Найти в Дзене
Экзамен - это про100

65 рублей и одна большая ошибка (или нет?) Анализируем рассказ В. Шукшина "Сапожки". (подготовка к Итоговому сочинению и ЕГЭ)

Добрый день, друзья! Продолжаем собирать копилочку небольших произведений для Итогового сочинения. Сегодня предлагаю вам познакомиться с замечательным рассказом Василия Шукшина "Сапожки" Прочитать можно здесь Небольшая справка Василий Макарович Шукшин (1929–1974) — русский писатель, кинорежиссёр, актёр, представитель «деревенской прозы». Его творчество посвящено жизни простых людей, сибирских крестьян, шофёров, рабочих. Шукшин пишет о внутреннем мире человека, о его нравственных выборах, о тонкой грани между бытом и духовностью, между грубостью и добротой. Рассказ «Сапожки» был написан в 1968 году и вошёл в число самых известных произведений Шукшина. Он отражает типичные проблемы советской деревни: трудности быта, ограниченность доходов, непонимание между людьми, но также и проблески доброты, любви и стремления к красоте. Сюжет кратко: Сергей Духанин, шофёр, едет в город за запчастями. В магазине он видит красивые женские сапожки и решает купить их жене Клавдии. Несмотря на сомнения,

Добрый день, друзья! Продолжаем собирать копилочку небольших произведений для Итогового сочинения.

Сегодня предлагаю вам познакомиться с замечательным рассказом Василия Шукшина "Сапожки"

Прочитать можно здесь

Небольшая справка

Василий Макарович Шукшин (1929–1974) — русский писатель, кинорежиссёр, актёр, представитель «деревенской прозы». Его творчество посвящено жизни простых людей, сибирских крестьян, шофёров, рабочих. Шукшин пишет о внутреннем мире человека, о его нравственных выборах, о тонкой грани между бытом и духовностью, между грубостью и добротой.
Рассказ «Сапожки» был написан в 1968 году и вошёл в число самых известных произведений Шукшина. Он отражает типичные проблемы советской деревни: трудности быта, ограниченность доходов, непонимание между людьми, но также и проблески доброты, любви и стремления к красоте.
-2

Сюжет кратко:

Сергей Духанин, шофёр, едет в город за запчастями. В магазине он видит красивые женские сапожки и решает купить их жене Клавдии. Несмотря на сомнения, насмешки продавщицы и коллег, он покупает сапожки за 65 рублей — немалые деньги в то время. По возвращении домой оказывается, что сапожки не надеваются на жену — не по размеру. Однако в финале, несмотря на неудачу, у Сергея и Клавдии возникает тёплое чувство близости и понимания.

Композиция:

Рассказ построен как внутренний монолог героя, с элементами прямой речи и диалогов. Композиция линейная, но насыщенная психологическими поворотами:

1. Завязка — поездка в город, увиденные сапожки, первое желание.

2. Развитие действия — размышления о покупке, конфликт с продавщицей, сомнения.

3. Кульминация — покупка сапожек, реакция коллег, дорога домой.

4. Развязка — попытка примерить сапожки, их несоответствие размеру, но тёплая сцена в конце.

5. Финал — внутреннее состояние Сергея: «Хорошо».

Основные темы:

1. Тема любви и заботы

Сергей хочет порадовать жену — не ради подарка как такового, а чтобы она почувствовала себя любимой. Это акт любви, выраженной не словами, а поступком.

2. Тема красоты и духовной потребности

Сапожки — символ красоты, изящества, города. Для Сергея это попытка вырваться из серой, тяжёлой реальности деревенской жизни, подарить близкому человеку что-то «не по карману», но «по душе».

3. Тема быта и бедности

Рассказ показывает, как экономическая ограниченность влияет на решения человека. 65 рублей — это «половина мотороллера», как думает Сергей, и деньги могли бы пойти на более насущные нужды.

