктюрн», «Колыбельную» и «Сказку», «Наз-пар» для фортепиано и другие произведения. Музыковед Тер-Григорян писал о пьесе «Наз-пар»: "Это жемчужина по своей красоте, ажурная армянская сольная пляска, воздушная, как греза". В это же время Бархударян с большим успехом концертирует как пианист. Посещает Тифлис, Баку, Гюмри, Москву, Петербург. В концертных программах исполнялись его фортепианные произведения. "Могу засвидетельствовать, что Саркис Бархударян обладает огромным творческим дарованием. Его произведения проникнуты яркой армянской национальной окраской, отличаются искренностью, изяществом и стройностью формы, что доказывает, что автор их — Великий музыкант", — Александр Глазунов.

В 1923-54 преподаёт теоретические предметы и композиции в Тбилисской консерватории, и одновременно работает в 1934-37 в Ереванской консерватории. Учениками композитора были многие известные и талантливые музыканты и композиторы — Александр Арутюнян, Эдвард Мирзоян, Газарос Сарьян и др.

Умер 29 октября 1973 года в Тбилиси, похоронен в Ереване. Заслуженный деятель искусств Грузии (1936), Народный артист Армении (1960). Сочинения: Балет «Наринэ» (1938); Музыкальная комедия «Кери Кучи» (1945); Для оркестра: 3 сюиты из балета «Наринэ» (1957, 1961), «Ануш» (1917); Для фортепиано: Восточные пляски (1913), Соната (1915), Детский альбом (1959), Поэма; Пьесы: Осенняя, Акварель, Сказка, Назпар, Анданте; Для голоса с фортепиано: Романсы; Музыка к спектаклям («Почётные нищие», «Храбрый Назар», «Намус» и др) и фильмам («Каро», «Храбрый Назар», «Пёс и кот» и др); Обработки народных и ашугских песен: Саят-Новы (1935), Народная песня «Сари ахчик» (1932) и др.

В основном Саркис Бархударян писал фортепианные миниатюры. Считается мастером «малой формы». Его фортепианные миниатюры являются подлинными шедеврами армянской фортепианной музыки. Сочинял также фортепианные пьесы с национальным колоритом, сыгравшие значительную роль в развитии национальной камерно-инструментальной музыки. Считается основателем армянской фортепианной музыки, ибо «Восточные пляски» являются фактически первыми оригинальными произведениями на армянскую тематику для фортепиано в армянской музыке.