4. Тема одиночества и непонимания

Сергей сталкивается с непониманием: продавщица относится к нему с презрением, коллеги насмехаются. Он один в своём стремлении к доброму поступку.

5. Тема внутреннего счастья

Финал рассказа — не про успех, а про внутреннее состояние. Даже если сапожки не подошли, Сергей чувствует: «Хорошо». Это счастье не в результате, а в самом процессе любви и ожидания радости.

Образы героев

👤 Сергей Духанин — главный герой

- Тип: положительный, трагикомический герой.

- Черты характера:

— Добрый, любящий муж и отец.

— Внутренне чувствительный, но внешне грубоват.

— Сомневающийся, но способный на решительный поступок.

— Мечтатель, стремящийся к красоте.

- Внутренний конфликт: между долгом, бытом и желанием сделать добро.

- Развитие: в начале — сомневается, в середине — борется с внешними препятствиями, в конце — обретает внутреннее спокойствие.

-3

👤 Клавдия (жена)

- Простая деревенская женщина, привыкшая к тяжёлой работе.

- Реагирует на подарок искренне: радуется, но потом — стыд и грусть, что не может надеть.

- Её слёзы — не от злости, а от жалости к мужу, от осознания его доброго поступка.

- Показывает, что понимание и любовь важнее вещей.

-4

👤 Продавщица

- Образ «системы», бездушной бюрократии.

- Относится к Сергею с презрением, не видит в нём человека.

- Её ненависть — следствие разобщённости, усталости, потери человечности.

-5

👤 Шофёры (товарищи Сергея)

- Коллективное лицо «бытового сознания».

- Не понимают поступка Сергея: «на что ей такие?», «жалко деньги».

- Их реакция — смесь зависти, насмешки и страха перед чем-то необычным.

-6

Художественные приёмы

Психологизм.

Пример. Внутренние монологи Сергея: «спрашивается, какого дьявола надо было ждать…». Раскрывает внутренний мир героя, его сомнения и стремления .

Гипербола

Пример: «Половина мотороллера». Подчёркивает значимость суммы в глазах героя.

Ирония

Пример: «Вот так живешь — сорок пять лет уже, — все думаешь: ничего, когда-нибудь буду жить хорошо…» Трагикомическое осознание упущенной жизни.

Символизм

Пример: Сапожки — символ красоты, мечты, утраченной юности .Вещь становится знаком любви и внутреннего порыва .

Диалоги

Пример: Конфликт с продавщицей, спор с коллегами .Показывают социальные и межличностные напряжения .

Деталь

Пример: «поскрипел хромом», «запустил руку вовнутрь» .Передаёт бережное отношение к сапожкам, трепет .

Проблемы рассказа

1. Проблема выбора между долгом и чувством

Должен ли человек жертвовать насущным ради доброго, но, может быть, нерационального поступка?

2. Проблема ценности человеческих отношений

Что важнее: практичность или способность дарить радость?

3. Проблема духовной бедности общества

Почему люди насмехаются над добротой? Почему красота кажется чуждой?

4. Проблема счастья

Можно ли быть счастливым, даже если мечта не сбылась?

-7

Главная мысль

Подлинное счастье — не в обладании, а в способности любить, мечтать, дарить.
Человек остаётся человеком до тех пор, пока он не потерял способности к доброму поступку, к вере в красоту и любовь.
Даже неудачная попытка сделать добро — уже есть победа над серостью, бытом, цинизмом.

Финал и его значение

Финал рассказа — не драматический, а тихо-лирический. Сапожки не надеты, но Сергей и Клавдия смотрят друг на друга — и в этом взгляде — всё: прощение, понимание, любовь. Он трогает её руку, она улыбается — «по-мужичьи озорно, но с достоинством». Это возврат к молодости, к тем временам, когда они были влюблёнными.

Фраза «Ничего. Хорошо» — итог всего рассказа.

Это не победа, не радость, а покой души.

Сергей сделал то, что хотел. Он был человеком.

И этого достаточно.

-8

Рассказ «Сапожки» — шедевр шукшинской прозы.

Он показывает, как в самых простых людях живёт огромная душа.

Сергей Духанин — не герой, а обычный человек, который в один день решил быть лучше, чем требует жизнь.

И в этом — его подлинное величие.

"Если человек не потерял способности ждать счастья — он счастлив".

Сергей ждал этой минуты — минуты радости жены.

Он не увидел её, но чувствовал её.

И потому — был счастлив.

Вот такой замечательный рассказ. Ниже предлагаю вариант сочинения на одну из тем.

И.А. Бунин писал:" Если человек не потерял способности ждать счастья - он счастлив". Кого из литературных персонажей можно назвать счастливым по этой формуле писателя?

Счастье — понятие многогранное и субъективное. Для кого-то оно связано с достижением цели, для другого — с гармонией в душе или близостью с любимыми. Но, пожалуй, самое удивительное в счастье — это не его обретение, а сама возможность верить в него. Ведь истинная радость, возможно, заключается не столько в том, чтобы его испытать, сколько в том, чтобы сохранить способность ждать, надеяться, мечтать. И тогда возникает мысль: может быть, счастлив не тот, кто уже обрёл счастье, а тот, кто до сих пор способен его ожидать?
Ярким подтверждением становится герой рассказа Василия Шукшина «Сапожки» — Сергей Духанин. Простой шофёр, живущий в деревне, вдали от городской роскоши, впервые видит в магазине изящные женские сапожки и вдруг ощущает неожиданное желание — подарить их жене. Это не прихоть, а глубокое, почти болезненное стремление доставить близкому человеку радость. Он долго смотрит на сапожки, переживает, стоит ли тратить такие деньги, взвешивает: «не по карману», «лучше бы детям», «она сама заругает». Но в какой-то момент он принимает решение: «Спрашивается, какого дьявола надо было ждать, а не делать такие радости, какие можно делать?» — и идёт покупать их.
Важно не то, что сапожки в итоге не подошли по размеру, а то, что весь путь Сергея — это путь ожидания счастья. Он мечтает о том, как засверкают глаза жены, как она обрадуется, как на мгновение станет не хозяйкой, гнущейся под тяжестью быта, а любимой женщиной, которой сделали подарок. Это ожидание наполняет его жизнь смыслом, приносит внутреннее волнение, трепет, надежду. Даже когда его осмеивают товарищи, когда сапожки не надеваются, даже когда он понимает, что поступок может показаться глупым, — он не жалеет. Потому что в этот день он был счастлив: он верил в счастье, ждал его, он делал шаг навстречу.
И в финале рассказа, когда Сергей сидит у порога и курит, на душе у него — покой и тихая радость. Он не говорит: «Я купил сапожки — и потому счастлив». Он просто чувствует: «Хорошо». Потому что счастье было не в обладании, а в стремлении, в способности мечтать, любить, дарить. Сергей не потерял способности ждать счастья — и в этом его подлинность.
Таким образом, с моей точки зрения, именно герой В. Шукшина соответствует формуле И.А. Бунина.

Надеюсь, что материал был вам полезен. Всегда рада вашим адекватным и положительным откликам 😊!Не забудьте поставить лайк автору за старания, мне будет приятно, а вам несложно!

А тем, кому хочется покритиковать, желаю побольше позитива и радости от жизни! И спасибо, что читаете!

Подписывайтесь на канал, если еще этого не сделали. Буду радовать вас интересным и полезным контентом. Всем добра!

P.s. Еще больше материалов для подготовки к экзаменам на моем Телеграмм-канале! Буду рада каждому!

#ЕГЭ2026 #ОГЭ2026 #русскийязык #учителя #родители #школа #подготовкакЕГЭ #образование #дзен #итоговоесочинение